Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17 июня 2021,  11:32

На двух колёсах по трём континентам: как белгородец Александр Смагин побывал в 21 стране

Рассказ путешественника записала «Белгородская правда»

На двух колёсах по трём континентам: как белгородец Александр Смагин побывал в 21 странеВ Европе велопутешественнику очень комфортноФото: из личного архива
  • Статья
  • Статья

Путешественник Александр Смагин планировал объехать вокруг света, но завершить задуманное помешала пандемия коронавируса. Однако до этого он успел проехать почти 18 тысяч км, стёр два комплекта резины, поменял огромное количество велосипедных камер и испытал уйму эмоций.

Любовь к движению

«Я родился в Губкине и большую часть детства провёл в Белгородской области. Занимался спортом и туризмом. Во время учёбы в школе и институте побывал в огромном количестве турслётов, походов и сплавов. Так у меня и развилась любовь к движению и путешествиям.

Когда получал высшее техническое образование, часто участвовал в соревнованиях по разным видам спорта, таким образом ездил по России и всё больше понимал, что путешествия – это значительная часть моей жизни. Во время учёбы впервые побывал за границей.

К пятому курсу понял, что хочу заниматься путешествиями, однако отработал год по профессии. Несмотря на то что мне нравится быть инженером и что‑то конструировать, всё же пришло окончательное осознание, что следует выбрать другую сферу деятельности. И я уехал в Санкт-Петербург учиться на инструктора по туризму.

Организовывал походы и сам ходил по сложным маршрутам. Так дорос до кандидата в мастера спорта, стал чемпионом России и призёром европейских соревнований по спортивному туризму. Теперь этот опыт позволяет мне отправляться в любую точку планеты и на любую вершину мира».

 

Александр Смагин Александр Смагин / Фото: из личного архива

В другом направлении

«Одну за другой покорял горы. Сначала был Крым, затем Кавказ, Эльбрус, потом добрался до вершин в 6–7 тысяч метров. Преодолел восхождение на пик Ленина, где ночевал в палатке на высоте 6 тысяч метров при морозе 35–40 градусов. Это удовольствие совсем для отчаянных любителей.

Спустившись, подумал, что больше подниматься в горы не очень хочется. Ребята, которые ходили параллельно со мной, в тот год поднялись на Эверест. А я почувствовал, что хочу идти в другом направлении. Поразмыслив, понял, что моя новая цель – кругосветное путешествие.

Но как именно его совершить? Пешком я ходил много, и некоторые маршруты составляли 280–350 км. На машине тоже ездил: возил туры в Скандинавию, где мы преодолевали по 10–15 тысяч км за две недели. Решил, что пешком – очень долго, а на машине, наоборот, слишком быстро – можно разглядеть лишь мелькание за окном. Самолёты и поезда тоже показались неподходящим вариантом. Лучшим решением оказался велосипед, тем более что на нём нужно работать ногами, так что получилось к тому же спортивное мероприятие. При этом я не привязан к какому‑то транспорту, всегда могу сесть и поехать, куда мне хочется.

Взял карту мира и просто нарисовал план будущей поездки. Когда же стал углубляться в детали, выяснил, что мой маршрут не очень адекватен. Существует очень много разных оптимальных направлений для кругосветных путешествий, и я изменил путь согласно им.

В то время как раз встретил единомышленника Константина Колотова, и мы решили отправиться в кругосветку вместе».

Всего не предусмотришь

«Для путешествия мы выбрали уникальные велосипеды с бамбуковой рамой. Их специально для нас сделал парень, занимающийся производством таких средств передвижения.

Бамбук прочный и при этом лёгкий – рама весит меньше 2 кг (алюминиевая значительно тяжелее). Дерево – достаточно мягкий материал, поэтому он гасит вибрацию. Если долго ехать на стальном велосипеде, руки устают и нужно отдыхать. Здесь же за тысячи километров пути усталости у меня не было.

С собой взял несколько сумок со снаряжением общим весом 25 кг. В них было вообще всё, начиная от запасных деталей на велосипед и заканчивая палаткой, спальником и обувью для восхождений на горы.

Я тогда собирался будто бы в поход на несколько недель, но потом – уже в пути – пришло понимание, что подготовиться к путешествию на пару лет невозможно вообще никак. Что бы ни планировал, всё равно случатся ситуации, которые я не смогу предусмотреть. Поэтому месяца через три-четыре вещей у меня поубавилось в два раза и, соответственно, ехать стало в два раза легче. Лучше приобретать что‑то по мере необходимости».

 

Специально для путешествия умелец сделал велосипед с лёгкой бамбуковой рамой Специально для путешествия умелец сделал велосипед с лёгкой бамбуковой рамой / Фото: из личного архива

Галопом по Европам

«В сентябре 2018 года мы выехали из Санкт-Петербурга. Маршрут через всю Европу (порядка 7 тысяч км) нам удалось преодолеть за три месяца. Шенгенская виза даётся на полгода, но в стране можно находиться 90 дней, поэтому пришлось поторапливаться.

В Европе велосипедисту очень комфортно, так что, если у кого‑то есть желание попутешествовать на велосипеде, я рекомендую начать оттуда. В Европе люди очень дружелюбно относятся к велопутешественникам. Если я еду по полосе, меня считают полноценным участником движения и уступают дорогу как автомобилю. При этом всё серьёзно: на велосипедисте должна быть каска и яркая жилетка.

Практически всё время в европейских странах мы жили в палатках – это удобно и безопасно. Там достаточно кемпингов, правда, для экономного русского туриста они не подходят. Наш бюджет на путешествие по Европе составлял 5 долларов на человека в день, включая питание, проезд (амортизацию и запчасти), проживание и дополнительные расходы. А кемпинг стоит 15–18 долларов с человека. За эти деньги разрешается поставить свою личную палатку на территории, где есть электричество, туалет и душ. У нас за такую сумму можно снять хороший номер в отеле. Поэтому мы просто размещались на природе.

Единственная страна, где вообще запрещён кемпинг, – Австрия. За разведение костров могут выписать очень большой штраф и даже депортировать. Там мы заезжали глубже в лес и справлялись без костров, при помощи горелки.

Консервы и макароны на три-пять дней везли с собой, но в основном всё покупалось по ходу. А ещё осенью в Европе очень много фруктов. Зачастую дорога идёт через сады, никаких заборов нет, и никто не запрещает сорвать килограмм апельсинов. Бывает, что местные фермеры приглашают к себе в гости и на прощание ещё и с собой еды дают. В итоге у нас получилось попробовать все цитрусовые, какие только можно, а также наесться киви, гранатами и хурмой».

Колоссальная разница

«Я рассчитал маршрут так, чтобы мы находились в максимально комфортных условиях. Выехали осенью и поехали к лету, то есть к Африке. К экватору приехали уже ближе к зиме. Днём было всего около 40 градусов жары. Не слишком комфортно, конечно, но если бы мы прибыли летом, то столкнулись бы с 50-градусным пеклом. В такую погоду на дорогах плавится асфальт и – без шуток – проехать на тонких колёсах по дороге невозможно, потому что колёса тонут.
До Африки добрались на 101-й день. Из Марокко поехали вдоль побережья Атлантического океана (около 7 тыс. км). Сразу бросилась в глаза колоссальная разница с Европой, где люди поддерживали и восхищались нашим путешествием, а в Африке на нас смотрели огромными глазами с полным непониманием: зачем ехать из Европы, где так хорошо, в Африку?!

На границе мы выяснили, что одиночных путешественников без организованных групп дальше Марокко едет очень мало. Неудивительно, ведь там нет никакой инфраструктуры. Например, в Мавританию никто в здравом уме по путёвке не поедет. Это одна из беднейших стран мира, из которой хочется как можно быстрее уехать. Да и в целом жизнь большинства жителей африканского континента, обитающих в лачугах из палок и навоза, оставляет весьма удручающее впечатление.

А в Сенегале случилась неприятная история. На меня напал местный парень с намерением поживиться моим имуществом. Я стал сопротивляться, и тогда он достал нож. В итоге грабитель остался с моим телефоном, а я – с несколькими ранениями. Благо, всё быстро зажило. Однако после этой ситуации я переосмыслил цель путешествия, и мы разошлись с напарником. Он улетел в Кейптаун в ЮАР, а я – к Килиманджаро в Танзанию и около месяца восстанавливался на острове Занзибар».

 

Во время путешествия Александр периодически поднимался в горы Во время путешествия Александр периодически поднимался в горы / Фото: из личного архива

Записывайте впечатления

«Добравшись до Стамбула, я поехал через всю Турцию до Ирана. Во время путешествия периодически поднимался в горы: совершил восхождение на четырёхтысячник Тубкаль – высшую точку Северной Африки, потом побывал на Килиманджаро, в Турции – на вершине Арарат, в Иране – на вулкане Демавенд.

С разными приключениями добрался до крупнейшего города Индии Мумбаи, где моё путешествие и приостановилось в феврале прошлого года. Там остались мои вещи и велосипед, а я улетел дальше в Азию – на Бали – и провёл там более полугода, пережидая пандемию.

Во время путешествия старался каждый день выкладывать свои впечатления и вести дневник. В последний раз я писал на 540-й день. Хотел опубликовать впечатления в формате дневника или книги, но материала оказалось слишком много, так что он не помещается ни в какой формат. Рекомендация для всех, кто едет в новое место: сразу записывайте собственные ощущения от поездки! Через год-два вам будет невероятно приятно и интересно перечитывать их.

Как только коронавирус отступит и все границы снова откроются, поеду в Мумбаи и заберу велосипед. Идея объехать мир на бамбуковом велосипеде сохранилась, однако я понял, что проехать всё сразу у меня не получится. Поэтому на этот раз разобью путешествие на участки: Азию, Австралию, Америку и Россию – и буду двигаться по ним. Также у меня есть идея доехать из Белгородской области до Байкала на машине. В общем, путешествиями на ближайшие годы я обеспечен».

 

На Килиманджаро На Килиманджаро / Фото: из личного архива

О чём белгородцы спрашивали Александра Смагина

— На каком языке говорили?

— В Европе мы общались в основном на английском языке. Часто встречали русских, поэтому и родной язык вполне себе использовали. Но нередко бывали в местах, где по‑английски не говорят, тогда пытались объясняться на пальцах, как в игре «Крокодил».

— Как справлялись с насекомыми и животными, ночуя в палатке?

— Нас часто донимали звери, например кабаны и медведи. Иногда приходилось сооружать укрепление из веток перед палаткой. Для безопасности у нас имелись петарды и пара ножей. А в Турции оказалось много собак, и я купил себе электрошокер, чтобы отгонять их звуком.

Если было много насекомых, перед сном включали яркий фонарь, направляли свет в угол и ждали. Через несколько секунд вся живность слеталась и уничтожалась. Так повторялось в каждом углу, и уже через 10 минут можно спать.

— Как заряжали технику в пути?

— Для зарядки телефонов с навигацией мы брали два внешних аккумулятора и солнечную панель. Мобильные батареи позволяли ехать автономно два-три дня, после чего хватало ночи, чтобы где‑нибудь их зарядить. Панелью пользовались в Африке.

Анна Емельянова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×