Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 декабря 2015, 18:30
 Сергей Шевченко 7283

109 миллиардов потерь

Для чего Счётная палата РФ проверяла Белгородскую область

109 миллиардов потерь Фото Вадима Заблоцкого
  • Сергей Шевченко
  • Статья

В региональном правительстве раскрыли детали проверки состояния дел в области, которую проводила группа Счётной палаты РФ. Она выявила, что за последние 11 лет область недополучила из федерального бюджета 32 млрд рублей, а изменения в налоговом законодательстве и введённые налоговые льготы на федеральном уровне нанесли ущерб более чем на 76 млрд.

По словам председателя Контрольно-счётной палаты Белгородской области (КСП) Николая Звертаева, с 31 августа по 9 октября в регионе работала бригада проверяющих из Счётной палаты РФ.  Руководил группой аудитор палаты Юрий Росляк.

Изначально должно было пройти стандартное контрольное мероприятие, однако затем оно превратилось в широкомасштабное экспертно-аналитическое исследование. Суть его заключалась в том, чтобы проверить, как исполняются переданные в регион полномочия: достаточно ли денег выделяет федеральный бюджет и на должном ли уровне финансируют эти полномочия региональные власти.

Проверялись данные почти за 11 лет начиная с 2005 года.

«Были выявлены некоторые недостатки. Никаких данных о растратах, незаконном расходовании средств и т. д. не было. Были только отдельные нарушения. Не была приведена в соответствие требованиям документация в области строительства. Своевременно не передали построенные объекты на баланс правообладателей. Например, построенные дороги на момент проверки не были переданы на баланс муниципальных образований. Не были оформлены документы по строительству дорог и объектов социально-культурной сферы. По всем моментам правительство разработало меры, устраняющие найденные недостатки», – рассказал сегодня Николай Звертаев.

По словам председателя областной КСП, со стороны федеральных органов исполнительной власти тоже нашли нарушения: перечисления межбюджетных трансфертов делались в конце года, когда не было возможности по назначению их израсходовать.  Здесь же контролёры нашли несвоевременное финансирование федеральных полномочий, отсутствие достаточной компенсации потерь областного бюджета от введения консолидированных групп налогоплательщиков в России. Установлено и недостаточное финансирование расходов по исполнению майских указов президента.

«Никакой подоплёки, почему тут Счётная палата стала нас проверять, нет, и не ищите никаких подводных течений.  Это плановая проверка, о которой мы знали ещё в начале года. Но в начале это было просто контрольное мероприятие, и уже по ходу оно переросло в экспертно-аналитическое», – рассказал замгубернатора Владимир Боровик, курирующий весь финансовый блок регионального правительства.

По его словам, эксперты и Счётная палата задались вопросом: почему не только в Белгородской области, но и во многих других успешных регионах России появляется несбалансированность бюджета и резко возрастает долговая нагрузка?

«Сейчас в целом по всем регионам она составляет порядка 3 трлн рублей, а пять лет назад было не более одного – то есть рост в три раза. В 2008 году у нас госдолг составлял 8 млрд, сейчас – 42 млрд – также произошёл резкий рост. И вот все задаются вопросом: в чём причины? То ли плохо мы руководим, то ли там хищения и воровство налево и направо, то ли иные причины? Проверка выявила, что основной фактор несбалансированности бюджета в нашей области – это не совсем справедливый баланс отношений между федеральным центром, прежде всего Минфином и отраслевыми министерствами и бюджетом области», – говорит Владимир Боровик.

Владимир Боровик.
Владимир Боровик.
Фото Вадима Заблоцкого

Проверка обнаружила около 32 млрд рублей недофинансирования по совместным обязательствам из федбюджета. По словам Николая Звертаева, речь идёт о переданных в ведение области учреждений начального и среднего профобразования, оплате разного рода социальных пособий, субсидий, содержании органов соцзащиты, обеспечении жильём детей-сирот, ветеринарном надзоре, полномочиях в области содействия занятости, оздоровлении детей и т. д. Эта сумма – фактически вся денежная часть существующего госдолга Белгородской области  (остальная сумма долга – госгарантии, выплаты по которым делать нужно только в случае форс-мажора).

«Те 32 млрд, которые по полномочиям нам недодали, мы должны были из своего кармана вынимать и отдавать. А чтобы вынуть – нам пришлось занимать», – отмечает Владимир Боровик.

Изменения в налоговом законодательстве, которые зачастую приносили финансовый ущерб многим субъектам Федерации, Белгородской области принесли урон в 42 млрд рублей. Ещё 34 млрд регион недополучил из-за введённых на федеральном уровне налоговых льгот. С учётом всех названных сумм мы почти за 11 лет недополучили около 109 млрд рублей – это почти два годовых бюджета Белгородской области.

«За десять лет нам пришлось отрабатывать два бюджета ресурсом, который нигде не был предусмотрен. Счётная палата пришла к выводу, что существует скрытый дефицит региональных бюджетов, который никем нигде не просчитывается», – рассказывает Владимир Боровик.

10 декабря уже состоялась коллегия Счётной палаты РФ, где, по словам Боровика, прошла жёсткая полемика между экспертами палаты и Минфином. Счётная палата начинает отстаивать интересы регионов.

«Позиция Минфина, понятно, консервативная и ортодоксальная. Я их тоже понимаю. Если ко мне придут муниципалы, то я скажу, что у меня денег нет, хоть вы меня убейте. Но мы говорим: если есть правила, давайте их как-то учитывать. Или когда нас обвиняют в том, что  у нас неоправданно большой долг, – так вы разберитесь, почему такой долг получился в Белгородской области, а потом обвиняйте во всех источниках и в СМИ. Тогда будет справедливо».

На коллегии выступал и губернатор Евгений Савченко, заявивший, что проверка помогла понять, почему область с активно растущей экономикой, создающая заново целые отрасли, получает большие проблемы с бюджетом.

Теперь по результатам проверки Белгородской области и других регионов Счётная палата представит президенту Владимиру Путину итоговый доклад, который должен стать отправной точкой серьёзного пересмотра межбюджетных отношений между федеральным центром и регионами.

По словам Боровика, есть все предпосылки, что ситуация начнёт выправляться в течение 2017–2018 годов (на 2016-й бюджет уже принят). Речь идёт о новой схеме отношений между федеральным, региональными и муниципальными бюджетами.  Исследования Счётной палаты должны напрямую повлиять на изменения бюджетного и налогового законодательства.

«Главное то, что проблема признана наконец-то на высоком уровне», – заключает Владимир Боровик.

В то же время резких перемен в лучшую сторону в правительстве не ждут.

«Я понимаю, наверное, в условиях кризиса думать, что всё пересмотрится и к нам хлынут деньги – несерьёзно. Те периоды,  в которые федеральный центр нам недофинансировал полномочия, тоже не от хорошей жизни. Хотя есть масса и чисто формальных факторов. Иногда говорят – область хорошая, вот сами и занимайтесь».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×