Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 ноября 2020,  17:45

«Люблю необычные вещи». Зачем житель Белгорода коллекционирует старинные авто

Андрея Гуторова корреспондент «Белгородской правды» увидел, когда тот приехал в детсад за дочерью на советском внедорожнике ГАЗ-69

«Люблю необычные вещи». Зачем житель Белгорода коллекционирует старинные автоПикап ChevroletФото: Наталья Харитошкина
  • Статья
  • Статья

Он посадил девчушку на пассажирское сиденье, заботливо пристегнул ремнём безопасности и помог ей надеть винтажные очки авиатора в кожаной оправе.

Я подошёл познакомиться. Андрей рассказал, что «козлик» – не единственный старинный автомобиль, который у него есть, и что прямо сейчас он занимается восстановлением американского пикапа выпуска 1950-х годов. Было это пару лет назад. А совсем недавно в одной из соцсетей я увидел сверкающий хромом пикап Chevrolet, припаркованный у Соборной площади Белгорода. И понял: пора с Андреем встретиться.

Вырос в отцовской «Волге»

Андрей легко согласился встретиться и рассказать про свои машины. Когда двери его гаража открылись, первое, что бросилось в глаза, – японский скутер, выкрашенный в защитный цвет.

«Люблю необычные вещи. Увидел объявление о продаже этого скутера и решил его купить, – объясняет Гуторов. – В этом сезоне уже пару тысяч километров намотал на нём по дороге на работу. Ради хохмы оставил на нём японские номера. В России такая техника не требует регистрации: тут мотор объёмом всего 50 куб. см».

Японский скутер Андрея Гуторова Японский скутер Андрея Гуторова / Фото: Наталья Харитошкина

Главное украшение гаража – это, конечно, тот самый пикап Chevrolet Apache. Хотя рядом с ним стоит ещё один ярко-красный автомобиль – весь двигателем наружу. Но о нём – чуть позже.

Андрей – предприниматель, и его основная работа вообще никак не связана с автомобилями:

«Это просто увлечение, которое со мной, наверное, с самого детства. Можно сказать, что я вырос на заднем сиденье отцовской «Волги» ГАЗ-21. И с тех пор я неравнодушен к необычным машинам».

Ещё в студенчестве, на первом курсе белгородского «технолога», Андрей мечтал о необычной, выделяющейся из общего ряда машине:

«Тогда в институт кто‑то из студентов приезжал на красной спортивной японской машине Mitsubishi FTO. Я долго облизывался на неё, но купить себе что‑то подобное не мог – жили мы тогда довольно скромно. Позже я устроился в одну компанию, которая отправила меня в командировку в восточную часть страны. Там я заработал денег и купил себе спортивную японскую машину Toyota Celica. С этого, пожалуй, и началось моё увлечение необычными авто. Это был 2005 год».

 

Андрей Гуторов за рулём одной из своих машин Андрей Гуторов за рулём одной из своих машин / Фото: Наталья Харитошкина

После этого в жизни Андрея были и другие гоночные автомобили: Nissan Skyline, Toyota Supra.

«Наверное, на меня повлияли фильмы и компьютерные игры про стритрейсеров. Хотелось почувствовать себя гонщиком. Хотя культовый для всех уличных гонщиков фильм «Форсаж» посмотрел уже после того, как купил себе несколько спортивных машин – я даже не знал о его существовании, если честно, – улыбается Гуторов. – Потом я как‑то резко увлёкся внедорожной темой. Купил себе старенький ГАЗ-69. Начал с гнилого «козлика», постепенно выискивая и приобретая экземпляры получше, обменивая и продавая ветхие. Сейчас оставил себе один, который был в самом хорошем состоянии. Поставил на него дизельный японский мотор. Мы с товарищами на нём участвовали в соревнованиях по джип-триалу. Но потом я понял, что мне жалко «убивать» эту машину. Решил её сохранить. Теперь использую ГАЗ для ежедневных поездок».

Махнул не глядя

Увлечение американскими ретроавтомобилями также началось для Андрея неожиданно. На тот момент у него была достаточно необычная японская машина с полным приводом – Toyota Blizzard. По словам Гуторова, таких машин в России было не более десятка на всю страну.

«Я её восстановил и катался на ней по бездорожью, – рассказывает Андрей. – Как‑то листал сайт объявлений, рассматривая старые американские авто, выставленные на продажу. Все они стоили каких‑то неадекватных для меня денег. Случайно наткнулся на объявление об обмене пикапа Chevrolet Apache на другое авто. Я предложил хозяину пикапа поменяться на свой Blizzard с небольшой доплатой с моей стороны. И он согласился! В общем, махнул не глядя».

Начались долгие поиски запчастей и комплектующих. Андрей разобрал «индейца» (Apache назван в честь одного из североамериканских индейских племён – апачей – прим. авт.) до винтика, перекрасил кузов. Почти все запчасти приходилось заказывать в США. Как оказалось, приобрести их – не проблема: во‑первых, такие машины выпускались массово, и на авторазборках много всего есть в наличии; во‑вторых, некоторые части выпускаются до сих пор ради таких же фанатов автостарины, как Андрей.

«В Америке есть культ старых авто, их многие пытаются сегодня сохранить, – объясняет автоколлекционер. – Восстановить американский автомобиль даже проще, чем некоторые отечественные машины – те же старые «Волги», «Победы». Зеркала на моём пикапе, например, новые, как и крылья».

С пикапом пришлось повозиться. Чтобы довести его до ума, потребовалось восемь месяцев работы и около полумиллиона рублей, не считая стоимости самой машины. В ходе ремонта пришлось заменить мотор: родной проще было выкинуть, чем восстанавливать. Андрею удалось купить двигатель в комплекте с коробкой передач с аналогичного автомобиля в Москве.

 

 

«Этот пикап я одно время даже использовал как повседневную машину. Ездил на нём на работу, по делам. Я так часто на нём катался, что он мне даже в какой‑то момент поднадоел. По пробкам на механике не очень комфортно ездить, плюс ко всему у него нет усилителя руля. По ощущениям чем‑то напоминает 50-летний грузовик ГАЗ», – объясняет Гуторов.

Хот-род из «Москвича»

Вдоволь налюбовавшись «индейцем», мы обращаем внимание на ещё один необычный автомобиль, стоящий у стены гаража. Красный низкий аппарат, у которого вместо капота – «голый» восьмицилиндровый мотор от грузовика. В кабине угадываются очертания детища послевоенного отечественного автопрома.

«Это уже сложно назвать «Москвичом», – ловя мой взгляд, объясняет Андрей. – Хот-род (автомобиль с серьёзными модификациями, рассчитанными на достижение максимально возможной скорости – прим. авт.) на базе «Москвича-401» я приобрёл уже в таком виде. До этого кто‑то нарисовал его в 3D, сварил раму и собрал. Мне хотелось его причесать, довести до ума. Но пока не знаю, что с ним делать».

Эту красную фурию Андрей своим ходом пригнал из Старого Оскола. Сидеть в дороге пришлось на листах пенопласта – сидений в машине не было.

Хот-род построен из кузова «Москвича-401» и двигателя от грузовика ГАЗ-53 Хот-род построен из кузова «Москвича-401» и двигателя от грузовика ГАЗ-53 / Фото: Наталья Харитошкина

Без денег, но с машинами

Из одного гаража мы перебираемся в другой, и тут я понимаю, что настоящие жемчужины коллекции Андрея Гуторова – светлый кабриолет и тёмный спортивный купе – до сих пор были скрыты от наших глаз. В машине с открытым верхом угадывается легендарный Cadillac Deville, хорошо известный по голливудскому кино. Рядом с ним, хищно раскрыв пасть капота, стоит Plymouth GTX.

«Этот «Кадиллак» выпущен в 1967 году. Когда я увидел его в продаже, сразу пошёл в банк и взял кредит. Я понимал, что через два дня его уже купят. На удивление, денег мне дали даже больше, чем я рассчитывал. И я сразу приобрёл ещё и «Плимут» – похожий был у Вина Дизеля в фильме «Форсаж-8». В итоге в феврале я сидел без денег, весь в долгах, но зато с двумя эксклюзивными автомобилями в гараже», – смеётся Андрей.

 

На похожем «Плимуте» Вин Дизель гонял в фильме «Форсаж-8» На похожем «Плимуте» Вин Дизель гонял в фильме «Форсаж-8» / Фото: Наталья Харитошкина

Кабриолет продавали в Твери. Фотографии в Интернете были неважного качества, поэтому было сложно оценить состояние автомобиля. Пришлось ехать.

«Проблема большинства таких машин в том, что они оформлены как культурная ценность. То есть приобрести его можно, но ездить по дорогам в России нельзя, – объясняет Андрей. – У меня раньше была такая машина, и я её продал. Решил так: пусть у меня будет меньше машин, но на любой из них я смогу выехать на дорогу, не переживая, что её могут конфисковать».

Винтажные авто с ПТС в России – большая редкость. Поэтому когда Андрей убедился, что перед ним не музейная реликвия, а настоящий автомобиль с документами транспортного средства, то сразу повёз регистрировать его в ГАИ. Когда инспектор выдал заключение, что все номера совпадают, автомобиль действительно «белый», Гуторов со спокойной душой расплатился с уже бывшим владельцем и отвёз «Кадиллак» в Белгород.

«Он перекрашен в оригинальный цвет. И, судя по паршивости окраски, ещё в США, – поглаживая блестящий кузов, рассказывает коллекционер. – Наши реставраторы очень щепетильно подходят к нанесению лакокрасочного покрытия. Американцы с этим вообще не парятся. Этот ещё более-менее нормально покрасили – хоть хром нигде не заляпали. Видимо, человек старался сделать всё аккуратно».

 

Легендарный Cadillac Deville Легендарный Cadillac Deville / Фото: Наталья Харитошкина

Не для свадеб

Андрей говорит, что иногда участвует в выставках, но в последнее время всё реже.

«Меня иногда зовут на такие мероприятия, но я вынужден отказывать. Потому что после них остаётся только негатив: если машина ничем не огорожена, то все норовят в неё залезть, что‑то сломать, открутить. Недавно я участвовал в выставке со своим пикапом. Мы с супругой отлучились буквально на несколько минут. А когда вернулись, обнаружили пропажу ключей и отломанные выключатели. Это было неприятно. Люди не понимают, что перед тем, как залезть в раритетное авто, неплохо было бы спросить разрешение хозяина. Из‑за этого не хочется ездить по всяким выставкам».

Именно по этой причине Андрей не делает бизнеса из своего хобби. Многие бы мечтали арендовать такие автомобили для свадеб и других торжеств, но Гуторов не готов так рисковать своими раритетами:

«В принципе, на этом можно зарабатывать, но нужны немного другие автомобили. То есть машины могут быть те же, но их надо подготовить для этих целей: например, заменить оригинальный салон на что‑то более практичное. Мне, например, было бы жалко, если бы салон машины выпуска 1960 года пришёл в негодность. Люди случайно могут в машине что‑то разлить, поцарапать, уронить. Поэтому авто под такие цели нужно специально готовить. А коллекционный автомобиль я под эти цели никогда бы не отдал».

При этом Андрей летом всегда с удовольствием выезжает прокатиться на своих редких авто вместе с женой и ребёнком. По его словам, чаще всего реакция одинаковая: водители буквально головы сворачивают, пытаясь рассмотреть машину, словно выкатившуюся из голливудского кино.

«Но есть и такие, которые вообще не обращают внимания. Для них в этом нет ничего особенного. Их другое впечатляет: например, карбоновые удочки по 2 тыс. долларов. И это нормально – у всех свои интересы», – улыбается коллекционер.

«У меня есть мечта»

По словам Андрея, жизнь коллекционеров чем‑то напоминает игру детей в песочнице: все игрушки родители тебе никогда не купят, поэтому ты вынужден обмениваться чем‑то с друзьями.

«Ты понимаешь, что купить что‑то новое, не продав что‑то из того, что у тебя уже есть, нельзя. В этом году я продал четыре автомобиля. Зато я на них поездил, пощупал их, понял, что они собой представляют», – поясняет коллекционер.

Гуторов признаётся, что хочет сохранить в коллекции набор важных для себя авто. Но гораздо важнее для него привить культуру редких авто тем, кто может себе это позволить.

«У нас обеспеченный человек скорее купит в семью четвёртый «Гелендваген», чем решится приобрести старинный автомобиль. Нет этого пока в нашей культуре, к сожалению, – сетует Андрей. – Новой иномаркой за 15–20 млн рублей сейчас никого не удивишь, а вот таким автомобилем, который в 4–6 раз дешевле – легко. Но никто, кроме настоящих коллекционеров, их не покупает. Так, наверное, воспитали людей в 1990-е годы».

Раритетные авто – это хорошая инвестиция, ведь они с годами только дорожают. Но не всё так однозначно: по словам Андрея, в России очень мало людей, которые всерьёз интересуются этой темой. И ещё меньше тех, кто готов отдать адекватные деньги за такой автомобиль. Однако Андрей Гуторов надеется, что со временем коллекционеров станет больше, в том числе и в Белгороде:

«Люблю необычные вещи». Зачем житель Белгорода коллекционирует старинные авто - Изображение Фото: Наталья Харитошкина

«У меня даже есть задумки, как начать прививать эту культуру нашему местному сообществу. Чтобы в качестве третьей или четвёртой машины состоятельные люди покупали что‑то по‑настоящему крутое и стоящее. При этом хранить, эксплуатировать и обслуживать такие автомобили можно здесь, в Белгороде. Думаю, многих отпугивает именно этот вопрос: «Ну куплю я такую машину, а что я с ней буду дальше делать?» Но пока сам не попробуешь разобраться с таким авто, не закажешь одну, вторую запчасть в Америке, ты не поймёшь, что ничего страшного и сложного в этом нет. Ты видишь, что всё это можно привезти и поставить. И тогда страх перед редкими автомобилями исчезает. Если будут силы, я постараюсь эту тему двигать».


Какие ретроавто есть в коллекции Андрея Гуторова

 

Электрорегулировка сидений, выдвижная антенна приёмника, автоматическая коробка передач...и-всё это на автомобиле Электрорегулировка сидений, выдвижная антенна приёмника, автоматическая коробка передач...и-всё это на автомобиле / Фото: Наталья Харитошкина

«Это Chevrolet Apache 31 Fleetside 1959 года выпуска. Автомобиль выпускался в нескольких версиях. У меня модификация с широким кузовом. Была ещё версия Stepside с выступающими задними крыльями и боковой ступенькой.

Машина выпускалась с двумя типами двигателя: с рядным 6-цилиндровым мотором объёмом 3,9 литра и V-образный 8-цилиндровый двигатель рабочим объёмом 4,6 л. Сейчас на нём стоит другой мотор с грузовика GMC – рядный 115-сильный движок объёмом 4,4 л с 4-ступенчатой коробкой передач. Они были полностью взаимозаменяемыми, потому мотор встал на те же штатные крепления, что и родной движок.

Весной я ездил на нём в деревню проведать родственников. По трассе Apache нормально идёт 100–110 км/ч. Мои попутчики даже удивились, что эта машина способна так бодро передвигаться.

До момента полной реставрации я использовал пикап по прямому назначению: возил мотоблок
отцу, трёхколёсный мопед, который у меня тогда был. У меня к пикапам особая любовь: я уже лет восемь на них езжу, и за это время понял, что лучше машины нет. Это оптимальное соотношение комфорта, проходимости и практичности».

 

Салон автомобиля Хот-род Салон автомобиля Хот-род / Фото: Наталья Харитошкина

«Хот-род построен из кузова «Москвича-401» и двигателя от грузовика ГАЗ-53. Его построили где‑то в восточной Сибири, потому что он всплывал в объявлениях о продаже в Иркутске, – рассказывает историю хот-рода автоколлекционер. – Каким‑то образом он оказался в Старом Осколе. Я его выменял на старенькую Toyota RAV4, который у меня тогда был. Вернулся своим ходом в Белгород, хотя предварительно пришлось помотаться по автомагазинам, чтобы машина была на ходу и передачи включались. Это были очень необычные впечатления: промчать летом 150 км от Старого до Белгорода. Наушников, правда, не хватало.

Двигатель на хот-роде с грузовика ГАЗ-53. В чертах автомобиля прослеживается инфернально-скелетная тема: черепа на рычаге переключения передач и переключателе поворотников. Маленький череп венчает даже масляный щуп!

Это такой шоу-мобиль. Каждый день на таком ездить, конечно, никто не будет. На нём можно приехать на какое‑нибудь мероприятие, повеселить людей, себе настроение поднять. Похоже, просто у кого‑то не хватило сил и времени, чтобы достроить его. Так и у меня бывает: перегораешь и продаёшь за бесценок. Здесь человеку чуть-чуть не хватило ресурсов салон доделать».

 

«Плимут» из коллекции Андрея Гуторова был выпущен в 1967-году «Плимут» из коллекции Андрея Гуторова был выпущен в 1967-году / Фото: Наталья Харитошкина

«Это «Плимут GTX» 1972 года. Мне всегда нравились американские машины с кузовом купе выпуска 1960–70-х годов. Приобрёл я этот авто на Урале. У нас в стране есть несколько центров, где люди интересуются ретроавтомобилями. Само собой, в первую очередь в столицах – в Москве и Питере. Немало народа коллекционирует старинные автомобили в Екатеринбурге и его округе. Ещё один центр есть на юге – Краснодар, Сочи. В нашей стране, пожалуй, и всё. Есть несколько серьёзных коллекционеров в Беларуси. Я не исключаю, что и в других городах есть такие же парни, как я, которых не видно и не слышно, а редкие машины в гараже стоят. Но это скорее исключение. Были бы у меня нескончаемые деньги, я бы, наверное, половину московских коллекций приобрёл бы. Пусть они тут стоят. Ведь они прекрасны сами по себе».

Вадим Кумейко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×