Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
07 марта 2022,  13:34

Машина для эмоций. Почему чернянцу Ивану Васькову уступают дорогу другие водители

О голубом «запорожце» 1967 года выпуска и его жизнерадостном владельце рассказывает «Белгородская правда»

Машина для эмоций. Почему чернянцу Ивану Васькову уступают дорогу другие водителиФото: Вадим Заблоцкий
  • Статья
  • Статья

На парковке одного из автосервисов Чернянки стоит маленький голубой автомобильчик. Хочется добавить – скромно, но скромность эта напускная, кокетливая. Ведь такая машина – ЗАЗ-965А, или «запорожец», – не может не привлекать внимания. И её владелец Иван Васьков прекрасно об этом знает.

Хорошо сохранился

«Это машина в первую очередь для эмоций, – говорит он. – Ты едешь, и тебя все замечают, никто не пропустит: сигналят, машут. У всех улыбки на лицах появляются, тебе уступают дорогу – чисто из внимания, потому что хотят рассмотреть или сфотографировать».

«Запорожец» – его гордость. Блестящий и глазастый, а главное – сохранившийся в идеальном состоянии.

«Единственное, у него зеркало не оригинальное и резина другая стояла. Но в целом оригинальность – около 97 %, – поясняет Иван Васьков. Открывает дверцу и показывает мне: – Вот, например, эти ремешки возле сидений – очень редкая вещь даже среди реставраторов. А у меня они сохранены».

Не хватает глушителя на печку, хотя тоже был. Затерялся за последние несколько лет, когда машина в силу обстоятельств несколько раз сменила хозяев, но потом всё‑таки вернулась к Ивану.

«Ну что, рассказать вам всю его историю?» – спрашивает Васьков.

Мой кивок – и мы мысленно переносимся в конец1960-х.

 

Давай махнёмся!

Первый владелец «запорожца» работал в Норильске. На первой советской микролитражке учился водить, потом купил себе другую машину, но и эту оставил – на всякий случай. Спустя время переехал в Белгородскую область, поездом перевёз с собой и «запорожец». Так тот и стоял несколько десятилетий в гараже.

«А у нас был луазик. Мама его поломала, я делал. Лет с 12 ковырял, учился, чинил потихоньку. Откладывал стипендию, покупал на неё запчасти. И восстановил внедорожничек», – вспоминает Иван.

Однажды, когда он занимался машиной в гараже, к нему подошёл мужчина в возрасте. И предложил: у тебя ЛуАЗ, у меня «запорожец» – давай махнёмся! Иван сначала отказался: машина в хорошем состоянии, делает её под себя, меняться не хочет. Но позже задумался, решил посмотреть, что предлагают взамен.

«У него гараж был старого образца – деревянный, низенький такой. Он открывает, а там стоит «запорожец», весь припылённый, – описывает парень. – Открываем дверь, я смотрю, а у него всего 3 тысячи пробега. Капот открыли, посмотрели. Всё в порядке, всё новое».

После этого уже долго раздумывать не стал. Поменялись, и вечером Иван прикатил свежеприобретённый автомобиль на работу, прямо в автосервисе, и оставил ночевать.

«На следующий день все приходят, поражаются, расспрашивают, откуда здесь такое чудо, – улыбается Васьков. – Я по работе что‑то делаю, а как время есть, с ним вожусь. Он в очень хорошем состоянии был, мне только бронепровода пришлось поменять. Причесал его, бензин залил. И начал ездить. От 3 тысяч до 7,5 наездил».

 

От хозяина к хозяину

Затем Иван познакомился со старооскольцем, у которого была полноценная коллекция ретроавтомобилей. И тот предложил парню продать «запорожец».

«У меня не было желания продавать машину, но я уходил в армию, и он меня всё‑таки уговорил, – пожимает плечами Иван. – Когда вернулся, мониторил иногда сайты, видел похожие машины. И через несколько лет смотрю: выскакивает мой «запорожец»! Я его сразу узнал».

На продажу его выставил уже другой человек. Как стало известно Ивану, коллекция старооскольца распалась, машины оказались у его друзей и знакомых. Новый владелец «запорожца» на нём не ездил и в конце концов решил продать.

«Я к нему приехал, поговорил, рассказал все нюансы машины, всю историю. Тот сначала не верил, что «запорожец» был моим. Стоимость поставил серьёзную – 200 тысяч. Но мы в итоге сошлись на хорошей цене, и я его выкупил обратно», – улыбается Иван.

Так автомобиль снова вернулся домой. И, похоже, навсегда. Хотя купить его хотят часто. Однажды предлагали 300 тысяч рублей прямо на стоянке. Но хозяин машины не соглашается ни на какие предложения.

«Это мой первый автомобиль, на котором я передвигался, когда только-только получил права. Я его отдавал нехотя и вернул, как только смог», – объясняет Иван.

 

Активная жизнь

Теперь «запорожец» не стоит тихо и безмятежно у кого‑то в гараже, скрытый от глаз, а бодро рассекает по дорогам.

«В потоке автомобилей чувствую себя как рыба в воде, – признаётся Иван. – Передачи короткие, управление удобное».

Правда, катается он в основном летом, зимой переводит машину в режим спячки, чтобы уберечь кузов от солей. Так что в холодное время года «запорожец» лишь изредка выезжает на фотосессии.

«И для свадебных снимков его арендовали, и в лес выезжали», – Иван находит картинки в телефоне: голубой «запорожец» среди покрытых снегом деревьев смотрится совсем как игрушечный.

Не отказывается Васьков и от участия в разных мероприятиях. Например, в прошлом году ездил на ретровыставки в Новый Оскол и Губкин.

«Аудитория, как мне кажется, была вся моя, зрительские симпатии тоже, – смеётся владелец «запорожца». – Всё потому, что он такой маленький и миловидный. К тому же редко кто разрешает посидеть в своём автомобиле, а я разрешаю. Поэтому всем интересно, все активно фотографируются, расспрашивают о машине».

Чаще всего, по словам Ивана, интересуются годом выпуска, расходом топлива, тем, какую скорость способна машина развить.

— А правда, какая у неё максимальная скорость? – уточняю и я.

— Я до 130 км в час разгонял, – отвечает Иван.

 

Голубое чудо

Пока самым дальним расстоянием, которое он преодолевал на «горбатом», была дорога в Воронеж и обратно.

Но в мечтах – съездить на нём в Крым, на море. А сначала, в апреле, заглянуть в Кострому, на встречу с друзьями по интересам.

«У нас есть ЗАЗ-клуб, в котором состоит около 100 человек. В общем чате общаемся о реставрации, ценах. Друг другу помогаем искать запчасти, пересылаем у кого что есть, – рассказывает Иван. – И проводим открытие и закрытие сезонов. В прошлом году у меня не получилось там побывать, но в этом надеюсь не пропустить».

Ещё в планах – заменить обивку салона. Он уже присмотрел ткань – такого же синего цвета, как и оригинальная. Нужен будет и новый кожзам. Иван приоткрывает дверь, чтобы показать, где именно что будет менять, и я не удерживаюсь:

«А меня прокатите?»

Через минуту уже сижу внутри, рассматриваю приборную панель – по сравнению с современными она непривычно пуста, всего несколько рычажков.

«Дворники. Поворотники. Свет. Переключение на дальний и ближний», – перечисляет Иван.

Он заводит автомобиль, и мы трогаемся.

Я слежу за реакцией окружающих. Вот две женщины на тротуаре: одна толкает другую в бок и указывает на «запорожец». На кольце водитель, пропуская нас, перегибается через руль, рассматривая автомобильчик. Другой при виде маленькой голубой машинки громко сигналит. Иван в ответ приветственно поднимает руку. Он к таким проявлениям внимания давно привык. Не зря ведь говорил – как рыба в воде. Маленькая и юркая. Для души и улыбок.

 

 

Александра Токтарёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×