Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 мая 2019,  11:15

Андрей Толстов: Не ты выбираешь мотокросс, а он тебя

«Спортивная смена» поговорила с чемпионом ЦФО в классе мотоциклов с четырёхкатными моторами объёмом 250 см³

Андрей Толстов: Не ты выбираешь мотокросс, а он тебяФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

20-летний валуйчанин Андрей Толстов не раз выигрывал этапы чемпионата России, а сколько гонок провёл за всё время, и сам не знает. Он рассказал, как проходит подготовка к дистанции, приносит ли мотокросс прибыль и что самое страшное в этом виде спорта.

Главное – форма

— Андрей, расскажи, как ты попал в мотокросс?

— Это произошло совершенно случайно. Мне было семь лет, мы с отцом стояли возле мотоклуба и ждали его друга. В это время с трассы возвращались мотоциклы. Они мне очень понравились, я подошёл к тренеру и попросил записать меня на мотокросс. Первое время на тренировки меня возил дедушка, а я параллельно занимался кикбоксингом. Но когда втянулся, стало получаться в мотокроссе, с кикбоксингом я завязал. А папа увидел, что у меня есть будущее в этом виде спорта, и купил мне новый мотоцикл, хорошую форму, и мы начали заниматься более профессионально.

— Не задумывался, почему выбрал именно мотокросс, а не другой вид спорта?

— Все виды спорта чем‑то хороши, но мотокросс у меня в душе, он выбрал меня сам. Нужно родиться с данными к нему, с любовью к технике и мотоциклам.

— В мотокроссе неслабые физические нагрузки. Как ты с ними справляешься?

— Нужно постоянно поддерживать себя в хорошей форме. Если ты не будешь заниматься физподготовкой, то тебя хватит максимум на три круга, потом все обгонят. Почти каждое утро пробегаю 10 км и каждый день занимаюсь в спортзале по специальной программе для мотокроссменов. Она чем‑то похожа на программу для тяжелоатлетов, только с лёгкими весами. Главное – выбрать правильный вес, чтобы можно было делать по 20 повторений, то есть работа на выносливость, а не на рост мышц.

— У мотокроссменов есть какая‑то особая диета?

— Перед гонкой едим макароны, мясо. За несколько недель до старта – гречка и куриная грудка.

— Как проходят тренировки?

— У меня по три тренировки в неделю, в каждой по два часа езды. Сначала идёт отработка элементов, на втором часу – заезды на выносливость и на время. Если под конец заездов время круга увеличивается больше чем на две секунды, значит, ты не готов физически. Плюс на выходных стараюсь выехать на какую‑либо гонку.

 

Андрей Толстов Андрей Толстов / Фото: личный архив

Все мотоциклы одинаковы

— На каком мотоцикле начинал ездить?

— На Kawasaki с двигателем 60 см³, 1998 года выпуска. Он был весь на проволоке, кое‑как ездил. Сейчас езжу на двухтактном КТМ, 250 см³. Бешеный мотоцикл, очень мощный и лёгкий, хорошо управляется. На сегодня это лучший кроссовый мотоцикл. Но в целом нельзя сказать, что в мотокроссе одни мотоциклы хороши, а другие – не очень. Просто у некоторых одни характеристики лучше, у других – другие.

— Как настраиваешь мотоцикл перед гонкой?

— Это вообще непростой процесс. Карбюратор настраивается в зависимости от высоты над уровнем моря, температуры воздуха и бензина. Настройки подвески на каждую трассу индивидуальные – это ещё сложнее, их меняешь по 100 раз. Они зависят от рельефа трассы: насколько она скоростная, какие на ней кочки – высокие и жёсткие или, наоборот, преобладает мелкая крошка. На настройки влияет количество трамплинов и ещё куча факторов.

— Как готовишься к прохождению дистанции?

— Все спортсмены стараются пройти по ней перед гонкой несколько кругов пешком и подобрать для себя идеальные полосы для обгонов и быстрых кругов. 99 % трасс Черноземья я знаю, всё‑таки уже 13 лет занимаюсь мотокроссом. У каждой трассы своя специфика. Моя любимая – наша, валуйская. Мы её сами построили в прошлом году, и я тоже участвовал в разработке этого трека.

Тренировки в Испании

— Как вы добираетесь до места проведения гонок?

— На микроавтобусе «Мерседес-Спринтер», который переоборудовали в дом на колёсах. Сзади в нём есть гараж для мотоциклов, а в салоне машины есть спальня и кухня.

— И как далеко вы забираетесь?

— На сборы в Испанию, например, – 4 700 км в одну сторону. Переезжали там с одного места на другое и везде удивлялись профессиональной подготовке трасс для тренировок. На обратном пути ещё в Германии провели четыре тренировки. Поехали за границу, потому что у нас был снег и сильный мороз. Тренировки дома были бы бесполезными.

— Мотокросс приносит прибыль?

— Не в нашей стране. В России от него только убытки. Но это состояние души: какие бы убытки этот спорт ни приносил, ты будешь искать средства, чтобы поехать на соревнования или тренировку.

— Насколько хорошо знаешь свою технику?

— Настолько, что свой КТМ, пожалуй, могу полностью разобрать и собрать с закрытыми глазами.

 

Андрей Толстов: Не ты выбираешь мотокросс, а он тебя - Изображение Фото: личный архив

Об опасностях в гонке

— Со стороны дух захватывает, когда вы вылетаете на несколько метров вверх. Не страшно?

— Прыжки для меня стали такой же обычной вещью, как поход в магазин за продуктами. В мотокроссе страшная вещь – завалы. Чаще всего они происходят на старте, когда все спортсмены пытаются попасть в один поворот. В завале нужно как можно скорее найти свой мотоцикл и привести его в рабочее состояние. Это не всегда удаётся после того, как несколько спортсменов переедут его.

— Собираешься всю жизнь заниматься мотокроссом?

— Моё будущее плотно с ним связано. В планах стать хорошим тренером по мотокроссу – это очень прибыльно, да и ещё занимаешься любимым делом. Есть цель попасть в топ-3 в этом году на чемпионате России в самом быстром классе – MX1.

— Чем привлекателен мотокросс?

— Каждая гонка сама по себе очень интересная. На этап чемпионата мира в «Орлёнок» съезжаются тысячи людей, и все они на трассе становятся одной семьёй, готовят шурпу, общаются, дети прыгают на велосипедах, строят себе мини-трассы. Это очень душевный и семейный вид спорта, потому что почти каждый спортсмен ездит на гонки со своими родными.

Беседовал Александр Куликов

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×