Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 августа 2015, 19:04
 Елена Байтингер 2353

«Колеграфика»: в семье не без художника

Совместная выставка Андрея и Даниила Колегаевых открылась 31 июля в белгородском выставочном зале «Родина»

«Колеграфика»: в семье не без художника Фото Вадима Заблоцкого
  • Елена Байтингер
  • Статья

Что получается, когда папа-архитектор обладает хорошим чувством юмора и умеет рисовать, а сын-музыкант работает дизайнером и обожает Хармса? Что получится, если художественное творчество обоих соединить в одном выставочном пространстве? Ответ – семейный проект «Колеграфика».

Даниил Колегаев живёт и работает в Москве. Занимается дизайном и полиграфией в им же основанном Parovoz Art Space. Последняя его персональная художественная выставка прошла в 2011 году в белгородском арт-подвале «Масква».

«И тем же летом я уехал жить в столицу, – рассказывает Даниил. – В Белгороде теперь бываю редко. И долгое время для новой выставки не было ни повода, ни возможности, да и, наверное, желания».

Идея новой экспозиции в «Родине» возникла спонтанно во время разговора с директором выставочного зала Натальей Гончаренко, которая дала добро на представление его работ. Колегаев позвонил отцу – так родилась двойная «Колеграфика».

«Концепции особенной нет, – поясняет Даниил. – Выставка всегда – это какой-то месседж, послание, то, что ты хочешь сказать. Здесь месседжа нет, есть мысль собрать знакомых и друзей».

На выставке – несколько работ, нарисованных от руки, остальное – результат компьютерного творчества. Как они возникли? По словам Даниила, часть идей, которые он изначально реализовывал в процессе работы, в рекламных целях, выливалась в итоге в самостоятельное графическое произведение. И наоборот.

«Всё настолько переплетено между собой, что я не разграничиваю эти виды творчества. В основной работе я использую приёмы, которые потом отражаются в моей графике, и, наоборот, в процессе рисования появляются идеи для работы», – признаётся художник.

Так, к примеру, появились «Три сестры» и «Старый Новый год» – серия новогодних открыток, созданная для работы, вылилась в отдельную картинку. Чтобы разобраться, что есть что, Даниил советует соотнести изображение с названием работы.

«Есть шизофренические, есть нормальные картины. Тут надо психиатру комментировать. Даже не знаю, что о них сказать: это просто образы, которые с чем-то связаны. Я ж не художник. Художники – люди, у которых есть своя философия. У меня никакой философии нет», – утверждает автор.

  • Работы Даниила Колегаева.

  • Работы Даниила Колегаева.

  • Работы Даниила Колегаева.

  • Работы Даниила Колегаева.

  • Работы Даниила Колегаева.

  • Работы Даниила Колегаева.

Даниил предлагает рассматривать его работы не выискивая в них особого смысла.

«Обычно мне задают вопрос: почему много бутылок и много котов? Ответ очень простой: у меня хорошо получается рисовать бутылки – они узнаваемы, видно, что это рисовал я. И хорошо получаются коты», – улыбается он.

Одна из картин на выставке заслуживает отдельного внимания – это ремейк одной из любимых работ автора, созданной им почти 20 лет назад, в 1996 году:

«Где оригинал – не знаю: или кто-то купил, или я подарил кому-то. Называется „Семья Мохов ждёт лета“. Бред полный, абсурд, чистый Хармс! Но мне очень хотелось, чтобы на выставке эта картинка была. Я отрисовал вариантов 20, наверное, чтобы приблизиться к оригиналу. Получилось более-менее, но всё равно не то».

В прошлом году Колегаев взялся за проект «365», суть которого заключается в том, чтобы рисовать каждый день. Даниил как раз решил сосредоточиться на графике. Свои рисунки он ежедневно публиковал в социальных сетях и, по его собственному признанию, не пропускал ни дня.

«Я понял только день на 90-й, во что я вляпался! – признаётся художник. – Это очень сложно, адский труд. Я выкладывал картинки в «Инстаграм» и, видимо, настолько всех утомил, что у людей вообще никакой реакции уже не было. Хотя сначала и комментировали, и лайкали. Когда это превратилось в какую-то обязаловку, меня это стало напрягать. Я так от этого устал, что решил продолжать рисовать, но для се6я, не акцентируя на этом чужого внимания».

В экспозицию, однако, ежедневные скетчи Даниила не вошли.

Графику Колегаева-старшего разместили на цокольном этаже выставочного зала. Андрей Владимирович не скрывает волнения: будучи профессиональным архитектором, свои художественные работы он демонстрирует фактически впервые (ранее часть его графических работ экспонировали только в доме Союза архитекторов в рамках общей выставки; часть на своей выставке представлял его сын).

«Мои друзья и близкие, которые видели эти картинки, говорили: Андрей, надо их выставить на широкое обозрение. А вообще эта выставка – заслуга сына. Он договорился, заставил меня, можно сказать, участвовать», – говорит он.

Для выставки Андрей Колегаев отобрал около 35 работ. Часть из них – рисунки, годами пылившиеся дома в долгом ящике, часть – подарки друзьям, которые пришлось временно извлечь из частных коллекций. Не считая трёх живописных картин, все его творения – дружеские шаржи, рисовать которые автор начал ещё в студенческие годы.

«Мы, студенты архитектурного факультета, лохматые, бородатые и талантливые, рисовали друг на друга такие убийственные штуки: то в форме фашистов, то в виде индейцев, то колонизаторов или рабов, и мы друг друга всячески уничтожали. С юмором, понятно. И пускали это по рядам».

  • Работы Андрея Колегаева.

  • Работы Андрея Колегаева.

  • Работы Андрея Колегаева.

  • Работы Андрея Колегаева.

  • Работы Андрея Колегаева.

Бесшабашная юность закончилась, а привычка рисовать шаржи никуда не делась. Вот серия сюжетных шаржей – привет из 1980-х. Любое сходство с реальными людьми не случайно: все персонажи – друзья автора и он сам. Любопытно, что некоторые из них обещали посетить вернисаж. Большинство ситуаций, в которых оказываются герои шаржей, тоже не выдумка:

«На этой картинке – мои друзья-архитекторы. Это было лет десять назад. Были мы в походе в Вологодской области, сплавлялись на байдарках. И я заблудился: ушёл, плутал полдня, ребят подвёл. Этот ужас и изобразил. Вот это было с моим другом: медведь, конечно, не напал на него, но переплывал рядом. А он плыл и кричал. Вот это было: как он на крючок попался, всё это правда. Вот тут я чуть-чуть приврал – медведя там не было, но мог быть, потому что мы видели его следы».

Сначала все рисунки были чёрно-белыми. Со временем художнику пришло в голову сделать их цветные версии – акварелью, тушью. А потом родилась идея экспонировать обе версии на одном планшете – и источник, и цветную копию. Такими мы и видим их на выставке.

Колегаев уверен: архитектор обязательно должен уметь рисовать. И в планах художника – новая серия графических картин, снова шутливая, но на этот раз ещё и с налётом мистики.

«У каждого человека внутри живут Михеи, – улыбаясь, рассказывает Андрей Владимирович. – Есть Михей главный, а у него – целые подразделения: одно отвечает за голод, другое за сон, третье – за пьянку, четвёртое – за сомнения, тревоги и так далее. Я не знаю, кто это такие, но их образы у меня есть. Не могу сказать, что это гномы какие-то – нет. Но это человекоподобные ребята. Допустим, скребун: такое человекоподобное существо с котом. Знаете, когда кошки на сердце скребут? У него это помощник. А образ главного Михея у меня пока размытый. Почему Михей? Однажды кто-то из друзей сказал, что есть такой Михей, у которого на руках по 25 пальцев. Он отвечает за сон – выходит из-за подушки и закрывает вам глаза. Серию портретов этих „товарищей“ я и хочу сделать. Наверное, опять же, будет смешно. Во всяком случае, я попытаюсь сделать смешно. У меня уже стёклышки заготовлены, и перья куплены, и тушь лежит. Жду теперь долгих зимних вечеров».

Экспертное мнение о выставке составила директор выставочного зала «Родина» Наталья Гончаренко:

«Для Белгорода творчество этих авторов по-своему уникально: шаржами у нас занимались и занимаются единицы, а если учесть, что Андрей Колегаев не показывал до сих пор своих работ широкому зрителю, выставка приобретает ещё большую значимость. Всегда интересно, как представитель творческой профессии – в данном случае архитектор – обращается к иным видам творчества. Как правило, это получается интересно и, в случае с Андреем Колегаевым, весело. Что касается Даниила, здесь тоже работает принцип скрипки Энгра: большинству он известен как музыкант, а как дизайнер и художник – в значительно меньшей степени. И очень здорово, что и вернисаж, и в целом выставка будут представлять собой сплетение разных видов визуального искусства».

Выставка «Колеграфика» работает до 13 сентября.


для комментариев используется HyperComments
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×