«Обниму – пусть поплачет». Как церковь помогает вынужденным переселенцам и военным
«Белгородская правда» посмотрела, как работает Центр гуманитарной помощи в Марфо-Мариинском сестричестве милосердия в Белгороде
-
Статья
-
Статья
С конца февраля в Белгородскую область потянулись потоки людей из ЛДНР и Украины. Белгородская митрополия создала штаб помощи беженцам. Церковь, имеющая многолетний опыт социального служения, оперативно организовала системную поддержку российских военнослужащих и людей, которым пришлось покинуть свои дома.
Не оставят с бедой
Белгородская епархия запустила горячую линию для вынужденных переселенцев. Позвонив по телефонам (4722) 38–08–89 и (4722) 32–52–73, можно узнать о способах получения помощи. Также по этим номерам могут обратиться те, кто сам желает оказать помощь. Священники Белгородской митрополии помогают людям духовно, оказывают поддержку в пунктах временного пребывания.
Во всех трёх епархиях собирают гуманитарную помощь для переселенцев. В Валуйской епархии основными пунктами сбора стали кафедральные соборы – Свято-Николаевский в Валуйках и Свято-Троицкий в Алексеевке. Собранные вещи, предметы первой необходимости и личной гигиены потом доставляют на центральный склад в Валуйках. Оттуда их распределяют среди нуждающихся. Также в Валуйском округе работает своя горячая линия помощи: (47236) 3–78–90.
На территории Губкинской епархии пунктов временного размещения нет, поэтому гуманитарную помощь, собранную в храмах, везут в Губкин, Прохоровку и Строитель, а оттуда переправляют в Белгород. Священники епархии при необходимости также оказывают адресную помощь прибывшим людям, которые остановились у родственников.
Бесконечный поток
Во многих храмах Белгородской епархии неравнодушные прихожане откликнулись на объявления о сборах. Центр гуманитарной помощи размещается в Марфо-Мариинском сестричестве милосердия по адресу: Белгород, ул. Пушкина, 19.
«Люди, которые к нам приходят, приехали из Горловки, Краматорска, Лисичанска, Мариуполя. В последнее время также много прибывших из Харьковской области. Узнают о нас в основном в Интернете и по сарафанному радио. Принимаем людей в будни с 10 до 16 часов», – рассказывает мне старшая сестра Елена Химченко и отправляется на закупку товаров, которых недостаёт для формирования наборов.
На часах только половина десятого, но монастырский двор уже заполнен людьми, которые пришли за помощью. Всех вписывают в журнал учёта: фиксируют личные данные, информацию о составе семьи и месте пребывания. Только за май в сестричество обратились более 600 человек. В прошлую пятницу, например, пришли 168. Конечно, с таким потоком людей сёстры милосердия сами бы не справились. Им помогают волонтёры, среди которых есть и беженцы с Украины, уже обосновавшиеся в Белгороде.
Пришедшим в гуманитарный пункт необходимо иметь при себе документы. После записи данных им выдают продуктовый набор. Основу его составляют тушёнка, крупы, масло, сгущёнка, молоко. Если в семье есть маленькие дети, сёстры милосердия предлагают ещё и детское питание: смеси, фруктовое и мясное пюре, каши.
Также люди могут получить набор бытовой химии. Помощница старшей сестры Татьяна Дьякова показывает склад:
«Помещение бывает настолько забито, что мы не можем пройти. Но потом сестрички, волонтёры всё быстренько раскладывают. Собираем в пакеты самое необходимое: шампунь, туалетную бумагу, моющие средства, зубную пасту, щётки. Для детей у нас есть детские шампуни, гели, памперсы».
Индивидуальный подход
Продукты и бытовую химию выдают всем. Далее с людьми подробно беседуют и спрашивают, что ещё им в первую очередь необходимо. Порой человек отвечает: «То, что на мне – это всё, что у меня есть». Тогда его ведут на вещевой склад, чтобы выбрать подходящую одежду. Склад этот работает уже много лет и предназначен для малоимущих. Но сейчас акцент делается в первую очередь на переселенцах. Есть и детские вещи, и для взрослых. Многие благотворители приносят и зимнюю одежду, но в тёплый сезон её практически не разбирают, поэтому сёстры проверяют молнии и пуговицы и до поры до времени отправляют вещи на хранение.
Возвращаемся на склад бытовой химии.
«При наличии выдаём постельное бельё, матрасы, подушки, одеяла. Стараемся, чтобы было новенькое, приобретаем. Иногда бывают вещи б/у, но выдаём только то, что в хорошем состоянии, – отмечает Татьяна. – Вообще эти полки у нас всегда забиты, просто многое забрали на прошлой неделе и ещё не успели пополнить запасы. Вот подушки, которые нам из Москвы привезли. А одна гостиница пожертвовала много полотенец, постельного белья. Не новое, но в очень приличном состоянии. Всё быстро разобрали».
Раньше на месте склада был класс, но в феврале столы убрали, поставили стеллажи. Всё необходимое закупается на пожертвования, которые отправляют неравнодушные люди. Большие гуманитарные грузы регулярно приходят из Москвы, от Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Подключаются и различные организации. Например, в марте кризисный центр «Дом для мамы» московской православной службы «Милосердие» направил в Белгородскую епархию 1,5 млн рублей на помощь беженцам, а также 2,5 тонны гуманитарной помощи.
Ещё переселенцы нуждаются в посуде, кастрюлях, электрических чайниках. Но в сестричестве не всегда есть возможность помочь с такими вещами. Всё, что появляется, быстро разбирают.
Подарить тепло
«Одна женщина ехала с Украины беременная и по дороге начала рожать. Её сразу же отправили в роддом. К нам пришли близкие женщины. Мы собрали для новорождённого всё, что смогли. Вообще детского у нас много. Есть одежда, одеяла, питание, бутылочки, сосочки. Всё это благодаря добрым людям и пожертвованиям из разных городов. Вот, смотрите, на полках канцелярские товары, игрушки, раскраски, – показывает Татьяна. – Деточек, которые приходят к нам с мамами, часто заводим сюда, и они сами выбирают, что хотели бы взять. Если родители без деток, набираем сами, что по возрасту необходимо: книжки, раскраски, познавательные игры, конструкторы, пластилин».
Татьяна Дьякова рассказывает, что некоторые дети напуганы, начинают плакать, сторониться. Но потихоньку заводишь разговор, дашь игрушку, и малыш постепенно оттаивает, начинает общаться.
«Люди приходят к нам в основном спокойные, жалоб не слышно. Только благодарят. Некоторые плачут, говорят: «У меня было всё, а сейчас нет ничего». Другие начинают нервничать, но быстро находишь нужные слова, и человек успокаивается. Мне кажется, Господь помогает. Если вижу, что человек разволновался, то сразу выхожу, обнимаю его. Он положит голову мне на плечо, выплачется, а потом начинаем с ним разговаривать. Так появляются тёплые взаимоотношения. Люди охотно рассказывают о себе. Долго мы, конечно, не можем их слушать. Но тепло, человеческое участие должно быть. Наша деятельность не может быть формальной», – считает Татьяна.
Если людям, которые оказались в особо тяжёлой ситуации, не получается дать всё необходимое сразу, то записывают, что нужно, и звонят потом.
«Некоторые выезжают с больными родственниками. Пришла женщина, рассказывает: выехала в халате и тапочках с лежачей мамой. Собрали для них всё, что можно. Ещё у одной пожилой женщины в очень плохом состоянии муж. Сначала они с супругом попали в больницу с ковидом. Потом у него случился инсульт. Такие моменты западают в душу, приходишь домой и думаешь: может, ещё чем‑то мог помочь?» – продолжает Татьяна.
А ещё в сестричестве есть медицинская комната, где обычно оказывали помощь бездомным. Сейчас закупают препараты и для переселенцев. В лекарствах нуждаются очень многие. Наиболее востребованы препараты от давления, аллергии, проблем с сердцем, желудком, печенью, щитовидной железой, перевязочный материал и обезболивающие. В сестричестве с благодарностью примут и лекарственную помощь. Сюда можно также приносить одежду в хорошем состоянии, предметы гигиены и бытовую химию, продукты длительного хранения, подушки, одеяла, полотенца. Будут рады, если работодатели предложат вакансии для переселенцев. Обращаться можно по телефону: (4722) 32–52–73.
И четвероногих не оставим
Пока мы беседуем с Татьяной, в сестричество приходит Алла. Она с семьёй приехала из села Борщевая Харьковской области. Для её питомцев закупили 24 кг собачьего корма.
— Ой, спасибо, это просто спасение, – благодарит она и рассказывает: – Даже не надеялась, что собачкам нашим помогут, но тут позвонили, говорят: «Приходите за кормом».
— А сколько у вас собак? – интересуюсь я.
— 18. Овчарки, чау-чау, йорки, шпицы, ши-тцу и мопсы. У нас был питомник. Но весной поняли, что кормить собак нечем. Раздали 26 щенков, а взрослых забрали с собой. Хорошо, что были транспортировочные вольеры и переноски. И двух кошек своих я тоже забрала, хотя они самые обычные. Ночью перед отправлением расплакалась: «Я не уеду без кошек!» Мы добирались под обстрелами. Спасибо русским военным, что дали бензин, у нас его не было. Приехала я с мужем, дочкой и зятем. Вообще корни мои с Белгородчины, и получилось так, что родилась я в Грайвороне – мама беременная приехала с Украины в гости.
— Как ваши собаки реагировали на происходящее вокруг?
— Мы 50 дней были на линии фронта. Первое время они не понимали, что происходит. А потом уже начали реагировать только на обстрелы. Мы сразу прятались в укрытие. Они нас во многих ситуациях спасали.
Слёзы на глазах
Церковь помогает не только вынужденным переселенцам, но и поддерживает военных. И хотя Минобороны регулярно докладывает, что Российская армия обеспечена всем необходимым, такая помощь никогда не бывает лишней.
Подобные сборы организовали во многих приходах региона. В Сергиевском казачьем храме Белгорода с самого начала спецоперации стали собирать и передавать вещи и продукты для военнослужащих по своему усмотрению. Потом настоятелю храма протоиерею Василию Сергиенко удалось познакомиться с военнослужащим, отвечающим за обеспечение тыла, и после это начались системные и целенаправленные сборы. Закупается и передаётся то, что нужно в первую очередь. Образовалась группа волонтёров, в которую вошли прихожане храма и казаки. Оказывают поддержку и пожилые люди, и молодёжь. Даже малыши из детского сада нарисовали для военнослужащих рисунки. Их передали вместе с вещами.
Один раз прихожане собирали гуманитарную помощь и для двух украинских сёл, которые оказались в бедственном положении. Два дня храм был полностью завален коробками и пакетами, на призыв откликнулись очень много людей из самых разных мест. Отправили большой гуманитарный груз.
«Мне очень приятно всё это наблюдать. Раньше было мнение, что патриотизм у нас не на должном уровне, но люди откликнулись на призывы. Смотрю, а они как муравьи: идут и идут, несут пакетики, несут коробочки. Настолько я был поражён в первые дни, даже слёзы наворачивались. С февраля мы от нашего храма отправили 53 полностью загруженных легковых автомобиля, четыре «Газели», один автобус и один КамАЗ с помощью», – рассказал отец Василий.
На Пасху военным передали освящённые яйца и куличи. Много отправили иконок и нательных крестиков. И, конечно, в храме постоянно пополняется список имён военнослужащих – живых, раненых и погибших, за которых ежедневно молятся.
Горячая линия Белгородской епархии для вынужденных переселенцев:
(4722) 38–08–89.
Пожертвование можно отправить на карту 4276 0700 1266 2351, которая привязана к номеру телефона +7 904 092–45–88, с пометкой «беженцам».
Центр гуманитарной помощи Марфо-Мариинского сестричества милосердия принимает вещи и пожертвования от частных и юридических лиц с понедельника по пятницу с 10:00 до 16:00. Контактный телефон: (4722) 32–52–73.
Анна Черкашина