Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 августа 2015, 11:47
 2626

В Белгороде представили духовную живопись Василия Нестеренко

В Белгороде представили духовную живопись Василия Нестеренко Фото Вадима Заблоцкого
  • Новость

В белгородском художественном музее открыли новую экспозицию, посвятив её 1000-летию со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. Около 50 произведений, созданных Василием Нестеренко в последние 20 лет, можно увидеть в рамках его персональной выставки.

Нестеренко называют одним из главных представителей русской реалистической школы сегодня. Народный художник России, действительный член Российской академии художеств, он один из тех авторов, кто в 1990-х восстанавливал художественное убранство Храма Христа Спасителя. И вы увидите проект воссоздания центральной части росписи его северо-западного пилона – картину «Воскресение Христово». Её евангелический сюжет украшает афишу выставки, и именно он её открывает, сразу определяя характер тех работ, что здесь собрали.

Главные темы столичного мастера – русская история, русское православие, красота природных ликов нашей земли. Идея – победы русских порождает их святая вера. Вы найдёте масштабные живописные полотна в жанрах сюжетно-тематической картины («Молитва Сусанина», «Клятва князя Пожарского»). Портреты святых и священнослужителей («Образ Спасителя в терновом венце», «Афонский старец», «Портрет Нила Столобенского»). Многофигурные композиции («Рождество», «Масленица», «Пасха»). А за стеклом экспозиционных витрин – акварельные и карандашные эскизы. Скажем, «Плащаница» – подготовительный рисунок для иконы Храма Христа Спасителя – или «Чудесный улов». Картина, основой которой он послужил, размещена в патриаршей трапезной главного собора Москвы.

  • В центре – «Афонский старец».

  • Митрополит Иоанн.

  • «Времена года. Осень в Печорах».

И пейзажи – визуальный лейтмотив выставки, связующий все её образы. Особенные среди них – цикл «Времена года» (1994–96): «Зима в Троице-Сергиевой Лавре», «Весна на Афоне», «Лето в Гефсиманском саду», «Осень в Печорах». Неявно возникают ассоциативные параллели, сопоставления России с Иерусалимом, Древней Грецией, художник будто обнаруживает глубинное духовное родство между нашей землёй и землями, знавшими Христа и Богородицу.

Постепенное погружение в содержание экспозиции позволяет осознать, что светское искусство Нестеренко есть искусство света, обретшее категорию святости. И, кажется, это подтверждают слова митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, произнесённые им на вернисаже:

«Свет, который излучают эти произведения, согреют тысячи белгородцев. В них – глубокое проникновение в тайны духовной жизни, автор делится опытом богообщения. Нестеренко использует приёмы иконографии. И благодаря им достигает особого света. Речь не об искусстве светотени, а о том свете, который картина, подобно иконе, излучает как бы изнутри себя».

Катерина Шаронова


для комментариев используется HyperComments
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×