Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 ноября 2017, 10:50
 Ирина Дудка 1259

Белорусский взгляд. Как перекликается опыт дуального обучения

Белорусский взгляд. Как перекликается опыт дуального обучения Полоцкий госуниверситет. Фото Ирины Дудки
  • Ирина Дудка

Дуальное обучение, подразумевающее тесный контакт работодателя, техникума или колледжа и местной власти, в последние годы с успехом внедряют российские регионы. В их числе и Белгородская область.

В Беларуси же дуальное обучение, корнями уходящее в совместное советское прошлое, и не прекращало своего существования. В сочетании с обязательным предоставлением выпускнику рабочего места такой подход меняет всю систему образования.

Хорошо, но много

Сейчас Беларусь столкнулась с той же проблемой, что и Россия: выпускников вузов гораздо больше выпускников среднего специального звена. Экономика же требует развернуться ровно в другую сторону.

«Надо, чтобы в вуз шёл человек наиболее грамотный, подготовленный. Поэтому мы, наверное, будем потихоньку уменьшать количество поступающих в вузы, а давать больше мест для поступления на профессионально-техническое и среднее специальное образование. Чтобы человек, когда завершил обучение в колледже, понимал, куда идёт, и поступал в вуз даже пусть на заочную, но сокращённую форму обучения, – цитирует вице-премьера Василия Жарко белорусский новостной сайт tut.by».

Про юристов-экономистов тут давно решили: хорошо, но уж слишком много. Последние несколько лет в Беларуси, к неудовольствию вузов, сокращают и бюджетные, и контрактные места.

«У абитуриентов эти направления востребованы и распределяются хорошо. Мы всех юристов распределяем, у нас много предприятий разных форм собственности, – говорит ректор Полоцкого гос­университета Дмитрий Лазовский (здесь обучаются 12 тыс. студентов, ежегодно вуз выпускает около 200 юристов. – Прим. авт.). – В Министерстве образования решили, что по стране потребность в них меньше, поэтому ежегодно сокращают места на 10 %, а бывало и на 20 %. Считают, что больше нужны выпускники технических специальностей».

Первая ступень

Для любого продвинутого технаря это колледж или техникум. Они формируют заявки на приём
абитуриентов на пять лет вперёд, чтобы точно знать, какую квалификацию готовить. Белорусские школьники, как и российские, сдают ЕГЭ. Там оно называется ЦТ – централизованное тестирование. Те, кто боится его завалить, уходят после девятого класса в колледжи и техникумы. И только после них поступают в вузы, имея реальную профессию и зачастую уже работая. Это важно. Во‑первых, потому, что после колледжа приходит осознание, ту ли профессию выбрал. Во‑вторых, работодатели очень не хотят брать людей без опыта. И в‑третьих, в Беларуси каждый выпускник бюджетного отделения техникума или вуза должен отработать по распределению два года. Распределить же могут в любую точку на карте страны.

«Больше половины тех, кто выбирает профессию, осознанно идут в среднее профессиональное образование, – говорит завуч Слуцкого государственного колледжа Ольга Радюк. – И если ребёнок поступал мотивированно, он остаётся на рабочем месте, которое ему предоставили».

Колледж готовит кадры для своего якорного предприятия – Слуцкого сыродельного комбината и других предприятий пищепрома. Платного отделения в этом колледже нет, учебные группы формируют исходя из заявок работодателей.

«Чтобы утвердили план набора, нужно не менее 85 % заявок от предприятий. Тогда мы открываем группу, – говорит директор колледжа Борис Блахин. – Потом проводим проф­ориентацию в той местности, откуда поступили заявки: ведь это важно для дальнейшего распределения. Как показывает практика, больше 65 % наших выпускников остаются на том рабочем месте, куда их распределили, а по специальности «производство сахара» – до 100 %, потому что там только целевой набор».

Год от года меняются и специальности. Было время, когда готовили кадры для пивоваренного производства, консервного комбината, учили производителей мороженого. Сейчас таких заявок нет, соответственно, и учебных групп тоже.

Первые 200 долларов

Практика занимает больше 40 % учебной программы. И, конечно, такие сотрудники более желанны работодателю, чем обладатели вузовских дипломов, за которыми стоит много теории и почти нет практических навыков.

«На первом курсе мы дважды в неделю ходили на завод, работали не полную смену, а часа четыре: кто фасовал, кто упаковывал… На втором курсе было то же самое. Сейчас, побывав на разных заводах, я знаю, как работать, и трудоустройство меня не пугает, – рассказывает будущий технолог молочного производства Сергей Гадлевский. – После колледжа планирую поступать в вуз».

Аня Перепеча (тоже техник-технолог молочного производства) рассказывает, что профессию выбирала, оценивая востребованность. После колледжа собирается продолжить учёбу на заочном отделении вуза.


«Нужно будет сдать только профпредметы и не сдавать ЦТ, – говорит она. – На юриста я не пошла: их очень много, и работа не настолько высокооплачиваемая, как у технологов. Первую практику я проходила на приём­ке молока, заработала где‑то 250 долларов. Считаю, это хорошо. А наши парни, которым уже есть 18 лет, могли работать в ночные смены и за месяц получили по 400 долларов. Столько потому, что у них пока минимальный разряд. Те, кто трудится именно на производстве, зарабатывают ещё больше. И ещё хорошо, что меня в любом случае распределят в город, а не в деревню, потому что молочные комбинаты есть только в городах».

«Я бы хотела работать в Бресте на заводе «Савушкин продукт» и учиться на заочном», – говорит её однокурсница Ольга Комар.

— А там какие зарплаты?

— О-о-о, – разом выдыхают будущие технологи. – Большие. Под тысячу долларов.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×