Произведения художников-фронтовиков сродни историческим документам. Перед лицом смерти они оставались верны своему ремеслу – невзирая ни на что, творили изобразительную летопись происходящего вокруг.
«На фронтах Великой Отечественной войны сражалось немало художников. Они воевали в артиллерии, танковых войсках, партизанских и разведывательных подразделениях… А между боями успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. Они превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем боевое», – говорит заведующая научно-экспозиционным отделом Белгородского государственного художественного музея Галина Половина.
Видно, оттого Гитлер обещал в числе первых расстрелять Кукрыниксов после взятия Москвы. Листовки и плакаты саркастического характера творческого коллектива советских художников-графиков и живописцев Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова прошли с солдатами всю военную дорогу – вплоть до Берлина. И в экспозиции выставки особое место отвели их работам: «Гиммлер», «Адольф Гитлер – Адольфу Таддену: Передохните», «Лицо Бжезинского», «Муссолини неофашистам: Я вас поддержу», «Пенсия Муссолини», «Номер с поддержкой…».
Дух военного времени передают литография Алексея Пахомова «В очаге поражения», созданная им в 1942-м в осаждённом Ленинграде, портрет командира автоматной роты, выполненный Алексеем Бородиным, «Под Сталинградом» Петра Жигимонта. Но классики советского искусства – живописцы, народные художники СССР братья Ткачёвы, Борис Щербаков, Ефрем Зверьков, народные художники РСФСР Николай Соломин и Андрей Курнаков, а также белгородский художник Лев Блякницкий, ушедший в 1943-м добровольцем в Красную армию, а впоследствии принимавший участие в войне с Японией, – представлены работами мирной послевоенной жизни страны.
В центре их внимания – удивительной красоты пейзажи, сцены крестьянского труда. Так, работы братьев Ткачёвых повествуют о жизни обычных сельских жителей, с их буднями, семейными радостями («Мужик с косой» (1977), «Гроза идёт» (1984), «Первенец» (1981). Здесь же – картина «На колхозном капустнике» Николая Соломина – художника, в чьих произведениях тема быта послевоенной деревни занимает первенствующее место. А в другом конце зала выставочного пространства – серия «Бакинские улочки» Петра Жигимонта: «Старый Баку», «Этюд с Башней», «Этюд с розовым домом».
С творчеством художников-фронтовиков жители и гости города могут ознакомиться в выставочном зале «Родина» до 2 сентября.
Ольга Муштаева