Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
29 июня 2015, 17:12
 Владимир Абросимов 4777

Игры с огнём

«Белгородские известия» – о незаконном промысле чёрных копателей, о том, какой ущерб они наносят и какое наказание для них предусматривает закон

Игры с огнём Фото с сайта http://numizmat-online.com
  • Владимир Абросимов
  • Статья

«Я сейчас отнесу бойцов, и мы сможем поговорить», – сказал Владимир Лазарев, вытаскивая из багажника вазовской «четвёрки» два холщовых мешка. Владимир Григорьевич – специалист военной археологии музея-заповедника «Прохоровское поле» и член историко-поискового клуба «Огненная дуга». А в извлечённых из машины мешках – останки бойцов Красной армии, которые на днях у села Мясоедово Корочанского района нашли белгородские поисковики.

Торговцы памятью

«Семерых в этот раз откопали, – объяснил Лазарев. – А ещё ложку, котелок и сапёрную лопатку. Когда приходит время, то перезахораниваем».

Время такое приходит периодически. Так, 22 июня в корочанском селе Мелихово перезахоронили останки 60 красноармейцев, найденных за два года поисковиками клуба «Огненная дуга».


«Это солдаты 21-й бригады и 92-й, 94-й и 227-й дивизий, которые освобождали Мелихово, – рассказывает Владимир Лазарев. – Одного бойца, уроженца Иркутской области, Черемховского района, деревни Колонна № 3 Владимира Кирьяновича Никитина, нам удалось опознать. У него был так называемый смертный медальон. К сожалению, мы пока не нашли его родственников».

– Тяжело работать с человеческими останками? – спросил я.

– За пять лет поискового дела я уже привык.

– А вам приходилось пересекаться с так называемыми чёрными копателями?

– Приходилось.

– Почему они не ищут официально?

– Дело в том, что все поисковики состоят на учёте в правоохранительных органах, и нас в любой момент могут проверить. А нелегалы скрываются. Это даёт им возможность приторговывать найденным.

– Видимо, доходное дело?

– «Коп» в местах сражений начал набирать популярность в 1970-х годах, – рассказывает Лазарев. – Тогда самыми ценными находками были медали, ордена, немецкие пистолеты. Но ключевыми стали 90-е годы. Люди лишались работы, но хорошие деньги можно было заработать, покопавшись пару дней в земле. Покупатели находились быстро: криминальному миру нужны были оружие и взрывчатка. Сегодня копательство ради навара – занятие немассовое. Но взрывчатка и тол по-прежнему в цене. Правда, теперь их продают в основном рыбакам и охотникам.

Взрывная лотерея

Такой бизнес, по словам Владимира Лазарева, опасен для самих же копателей. И не только из-за противоречий с законом, но и для собственной жизни.

«На Белгородчине практически нет захоронений, в которых бы осталось стрелковое оружие или награды, – говорит мой собеседник. – Нашу землю освобождали так называемые резервисты, которых призвали после битвы под Сталинградом. Кроме того, после каждого боя шла так называемая трофейная команда, собирала оружие и обмундирование павших. А вот смертоносного железа, к сожалению, лежит в нашей земле ещё на десятки лет. И как доказательство – кто-нибудь из чёрных копателей да взрывается. Не так давно, к примеру, один такой «бизнесмен» решил распилить найденный снаряд. В результате семья осталась без кормильца».

Но, как рассказал Лазарев, среди копателей встречаются и обыкновенные мародёры – те, которых и людьми-то назвать язык не поворачивается:

«Такие – настоящее зло. Для них не существует законов: ни юридических, ни нравственных. Если ради наживы нужно раскопать могилу – без проблем. Что остаётся после них? Разбросанные кости наших предков да огромные воронки. Наши павшие защищали Родину, хотели жить, но приняли смерть. И чем же за их подвиг расплачиваются некоторые потомки?»

Боеприпасы времён Великой Отечественной войны в Белгородской области находят практически ежедневно.
Боеприпасы времён Великой Отечественной войны в Белгородской области находят практически ежедневно.
Фото пресс-службы ГУ МЧС по Белгородской области

70 лет спустя

По данным регионального управления МЧС, боеприпасы времён Великой Отечественной войны лежат в земле по всей области. В среднем взрывотехники выезжают пять раз в день на вызовы, связанные с находкой смертельного железа. Только в прошлом году спасатели ликвидировали больше тысячи опасных находок. Как правило, боеприпасы пребывает в хорошем состоянии и пользуются большой популярностью у чёрных копателей.

В 2013 году в Белгородской области пресекли деятельность трёх таких преступных группировок. В ходе оперативных мероприятий сотрудники областного управления ФСБ изъяли у них и их покупателей более 20 единиц огнестрельного оружия и полутора тысяч боеприпасов к ним. Кстати, продавали чёрные копатели свои находки недёшево: цена за один экземпляр варьировалась от 30 тыс. до 100 тыс. рублей.

Мы не будем вдаваться в массив законных и подзаконных актов, которые регулируют правила проведения археологических раскопок или поисковой деятельности. Интересующийся этой темой их найдёт и прочитает. Но, к примеру, ст. 234 Федерального закона от 23 июля 2013 года, определяющая ответственность за незаконную деятельность в области археологии, гласит:

«Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлёкшие повреждение или уничтожение культурного слоя, наказываются штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 18 месяцев либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет».

За поиски с металлоискателем санкции ещё строже – штраф до миллиона рублей или лишение свободы до шести лет.

«На днях в Ракитном мы задержали чёрного копателя, у которого изъяли 20 предметов оружия и взрывчатки времён Великой Отечественной войны, – рассказал начальник отделения № 6 уголовного розыска УМВД по Белгородской области Сергей Страшников. – Это, так сказать, фанат незаконных раскопок. Сейчас проводится доследственная проверка, и, всего скорее, мы возбудим в отношении него уголовное дело по ст. 222 Уголовного кодекса РФ».

Всего, по словам Страшникова, за шесть месяцев 2015 года правоохранители пресекли деятельность трёх чёрных копателей – в Ивне, Ракитном и Белгороде.

От сумы до…

«Это, к сожалению, латентные преступления, – комментирует ситуацию с копателями Страшников. – Стоит только взглянуть на объявления в Интернете – он кишит предложениями о продаже предметов военного времени, причём, речь идёт не только о бытовых вещах, но и об оружии. Тем не менее я бы предостерёг желающих заработать на этом деле. Судимость – это не лучшая страница в биографии, да и не стоит она никаких денег».

– Чёрные копатели, наверное, молодые люди?

– Не всегда. Попадаются подростки, а бывает задерживаем и людей в возрасте. К сожалению, жажда наживы иногда перекрывает страх перед уголовной ответственностью.

От себя заметим, что чёрные копатели – не единственные потенциальные претенденты на упомянутую ответственность. Незнание проблемы может завести на неправильную дорогу обыкновенного искателя приключений, решившего скрасить выходной каким-нибудь необычным способом.

Как ни странно, среди таких любителей «погусарить» много работников умственного труда. Сегодня в свободной продаже любые разновидности металлоискателей – покупай и ищи что хочешь. Приятная и необычная разминка после рабочей недели в офисе. Вот только закончиться такие поиски могут, как показывает опыт, весьма печально. К слову, региональные власти в последнее время озаботились ужесточением законодательства в этой сфере, и, возможно, уже в ближайшее время ответственность за попытки «посмотреть, что там закопано» значительно ужесточится.

Она живая

Не всегда, повторим, за неофициальным поиском стоит злой умысел. Сегодня потомки солдат Великой Отечественной пытаются внести свой вклад в сохранение памяти о войне – это благородно и похвально. В некоторые горячие головы приходит мысль и о поисковой работе на свой страх и риск. Но – при всём уважении – каждый должен заниматься тем, что умеет. Не стоит хвататься за небезопасное дело, требующее солидной юридической, физической и технологической подготовки. Для сохранения нашей памяти существует немало других способов – помощь в реконструкции памятников, участие во Всероссийском проекте «Бессмертный полк», других мемориальных акциях. А главное: 9 Мая на улицы выходят ветераны – помните о них и подарите свою благодарность живым. Ещё можно успеть.

Если вдуматься, то можно найти в этой проблеме и ещё один тревожный момент, хотя, казалось бы, куда больше. Мы до сих пор до конца не осознали, что наша земля, каждое поле, перелесок, цветок и травинка, – это уникальный дар, единый организм, дающий нам жизнь и отвечающий добром на добро. Бездумно копаясь в знаменитом белгородском чернозёме, который знатоки оценивают на вес золота, искатели подземного барыша и приключений оставляют на теле земли зияющие шрамы. Заживают они потом десятилетиями.

Да и об энергетике забывать не стоит – о том, что наша планета живая и не прощает обид, учёные говорят всё настойчивее. В одной из песен Владимира Высоцкого есть такие слова: «Ведь земля – это наша душа…». Не надо топтать эту душу сапогами.

Точку зрения одного из чёрных археологов региона можно прочитать в мартовском номере журнала «ОнОнас»


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×