Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 апреля 2019,  18:46

Готовы ли белгородские музеи и театры предложить посетителям алкоголь

«А не хлопнуть ли нам по рюмашке?» – заметьте, не мы это предложили, а министерство культуры

Готовы ли белгородские музеи и театры предложить посетителям алкогольФото: kmto-premiera.ru
  • Статья

Ведомство предлагает расширить перечень учреждений, где можно продавать спиртное. Сейчас он достаточно узок: парки, концертные залы и театры. Минкульт посчитал, что это ущемляет права организаций культуры и их посетителей.

Ведомство разработало поправки к закону о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции. По сути Минкульт предлагает вернуться к тому, что было до 2016 года, когда алкоголь разрешали продавать в любых учреждениях культуры. Потом был запрет, а теперь его посчитали необоснованным. 

Готовы ли белгородские учреждения культуры к возвращению алкоголя? 

Крепость театральных традиций

«Не просите билеты 
На балкон и в партер, 
Пусть дадут вам билеты 
В театральный буфет. 
Уходя из театра,
Унесёте с собой 
Под трепещущим сердцем, 
В животе, бутерброд».

Этот вредный совет Григория Остера на самом деле не такой уж и вредный. Истинному театралу не комильфо, посетив спектакль, не заглянуть при этом в театральный буфет. Потому каждому уважающему себя театру не комильфо отказать гостю в возможности сдобрить бутерброд коньячком или шампанским.

Встречаются даже постановки, в которых алкоголь выступает и реквизитом, и одновременно угощением. Например, у московского театра «У Никитских ворот» был спектакль «Песни нашего двора». Под песни середины ХХ века каждого зрителя угощали рюмкой водки при входе в театр и потом во время спектакля. 

Театру продажа алкоголя приносит дополнительный доход, а зрителю – дополнительное удовольствие от вечера. Многие театры вывели свои буфеты в отдельный вид прекрасного, превратив посещение буфета в ритуал, если хотите. На сайте Большого театра у буфета отдельная страница и 150 фотографий. Кстати, предлагают шампанское от 500 до 2 тыс. рублей за бокал, в зависимости от марки. 

Практически в каждом отзыве о Мариинском театре обязательно будет и строчка про его знаменитый (прежде всего своими ценами) буфет: бутерброд с красной икрой – 400 рублей, водка – от 220 рублей за 40 г. Цены на стопку коньяка давно перешагнули рубеж 1 000 рублей. При этом в отзывах посетители регулярно пишут об очередях в буфет. Понятно, что с такими ценами приходят туда не напиваться, а наслаждаться моментом.

 

Готовы ли белгородские музеи и театры предложить посетителям алкоголь - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

В буфете Белгородского драматического театра им. Щепкина цены, к счастью, не мариинские. Бокал шампанского и вина предлагают по 180 рублей, 100 г коньяка – 350 рублей.

«Я считаю, что алкоголь в театральном буфете должен быть. Люди приходят на культурное событие расслабиться, поговорить, превратить посещение театра в праздник. Так почему бы не украсить праздник бокалом шампанского или стопкой коньяка, если этого очень хочется? Зачем лишать человека этого права? – говорит специалист по связям с общественностью театра им. Щепкина Наталья Зотова. – Есть старая театральная традиция: посмотреть спектакль и пропустить в буфете рюмочку для настроения, съесть вкусный бутерброд с красной рыбой».

Напиться в театре невозможно по двум причинам: антракт достаточно короткий, а спиртное стоит недёшево. Объёмы продаж алкоголя в театральном буфете подтверждают, что пьянству здесь не место и не время. В день премьеры за антракт в буфете успевают продать максимум три-четыре бутылки шампанского и одну-две бутылки коньяка, в будни алкоголь в буфете практически не покупают.

«Как элемент театральной культуры пускай алкоголь будет в разумных количествах. Поверьте: если его убрать, недовольных зрителей будет много – мы это уже когда‑то проходили», – добавила она.

 

Готовы ли белгородские музеи и театры предложить посетителям алкоголь - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

В буфете филармонии также предлагают шампанское и вино, однако не пьянки ради, а общения для. 

«В филармонию люди приходят в первую очередь за новыми музыкальными впечатлениями. А возможность выпить в антракте бокал хорошего вина и обсудить концерт с друзьями – это общемировая традиция. Всё зависит от внутренней культуры человека», – считает директор филармонии Светлана Боруха.

От эстетики момента к банальной физиологии

Театр и филармония, в отличие от музея, не предполагают долгих перемещений. В случае с алкоголем это большой плюс: кто хватил лишка, просто заснёт на спектакле. В музеях посетители ходят, а под действием спиртного не всегда ровно. 

В 2018-м по Третьяковской галерее ходил посетитель в подпитии. Ходил-ходил, а у картины Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына» остановился. Схватил металлический столбик ограждения и несколько раз ударил по картине. Стекло, прикрывающее холст разбилось, ущерб всей русской художественной культуре неоценим, ущерб картине эксперты оценили в 20 млн рублей и несколько лет реставрации. 

Сам виновник сказал, что его накрыло после 100 г водки, принятых в музейном буфете. Отсидит он или заплатит штраф, для шедевра русского художественного искусства уже не имеет никакого значения. 

В музее Щепкина в Алексеевке Яковлевского округа картин Репина нет, однако это не значит, что сотрудники готовы рисковать экспонатами. 

«Я против такой инициативы министерства культуры,– говорит директор музея Виталий Харченко. – Люди неадекватные становятся в нетрезвом виде, а у нас экспонаты. Музей не предусмотрен, чтобы продавать алкоголь, да и нет у нас места для этого. Если рядом построят кафе – там пожалуйста, но в самом музее алкоголя быть не должно».

Фронтовые 100 грамм

В музее-заповеднике «Прохоровское поле» три кафе, два буфета и ресторан. В меню, размещённом в открытом доступе, спиртного нет, однако на барной стойке оно есть, хотя и не везде.

«Я считаю, что нужно разрешить учреждениям продавать алкоголь, а дальше каждый руководитель, исходя из своей ситуации, принимает решение, – говорит директор музея-заповедника «Прохоровское поле» Наталья Овчарова. – Поясню на своём примере. У нас музей-заповедник, в который входят несколько музеев и заведений общепита. В ресторане почему не продавать спиртное? Есть специальная стойка, где оно выставлено, есть лицензия. Мы долго бились, чтобы получить лицензию, которая дала бы нам право продавать в кафе «Блиндаж» у Звонницы фронтовые 100 грамм, о которых многие посетители просили. Но мы долгое время не имели права продавать спиртное. Поэтому я считаю, что ограничивающего закона не должно быть, но я, как руководитель, никогда не позволю продавать спиртное в самом музее, только в отдельно стоящем кафе или ресторане». 

Готовы ли белгородские музеи и театры предложить посетителям алкоголь - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

Она приводит в пример кафе при музее бронетанковой техники, где алкоголя нет и быть не может по той причине, что оно находится в самом музее, а его посещает очень много детей.

Наличие кафе и алкогольных напитков, по её наблюдению, влияет не на поток посетителей, а на впечатления от пребывания в музее-заповеднике.

«Мы создаём дополнительный комфорт посетителям, – говорит Наталья Овчарова. – Люди, приезжая к нам, понимают, что не нужно искать место, где поесть, отдохнуть, а всё можно решить на месте, в доступности. Это тот уровень, к которому стремятся многие музеи».

На вернисаже как‑то раз

Открытие выставки традиционно ассоциируется с пузырьками шампанского и яркими канапе, поэтому в выставочном зале «Родина» идею Минкульта в целом поддерживают, но… 

«Я нормально отношусь к этой идее, но непосредственно в нашем выставочном зале такой возможности нет, – говорит директор выставочного зала Наталья Гончаренко. – Мы ничего не можем продавать, потому что это влечёт много согласований, дополнительных финансов и налагает больше ответственности. Инвесторам мы неинтересны, даже кофе-автомат тут ставить невыгодно, не говоря уже о чём‑то более серьёзном, поскольку отдельных посетителей мало, на выставки приходят в основном группы школьников и студентов. И самое главное – у нас мало места даже для размещения экспозиций, и совсем не хотелось бы его ещё урезать, отдавая под еду или напитки. Если говорить в целом об уместности алкоголя в галерее, то лёгкие алкогольные напитки – вино или шампанское – на вернисажах вполне уместны, в других случаях – нет».

Готовы ли белгородские музеи и театры предложить посетителям алкоголь - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

В музее-диораме к алкогольной идее отнеслись резко отрицательно. 

«Посмотрите, как на людей действует алкоголь: кто‑то хватает стул, кого‑то тошнит, кого‑то шатает из стороны в сторону, кто‑то перегаром дышит – об этих последствиях кто‑то подумал? А у нас везде экспонаты, стеклянные витрины… К нам дети приходят на экскурсии, а тут что, пьяные люди, которые показывают им определённую модель поведения? Начнут кричать «За Родину, за Сталина!»? – задаётся вопросами замдиректора по развитию информационных технологий диорамы Владимир Зеленский. –Метания эти с алкоголем идут с 1985 года, почему нельзя оставить тему в покое и просто не обращать на неё внимания? Сейчас в очередной раз разрешат, чтобы через год снова запретить, увидев алкоголизацию молодёжи? Эти дурные инициативы просто надоели. Нужно знать, где пить и с кем, музей – не то место, где стоит пить, а подобные инициативы – это провокация». 

Стадия философских вопросов: вино или кино

В пригороде Белгорода есть ресторан «Галерея». Заведение работает четвёртый месяц, себя называет арт-рестораном и позиционирует как место, где вкусная еда и ароматное вино соседствуют с искусством. Несколько раз в неделю в «Галерее» проходят живые концерты, выставки картин, художественные и гончарные мастер-классы и другие события. Кому как не им понять стремление Минкульта приблизить такой формат культурного отдыха к массам! 

Именно им я и адресовала вопрос о том, насколько в Белгороде в принципе востребован такой формат отдыха и что же всё‑таки первично: вино или искусство – т. е. люди приходят получить эстетическое наслаждение от музыки, картин, мастер-классов или всё‑таки поесть и выпить в ресторане?

«Мы были удивлены, насколько такой формат востребован. Культурный уровень горожан растёт, и им уже хочется чего‑то большего, чем просто поесть под музыку. Хочется ощущать себя в центре какого‑то замысла. И тут, кстати, речь не только про формат арт-ресторана, а про любой формат, исполненный хорошо, – отвечает представитель «Галереи», пожелавший не называть своего имени. – Первичен мотив. Мотив ресторатора – сделать человеку приятно. Если человек это ощущает, то еда, вино, музыка, картины, цвет салфеток – всё это вторично. При условии, что всё перечисленное достойного уровня».

Ирина Дудка

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×