Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 октября 2014, 10:39
 Екатерина Шаронова 6672

«Малые Страсти» Дюрера – в Белгороде

В областном центре открыли уникальную выставку гравюр великого немца

«Малые Страсти» Дюрера – в Белгороде На выставке Альбрехта Дюрера. Фото Наталии Козловой
  • Екатерина Шаронова
  • Статья

Они прекрасно сохранились, их изображения чётки – 23 ксилографии гения Ренессанса Альбрехта Дюрера представили 2 октября в Белгородском государственном художественном музее.

Дюрер в России

Оригинальную графическую серию раритетных произведений (каждый лист имеет авторскую монограмму) привезли к нам из фондов Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых. Кировский музей – один из трёх в России (наряду с Эрмитажем и московским Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), который располагает графикой великого мастера эпохи Ренессанса. Живописных произведений Дюрера в русских фондах нет вообще.

Сначала выставку мыслили как событие крупнейшего проекта художественного музея «Достояние музеев России – белгородцам», но после включили в рамки II Белгородского открытого фестиваля изобразительных искусств памяти заслуженного художника России С. С. Косенкова (о котором мы подробно расскажем в ближайшие дни).

«Эта выставка – безусловный подарок нашему фестивалю. Для Косенкова Дюрер был высотой, которой, пожалуй, невозможно достичь, но можно приблизиться, был стимулом стремиться к совершенству, техническому прежде всего», – комментирует Анна Косенкова, вдова Станислава Степановича и заведующая его музеем-мастерской.

  • На выставке Дюрера.

  • Репродукция автопортрета Дюрера

  • Репродукция картин Дюрера «Заяц и Высокая трава».

Искусство чёрных штрихов

Если гравюра до Дюрера была, как сказали бы сегодня, мейнстримом, то его гений сделал этот вид искусства равным живописи. То, как он резал на меди, дереве (ксилография), позволяло ему достичь удивительного эффекта игры цвета – от белого до серого и чёрного. Кстати, в выпуске «Мост над бездной» (программа канала «Культура»), посвящённом Дюреру, её автор и ведущая – известный искусствовед Паола Волкова делает акцент именно на «невероятности технического совершенства» Дюрера: «Он брал резец, руку клал на специальную подушку (очень много времени занимала работа) и не резцом водил по доске, а двигал доску под рукой».

Посетив выставку Дюрера, вы увидите подлинные оттиски с тех досок, которые мастер резал сам (рассохшиеся реликты, сами доски хранятся в лондонском Музее Альберта и Виктории). Говорят, они сделаны спустя век после его смерти. Кроме одной – «Сошествие во ад». На обратной стороне этого эстампа – латинская поэзия. Когда «Малые Страсти» издали впервые, их сопровождали стихи теолога Бенедикта Хеледониуса (Швальбе). И тот факт, что их строки существуют на «Сошествии во ад», свидетельствует о том, что перед нами – один из самых ранних оттисков.

«Листы прикреплены к картону, и, когда мы их перебираем, есть возможность посмотреть. Однажды я отогнула краешек «Сошествия во ад» и списала текст на обороте – посвящение Хеледониуса Богу», – комментирует Ираида Кувалдина, заместитель директора по научной работе Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

  • «Сошествие во ад» Дюрера.

  • Фрагмент «Страшного суда» Дюрера.

  • Ираида Кувалдина, заместитель директора по научной работе Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

«Малые страсти Христовы»

Краткая версия – «Малые Страсти». Эта серия возникла вслед за «Большими Страстями» в 1511-м. Их сходство – в изображаемых сюжетах. Различия – в масштабе и технике («БС» – резцовые гравюры на меди). Почему «Малые Страсти»? Ввиду небольшого размера листов: мерило им – человеческая кисть. Серия и её отдельные изображения стали очень востребованными у немцев, которые вкладывали их в молитвословы. В более поздних изданиях на их обороте печатали текст Библии.

Музей Кирова владеет всеми 36 гравюрами «Малых Страстей», кроме одной. О ещё одном эстампе рассказала Ираида Кувалдина:

«У серии был и титульный лист, появившийся прежде остальных, «Христос скорбящий». Известно, что один из оттисков хранится в Королевском музее изящных искусств (Копенгаген, Дания), в России его образцов нет».

Белгородские зрители могут оценить 23 ксилографии. Причина вполне понятна: произведения начала XVI века, многие из них требуют реставрации. И в наш город привезли только те листы, которые могут выдержать дорогу, экспонирование на протяжении двух месяцев.

Чего же мы не увидим? Скажем, тех гравюр «Малых Страстей», что изображают ветхозаветные сюжеты («Грехопадение» и «Изгнание из рая»). Экспозицию открывают новозаветные листы: «Благовещение» и «Рождество Христово» (представленную графику сопровождают цитаты из Евангелий Матфея, Луки и Иоанна). И от событий, когда архангел Гавриил возвестил Деве Марии о непорочном зачатии, рождении ею Спасителя и появления на свет Сына Божиего в пещерке Вифлеема, гравюры будут повествовать о жизни и страданиях Христа, о Его смерти и воскресении, о Страшном суде (завершающий эстамп)

Связавший мистицизм искусства Средних веков и теорию искусства Возрождения, Дюрер иллюстрировал Книгу книг уже с позиций гуманистического мировоззрения. Его образ Христа в противовес готической традиции телесен, чувственен, мужественен и прекрасен. Его интерпретации натуралистичные, земные. Люди и их одеяния, архитектура, интерьеры, ландшафты – всё, что составляет композицию дюреровской графики, воплощено с учётом современных мастеру реалий.

Выставку «Малые Страсти» в Белгородском государственном художественном музее завершат в последний день ноября.

  • На выставке «Малые страсти Христовы».

  • На выставке «Малые страсти Христовы».

  • На выставке «Малые страсти Христовы».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×