Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
22 января 2014, 10:33
 Сергей Шевченко 3327

Медали молодости нашей

Медали молодости нашей
  • Сергей Шевченко
  • Статья

Представители педагогического сообщества Белгородской области просят сохранить школьные медали, даже если те будут нести исключительно имиджевую функцию. Награды, которые больше не влияют на поступление абитуриентов в вузы, могут быть отменены. На уровне области их судьбу решает департамент образования, который в середине января учредил опрос респондентов о необходимости сохранения или упразднения школьных медалей в регионе.

Быть или не быть

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 сентября 2013 г. № 1074 вместо традиционных школьных медалей с 2014 года выпускникам будут выдавать аттестаты с отличием. Получить такой документ смогут закончившие 11 классов школьники, которые имеют итоговые пятёрки по всем предметам и удачно сдали экзамены. Долгая и славная история медалей могла бы закончиться, но как федеральные органы государственной власти российских регионов, так и муниципалитеты имеют право учреждать специальные награды и бонусы для успешных выпускников. Воспользовавшись этой нормой, некоторые субъекты РФ уже заявили о своём желании сохранить в школах серебряные и золотые медали.

С 13 января на сайте департамента образования Белгородской области ведётся опрос посетителей, в котором предлагается для ответа три варианта: а) оставляем медали, б) убираем или в) оставляем, меняя основания для их выдачи.

«В Белгородской области окончательное решение о сохранении (либо упразднении) школьных медалей пока не принято. Мы надеемся, что общественное мнение жителей нашего региона позволит принять верное решение», – говорится в официальном сообщении, прикреплённом к голосованию. Руководство департамента образования прокомментирует своё видение будущего медалей только по результатам опроса уже в феврале.

«Как только будет известно общественное мнение, мы будем разрабатывать региональные нормативные документы, которые позволят нам либо сохранять эти медали, либо вводить какие-то бонусы для таких детей», – рассказала корреспонденту «БелПрессы» референт начальника департамента образования области Тамара Проскурина.

Утраченный статус

Фактически решение об упразднении медалей является прагматическим. Если ранее они давали очень существенные преференции при поступлении в вузы, то теперь таких бонусов не несут. Один из самых авторитетных экспертов в педагогическом сообществе области, народный учитель СССР и заслуженный работник культуры РСФСР, директор Шелаевской  средней школы Василий Подерягин рассказал, что значимость медалей в советское время по сравнению с сегодняшним днём весьма разнится.

«Я и сам когда-то получил серебряную медаль, так как у меня была четвёрка по русскому. Но могу сказать, что медали того времени и сегодняшние – это небо и земля. Почему я так могу говорить? Я со своими выпускниками сдаю ЕГЭ и постоянно получаю не ниже четвёрки, пишу в целом лучше, чем они. Всё дело в том, что заложенные тогда знания были глубже. Тогда это было престижно. Получив медаль, выпускник поступал в институт. Это был особо уважаемый человек. Всё-таки надо признать, что раньше медаль добывалась потом и кровью», – заявил Василий Подерягин.

Ещё более жёсткую позицию занимает одна из участниц опроса на сайте департамента образования.

«Считаю, что следует оставить золотую медаль, но изменить основания для выдачи. Если ученик являлся отличником на протяжении 11 лет по итогам года и во всех полугодиях по итогам 10–11-го класса. Тогда медаль будет действительно престижной наградой. А по нынешним требованиям гораздо сложнее получить аттестат особого образца по окончании 9-го класса (основное общее образование) и грамоту за успехи в изучении отдельного предмета, нежели медаль. При всём моём уважении к отличникам учёбы, не может быть в одной школе более десяти медалистов. Эта награда уже давно потеряла престиж, поскольку выдаётся массово. Спасибо за опрос», –  пишет пользователь Елена Александровна.

«Детям это нужно»

Отметив, что заслужить школьные медали сейчас стало легче, Василий Подерягин, тем не менее, однозначно выступает за их сохранение в Белгородской области. Но выдаваться они, по его мнению, должны по результатам обучения за все 11 классов школы.

«Дети, которые себя проявляют, должны поощряться. Именно эти дети обладают колоссальными способностями. Они имеют склонность к руководству, общественной деятельности, готовы отстаивать свою гражданскую позицию, имеют свои убеждения. Пусть медаль и не будет учитываться при поступлении, но ученик сможет её заслужить за труды свои тяжкие. Если у меня будут спрашивать – я за то, чтобы её оставить», – говорит педагог.

В то же время Василий Савельевич отмечает, что и в новом формате работы с выпускниками медали могут пригодиться.

«Министерство образования имеет планы формировать портфолио выпускников, куда будут включаться данные об их заслугах, умениях. И тогда эти медали могли бы стать частью портфолио. Они будут показывать целостную фигуру выпускника», – подчёркивает Василий Подерягин.

«Конечно, стоит оставить вручение медалей. Моя медаль стоит дома на самом видном месте! Мне очень приятно видеть её, мама гордится мной, и племяннику лишний раз напоминаем: «Посмотри, как училась твоя тётя! С золотой медалью школу окончила!» – пишет в комментариях к опросу пользователь Юлиана.

«Естественно, вручение медалей отменять не стоит! Многие дети шли к этой награде все 11 лет, и узнать в последний год обучения, что всё было напрасно, конечно, несправедливо. Мы за медали как поощрение за отличную учёбу!» – солидарна с ней Ирина.

Заслуженный учитель России, преподаватель белгородской гимназии № 12 Елена Беляева предлагает прежде всего учитывать мнение самих детей.

«Я думаю: нужно ли это детям? Детям это нужно! У меня сейчас есть пятиклассники. Некоторые девочки мне говорят: «Я хочу, чтобы у меня не было ни одной четвёрки, я каждый год буду получать похвальную грамоту, а потом ещё и медаль возьму». Это не только приятно, но всё-таки это награда за их труд – чтобы заработать эти пятёрки, надо очень много работать. Есть ведь награды для трудящихся, каким-то образом отмечаются люди той или иной профессии – почётными грамотами, званиями. Это всё очень приятно и важно человеку. Совсем необязательно, чтобы медаль несла материальное поощрение, помогала поступать. Это награда за труд, а ученический труд тоже имеет право на существование. Ученики хотят этого, им не наплевать. Я думаю, что есть смысл в том, чтобы медали оставить», – отметила Елена Беляева.

Директор белгородской гимназии № 3 Галина Заморозова заявляет, что и без стимула в  виде помощи при поступлении медали останутся хорошим мотиватором для учеников.

«Нам очень обидно, что медали убирают. У нас есть дети, которые шли к этой медали с 1-го класса. Это настоящие медалисты. Очень больно и обидно, если они не получат медаль: ни золотую, ни серебряную. В последнее время медаль и так уже не играла никакой роли при поступлении в институт, как это было раньше, но это был имидж, это действительно был праздник для ребёнка, праздник для родителей. А сейчас этого праздника нет. Медаль даёт серьёзную мотивацию. Должно ведь быть поощрение для ребёнка. Что он может получить? Не балл по ЕГЭ, не «умница-красавица» от директора или учителя, а именно медаль за заслугу. Если не получит – больно и обидно», – сетует Галина Ивановна.

В учебном заведении, по словам Галины Заморозовой, готовы даже самостоятельно заняться разработкой и изготовлением наград, чтобы сохранить существующую систему медалей.

Глас народа

На момент написания статьи более 75 % отвечающих высказались за то, чтобы сохранить золотые и серебряные медали в школах, выдавая их на тех же основаниях, что и сейчас. Около 14 % считают, что медали нужно просто упразднить за ненадобностью. Приблизительно 11 % думают, что основания для выдачи медалей нужно менять. Решение примут совсем скоро. Судя по реакции родителей и педагогов, система наград в школах в той или иной форме будет сохранена или трансформирована. Каким именно образом, в департаменте образования должны ответить уже в течение ближайшего месяца.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×