• 57,47 ↓
  • 67,56 ↓
  • 2,16 ↓
4 февраля 2017 г. 12:53:39

Почему ракитянец Анатолий Борисенко не знает, что такое скука

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Неугомонный и талантливый
Анатолий Борисенко. Фото Юрия Коренько

Когда Бог одаривал людей талантами, Анатолий Борисенко оказался в нужном месте и получил не одно дарование, а много. Петь, танцевать, стихи сочинять, рисовать, ваять, дома строить – всё ему даётся легко. Почему? Потому что каждое дело в своей долгой жизни заслуженный работник культуры России, почётный гражданин района делал с интересом.

Хоть сплясать, хоть дом построить

Удивительно, но даже об армии Анатолий Иванович рассказывает, как о доме отдыха или, на худой конец, пионерском лагере.

«Я по жизни – культработник. В армию пошёл в 1960 году, служил на Украине, там всем занимался: и плясал, и пел, и спортом увлёкся, и поэзией. В армии же ребята всякие собираются, смотришь на них и сам учишься. Остался служить сверхсрочно на два года, создал армейский танцевальный коллектив. Служба закончилась, поступил на заочное отделение в культпросвет-училище, на хоровое отделение», – вспоминает Анатолий Иванович.

Дома в Ракитном организовал танцевальный коллектив. Лучшими танцорами в то время считались старооскольцы, но Борисенко удалось отобрать у них пальму первенства. Случилось это в 1972 году, когда праздновали 50-летие СССР. Недолго думая, ракитянцы подготовили танцы всех республик, сшили костюмы и сразу покорили всю область. А потом была Москва, центральное телевидение, гастроли по городам России, Украины.

«По хореографии знания добывал сам, два года занимался в Москве в заочном народном университете искусств по бальному танцу, там же и народный танец преподавали. Сам ездил по театрам, перенимал опыт в Харьковском театре оперы и балета, в Воронежском хоре, хоре имени Пятницкого, читал литературу. У меня был тут даже балет, танцевали «Танец маленьких лебедей» из «Лебединого озера», целый год репетировали», – говорит Борисенко.

Со временем в ДК танцорам стало тесно, и пошёл руководитель коллектива к тогдашнему председателю райисполкома Анатолию Огурцову.

Фото Юрия Коренько

«Говорю, Анатолий Максимович, ну негде танцевать, у меня уже сотня танцоров, что если построить танцевальный зал? – вспоминает Борисенко. – «Как?! В районе таких денег нет!» Спрашиваю: а если будем зарабатывать деньги и сами строить? Ну, говорит, давай проект. Думаю: сам художник, начерчу. Посмотрел образец спортзала, сделал все чертежи полностью. Поехал в «Гражданпроект», посмотрели. Всё правильно, заверили», – рассказывает Анатолий Иванович.

Смета получилась на 26 тыс. рублей, по тем временам большие деньги. Да и без строителей стройки не бывает. Тогда Борисенко подумал: я художник, скульптор, неужели кирпич не смогу положить? Посмотрел, как работают строители, поучился. Сделали разметку, вырыли с единомышленниками траншеи под фундамент. Начал коллектив с концертами ездить. Где цементом расплатятся, где плитами, где кирпичом. И пошла стройка, залили фундамент, выложили в два этажа стены.

Но вот с секретарём райкома Борисенко почему‑то не мог найти общего языка. И когда дело дошло уже до крыши, запретил строительство. Санэпидемстанция подключилась, запретила коллективу заниматься в подвале. Куда деваться? Пошёл хореограф к директору арматурного завода, тот выделил танцорам бытовку. Зеркала повесили, оборудовали, приступили к репетициям, а через год ансамбль получил звание народного, появилась при нём хоровая группа. Но секретарь райкома, по словам Анатолия Ивановича, не успокоился, танцоров из бытовки выставили, на этом коллектив и распался.

«Я же хоровик – начал хоры создавать, – продолжает рассказ собеседник. – Сначала народный хор, потом кто‑то говорит: эх, сделать бы хор воинов запаса. Я собрал 49 мужчин, но нужна же военная форма. Это был 1984 год, стал я ездить по городам – Харьков, Киев, Курск, Москва, собирал, кто что даст, – вспоминает Анатолий Иванович. – В районе помогли, денежек дали. И на День Советской Армии занавес открывается, а там 49 мужиков, все в форме! Как запели «Несокрушимая и легендарная…»! В зале все ахнули. И пошли мы греметь! 1986 год – Чернобыль, поехали добровольно с концертами. Даже после развала СССР продолжали ездить с концертами».

Хранитель истории

А ещё Анатолий Борисенко – основатель домашнего музея. Собирать для него экспонаты он начал в 1981 году. Сначала коллекция помещалась в шкафу, а потом пришлось делать к дому пристройку в два этажа. Сейчас владелец музея соорудил на улице навес для крестьянских орудий труда и быта, но и там уже тесно. Плуги, хомуты, мукомолка, бытовая утварь – рубли, праник для стирки, коромысла, утюги, чугуны и много чего ещё. Здесь даже крестьянское орудие с загадочным названием астрапата, ею боронили землю на быках.

Односельчанин порадовал музей чугунным котлом Ракитянской коммуны, его дедушка в 20-е годы прошлого века работал там поваром. В чугуне варили борщи, каши, кулеши для объединившихся на пути к светлому будущему ракитянцев. А весной Анатолий Иванович собирается выставить ещё один экспонат, который, что скрывать, имелся почти в каждой крестьянской хате – самогонный аппарат патриархальной схемы «чугун на чугун».

Фото Юрия Коренько

Много места занимают экспонаты, которые Анатолий Иванович создал сам, – бюсты выдающихся личностей. Их собралось уже около сотни. В прошлом году к 55-летию полёта Юрия Гагарина в космос скульптор вылепил бюст космонавта и в апреле прямо во дворе устроил презентацию.

С царями, президентами, князьями, полководцами соседствуют учителя, врачи, крестьяне. Землякам на память скульптор увековечил свекловичницу-ударницу Наталью Калинину. Ещё в 30-е годы прошлого века её бригада получала сахарной свёклы больше 400 центнеров с гектара. Наталья Фёдоровна была депутатом Верховного Совета СССР. Однажды, рассказывает хозяин, пригласили её в Кремль на приём к Сталину. Знатная свекловичница приехала, но не соблюла дресс-код – пожаловала в лаптях. В неловкой ситуации на помощь пришёл Молотов, выручивший нашу крестьянку галошами.

«А вот сабля моего деда Филиппа Борисенко, он в Первую мировую воевал в кавалерии, – продолжает экскурсию Анатолий Иванович. – Отец был кузнецом и долгие годы прятал её в сарае под соломенной крышей – всё‑таки оружие. Я пришёл из армии, начали сарай переделывать, сабля и выпала. Отец хотел пустить на ножи, я не дал», – рассказал Борисенко.

В музее огромное количество фотографий: предприятия, которых уже нет, выступления творческих коллективов, знаменитые певцы, актёры, композиторы, с кем доводилось встречаться Анатолию Ивановичу. Ко Дню Победы он однажды собрал портреты всех командующих фронтами Великой Отечественной войны, детей войны района. Есть и портреты земляков, помогавших в создании экспозиции.

Анатолий Иванович уверен: творческие люди на пенсию в прямом смысле этого слова не уходят, поэтому и сейчас при деле – с детским коллективом ездит по сёлам и поздравляет ветеранов войны и труда с юбилеями, Днём Победы. Для каждого сам пишет стихи и песни. А сейчас вынашивает новую идею – вылепить бюст ровесника Октябрьской революции. Уже отыскал в Готне женщину, родившуюся 17 октября 1917 года. Скоро приступит к работе.


для комментариев используется HyperComments