«Было легко». Как в Белгороде водители троллейбусов осваивают управление автобусом
«БелПресса» пообщалась с Александром Костенниковым, который уже неделю провёл у руля автобуса
![«Было легко». Как в Белгороде водители троллейбусов осваивают управление автобусом «Было легко». Как в Белгороде водители троллейбусов осваивают управление автобусом](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/f6/cc/f6cc0ef1-d524-42ab-a957-d52ad5390403/aleksandr_kostennikov_2_.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Александр отработал на троллейбусе семь лет. Категория D у него уже была, поэтому переобучаться в региональном отделении ДОСААФ России не пришлось. Перед выходом на линию он прошёл стажировку в ЕТК и сразу приступил к новым обязанностям.
«Сложностей не возникло»
Сегодня, 18 июля, водитель работает на маршруте № 1. Из гаража он выехал в 6:01.
«Переводом, чтобы не терять стаж, я с 1 июля (в этот день вместо троллейбусов на маршруты в Белгороде вышли автобусы – прим. авт.) пошёл работать в Единую транспортную компанию водителем автобуса. Сначала стажировался. Стажировка обязательна для всех водителей. Мне хватило минимального времени – 80 часов. В целом для себя нового ничего не открыл. Было легко. Хотя разница между автобусом и троллейбусом большая. Троллейбус гораздо мягче, он более плавный. Нет толчков, рывков – лично мне, как водителю, было приятнее им управлять. Во время стажировки на автобусе отрабатывали манеру вождения, заезды в боксы, на мойку, в остановочный карман», – делится впечатлениями Александр.
Раньше он ездил на троллейбусах по маршрутам № 1, 4, 5 и 8. Автобус № 1, на который его назначили сегодня, едет от аэропорта к ж/д вокзалу. Этот путь, так же как и обратная дорога до аэропорта, занимает полчаса.
![Фото: Анна Черкашина «Было легко». Как в Белгороде водители троллейбусов осваивают управление автобусом - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/bf/ab/bfaba465-a295-4a77-aae4-b3da035c5731/img_1223_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Анна Черкашина «Было легко». Как в Белгороде водители троллейбусов осваивают управление автобусом - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/bc/50/bc504843-7e2c-4551-9c5d-75e7790cd3a7/img_1204_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«График у нас два через два. Заработная плата будет зависеть от отработанных часов. Водителем троллейбуса я получал за час 180 рублей, здесь – 220. Зарплата увеличится. Это, конечно, плюс», – рассказывает водитель.
Александр отмечает, что никаких сложностей в работе у него не возникло. С первого дня выхода на линию чувствует себя как рыба в воде. Пассажиры его узнают.
«Многие меня уже знают и привыкли, что на троллейбусе работал. Видят тут и спрашивают: «А почему вы здесь?» Объясняю всем, что троллейбусов больше не будет».
В начале десятого у Александра Костенникова заканчивается первая смена. Вторая начинается в 16:23. Возить людей он будет до девяти вечера.
В Белгороде начали переподготовку водителей троллейбусов
«Надо развиваться, расти»
Тем временем на базе Единой транспортной компании в Северном с самого утра стажируется группа из 19 водителей.
«Это прежде всего проверка на способность управлять новым видом транспорта. Автобусы сейчас оборудованы новыми компьютерами. Много камер, которые контролируют водителя и пассажиров, чтобы не было эксцессов. Важнее всего – безопасность. Вот и учим пользоваться всем этим. Водители привыкают, оттачивают навыки, чтобы всем пассажирам в будущем было уютно и комфортно», – поясняет водитель-наставник ЕТК Николай Грищук.
Поступившим рассказывают о распорядке дня в транспортной компании. Утром все водители проходят инструктаж и медосмотр, заходят к диспетчеру, который отправляет их на определённый маршрут.
А потом идут к механику, чтобы проверить техническое состояние транспорта.
После этого автобус выпускают на линию.
![Николай Грищук / Фото: Анна Черкашина Николай Грищук](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/6d/39/6d391b7e-9552-4764-b381-5934d36a51b1/img_1218_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Стажирующиеся водители / Фото: Анна Черкашина Стажирующиеся водители](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/74/83/7483c259-f894-409e-8aa7-9a51a84563c2/stazhiruiushchiesia_voditeli_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Есть нюансы, которые мы здесь, на площадке, отшлифовываем до профессионального уровня. Например, после смены каждый автобус должен проходить мойку. Учимся туда заезжать. А там новое оборудование, которым надо уметь правильно пользоваться. Количество часов стажировки для каждого водителя индивидуально, ведь у каждого свои способности, свои недостатки и преимущества. Водитель должен быть уверен. Поэтому, чтобы обеспечить безопасность пассажиров, некоторым добавляем часы», – отмечает Николай Грищук.
Супруги Алексей и Светлана Кудиновы сейчас тоже проходят стажировку. Они познакомились в 2005 году, когда учились водить троллейбус. Год встречались и решили пожениться.
«Мы работали в разные смены. Делились опытом. Муж меня, конечно, больше учил. Жалко, что троллейбусное направление закрылось. Но жизнь продолжается. Надо развиваться, расти. Осваиваемся. В чём‑то легче, но надо привыкнуть к обслуживанию автобуса. Однако на троллейбусе ты привязан, отклонение твоё ограничено. А на автобусе можешь объехать, если, например, на дороге случилось какое‑то ДТП», – замечает Светлана.
![Супруги Кудиновы и Николай Грищук / Фото: Анна Черкашина Супруги Кудиновы и Николай Грищук](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/da/7f/da7fd008-ada9-4851-826d-5b3e708ceefb/suprugi_kudinovy_i_nikolai_grishchuk_2_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Светлана Кудинова / Фото: Анна Черкашина Светлана Кудинова](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/5c/95/5c958876-3dfd-4187-a4f2-8319cb3eb7bf/img_1217_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Для Кудиновых стажировка продлится 200 часов. После их ждёт экзамен. Николай Грищук отмечает, что супруги справляются хорошо.
«Переобучаться мы начали в апреле. Сначала учились в региональном отделении ДОСААФ России. Получили водительские удостоверения в начале июня. Потом был отпуск по графику. Теперь стажировка, во время которой нам оплачивают среднюю зарплату. Мы в принципе ничего не теряем. Все трудовые нормы были соблюдены», – рассказал Алексей Кудинов.
По его словам, сложностей с освоением автобуса нет:
«Привычные размеры транспортного средства. Привычно работать с людьми. Система оплата проезда такая же… Всё остается то же самое. Надо только привыкнуть к обслуживанию автобуса: выписывать масло, правильно оформлять соответствующие расходные материалы. Учиться никогда не поздно. 10 августа нас ждёт экзамен. Надеюсь, сдадим успешно».
Анна Черкашина