• 61,55 ↑
  • 76,09 ↑
  • 2,35 ↑
30 ноября 2017 г. 10:34:58

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Тростенецкие разносолы. Почему женщины обедали стоя, а хлеб резал глава семьи
Василий и Ольга Алехины. Фото Юрия Коренько

Тростенец – жемчужинка Белгородской области, село самобытное, сохранившее особый колорит, песни, обычаи и традиции, бережно передаваемые из поколения в поколение.

В Тростенце живёт замечательная семья Василия и Ольги Алехиных. Василий руководит фольклорным ансамблем «Истоки» в сельском Доме культуры, Ольга – народный мастер, руководит студией народно-прикладного творчества. Дети – Таня и Андрей – студенты.

В шерстяных чулках

Василий Алехин родился и вырос в Тростенце, знает всё о традициях и обычаях этого села. Здесь всегда отмечали все религиозные праздники, даже во времена гонения на церковь. Покров, Микола-зимний, Рождество, Крещение и особенно любимая Масленица – они были неотъемлемой частью простой и размеренной жизни селян. А как весело и торжественно праздновали Пасху и Троицу! Женщины надевали самые красивые наряды – юбки, завески, платки, кофты, шали. Но их щегольство сочеталось со строгим соблюдением традиций.

«Одежда женщины и девушки отличалась, – рассказывает Василий Алехин. – Верхом неприличия считалось, если женщина одевалась как девушка, или кто‑либо из селянок приходил в церковь без шерстяных чулок, обязательных даже летом».

Алехины бережно хранят доставшиеся по наследству старинные полотенца, скатерти, одежду. Ольга показывает ярко-красный платок, с виду совершенно новый, но оказывается, что и это старинная семейная реликвия.

«Различали одежду повседневную и нарядную, праздничную, – рассказывает Ольга. – Праздничную носили очень аккуратно. Этот платок ни разу не стирали, и он действительно почти новый, потому что его надевали поверх другого платочка, светлого».

Саламать.
Саламать.
Фото Юрия Коренько

Жена за спиной

Мужчины старшего поколения были главными блюстителями традиций и обрядов. За семейный обеденный стол женщины не садились, они только накрывали его и потом были, что называется, на подхвате: подавали хлеб и блюда.

Представьте себе: за столом сидят только мужчины, если кто‑то из них женат, за его спиной стоит жена (баба). Ест она стоя, черпая своей ложкой из общего блюда. Дети тоже едят отдельно от взрослых. Вот такой строгий был обычай.

«В выходе женщины на второй план есть момент женственности, – поясняет Василий. – Это не унижение её, а соблюдение приличий. То, что теперь для нас непонятно, на самом деле старинный уклад жизни. Женщина встречала гостей, мужа, хлопотала о том, чтобы на столе всё было в порядке. И конечно она вовсе не оставалась голодной».

Василий продолжает рассказ об истории села и его традициях. Перед началом обеда женщины подают свежеиспечённый хлеб. Глава семьи, если он ещё в силе, его нарезает, если дед уже стар, он разрешает резать хлеб старшему сыну. Хлеб нарезают по числу едоков в семье. Если у старшего сына пятеро детей – пять кусков и плюс два – ему и его жене. Если в семье есть недавно родившая женщина, ей подают еду отдельно, причём, если она родила до обеда, ей в тот же день положен хлеб и на родившегося ребёнка.

«Слово «счастье» связано именно с этим событием в семье, – говорит Василий. – Оно имеет тот же корень, что и слово «часть». Женщина теперь «с частью».

Саламать

Раз коснулись старинных обычаев, неплохо бы узнать о старинных блюдах. Собственно говоря, ради них мы и приехали в Тростенец.

«Одно из наших старинных блюд – это саламать, – говорит Ольга. – Наверняка это слово производное от «саламаты» – похлёбки из заваренной муки. В «Тарасе Бульбе» Гоголя упоминается это блюдо. Но наша саламать, хоть и готовится похоже, всё же гуще, твёрже. Муку можно брать любую, наши хозяйки преимущество отдают гречневой».

Ольга высыпает в чашку гречневую муку, заваривает её кипятком. Тщательно размешивает, чтобы не оставалось комочков, солит и добавляет, если блюдо скоромное, нарезанное кусочками сало, а в пост саламать сдабривают взваром или узваром. Этот напиток, приготовленный из сушёных фруктов – яблок, груш, чернослива – с добавлением мёда и изюма сравнивают с компотом, но взвар готовят более густым, насыщенным.

Постную или скоромную саламать ненадолго ставят в печь, достают и оставляют остывать, чтобы блюдо затвердело.

Саламать очень сытная. Её было удобно брать мужчинам в поле, потому что она в жару не портится.

Вареники с мясом.
Вареники с мясом.
Фото Юрия Коренько

Коржики

Но не одной саламатью живы были наши предки. Были и другие блюда, сытные и разнообразные – борщ, щи, каши, пироги, сбитни, кисели. Женщины, чтобы побаловать себя, готовили коржики, которые долго оставались свежими.

«Готовятся коржики быстро, и они очень вкусные», – рассказывает Ольга, раскладывая на столе яйца, простоквашу, муку.

Она разбивает о край чашки два яйца (ножом их бить нельзя: яйцо – символ жизни, разбить его ножом, означает проявить неуважение этому Богом данному продукту).

Хозяйка споро замешивает тесто. Выкладывает слоем на столе, разрезает на куски, которые переправляет на противень и каждый слегка накалывает вилкой. Зачем накалывает, неясно. Для красоты, наверное.

И примерно через час стол украшают аппетитные коржики. Тут же стоит сбитень – настой из мёда с цветами липы, чабрецом, зверобоем.

Вареники

Но нелёгкие годы прошли, народ приободрился, и стали появляться сытные мясные блюда. Одно из них – вареники с мясом.

«Вареники готовить очень легко, было бы мясо, причём любое», – говорит Ольга.

А мяса осенью, когда в хозяйствах забивают живность и птицу, всегда достаточно.

«Мелко рубим мясо. Затем готовим тесто, хорошо его вымешиваем, – комментирует Ольга свои действия, а руки её так и порхают над столом».

Ольга объясняет, что скалкой в старину не пользовались и без неё можно прекрасно обойтись. Тесто режут на кусочки, скатанные из них колобки разминают в лепёшечки. В лепёшечки нужно, сделав углубление, положить начинку.

«Из‑за того, что начинка улеглась в ямке, вареник почти сам закрывается, – с улыбкой говорит Оля. – Края защипывают, как обычно, зубчиками, но их как бы стирают, обваливая вареник».

Вареники слегка отваривают. Затем в чугунок кладут тушённое с луком мясо, в середину вареники, сверху опять тушёное мясо. Всё это – в печь или духовку, и томить до готовности.

Мясо крупным куском

Хозяйки, как правило, заботятся о том, что приготовить на вечер. И в старину у женщин были заботы те же. Борщ или щи подавали на обед, а на ужин бывало мясо, которое утром вынимали из бульона и оставляли томиться в горшке в печи на весь день. Добавляли овощи и блюда из зерна – вот и есть чем повечерять.

Нарезанное мясо подавали в будние дни. На праздники, свадьбы, поминки мясо шло большим целым куском, подать в такой день нарезанное мясо – значит, проявить неуважение к гостям.

«Буженину готовили, шпигуя её салом, – рассказывает Василий. – Для приготовления буженины брали свиную шею или окорок. Мясо промывали и вымачивали один час в рассоле, чтобы напиталось жидкостью и не было после приготовления сухим. Затем шпиговали кусочками сала и чеснока, в процессе приготовления сало будет таять, это также придаст мясу сочности. После помещали кусок в большой чугунок и томили в печи. Буженину из говядины готовили так же, только прежде рассол кипятили».

Поданное блюдо, обязательно засучив рукава, разрезал или разламывал самый старший и уважаемый из присутствующих.

Фото Юрия Коренько

Свадебные обычаи

Самые лучшие и дорогие блюда и выпечку готовили на свадьбу. Со свадьбой, обрядом сватовства связано в народе особенно много примет и обычаев. Дни на Казанскую, Покров считались самыми благоприятными для того, чтобы сыграть свадьбу.

Для начала в хату избранницы жениха засылали сватов. Сваты входили, к примеру, с такими словами: «Не забегала ли к вам ярочка (овечка)?» Если им отвечали: «Нет, не забегала к нам никакая
овечка», – то это означало, что сваты могут идти восвояси. Если ответ был: «Не знаем, поглядите, может, есть у нас ваша овечка», – можно проходить и вести дальнейшую беседу. Как только сваты проходили матицу – балку под потолком, считалось, что они могут уже расположиться в доме невесты по‑свойски.

Далее следовали «запитушки», на них договаривались о дне, когда «будем Богу молиться». Сколько человек будет в этот день, важно, потому что невеста должна приготовить подарки всем присутствующим, а главное – собственноручно тканый пояс для жениха.

На «богомоленье» уточняли всё, что касалось проведения свадебного обряда, опять дарили подарки и подавали каравай. Следили, кому первому невеста отдаст отломленный от него кусок. От этого зависело, как будут складываться дальнейшие отношения с новой роднёй. Если отдаст свёкру – хорошо, будет послушная дочь в семье. Если невеста хочет наладить отношения со свекровью, отдаст хлеб ей. Если девушка протянет хлеб родному отцу или матери, значит идёт она замуж без охоты, и вряд ли её жизнь будет счастливой.

Чтобы не было сирот

«Любовь, уважение в семейной жизни – главное, – уверен Василий Алехин. – Я вспоминаю наше с Олей венчание в церкви в Великомихайловке. Был февраль, морозно. В церкви горели свечи, и было холодно так, что пар шёл изо рта. А нам с Олей было тепло и очень хорошо, и радостно на душе. Возрождение традиций, семейных ценностей жизненно необходимо для парней и девушек. Если наше молодое поколение научится ценить близких, поймёт, что семья – это, прежде всего, большой труд, тогда не будет одиноких мам и оставленных малюток. Кто‑то скажет, что это просто высокие слова. Но за ними – правда, проверенная столетиями».


для комментариев используется HyperComments