Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 мая 2014, 11:30
 Екатерина Шаронова 3081

Выходят на арену… фантоши

В Белгороде дал представление первый в России профессиональный театр кукол

Выходят на арену… фантоши Фото Вадима Заблоцкого
  • Екатерина Шаронова
  • Статья

Два дня – 23 и 24 мая – питерские циркачи и марионетки смешили, удивляли белгородских зрителей. Впервые на сцене белгородского театра кукол выступили артисты Санкт-Петербургского государственного театра марионеток имени Е. С. Деммени – старейшего в нашей стране. «Куклы и клоуны», или Circus, – этим спектаклем они покорили нашу детвору. Такое удивительное продолжение гастрольный тур-фестиваль «Под благодатною звездой» получил благодаря Фонду содействия театральному искусству и развитию детского театрального творчества, который возглавляет депутат Белгородской областной Думы Наталия Ивлева.

Цирк, который творят куклы

Театру марионеток имени Е. С. Деммени исполнилось 95 лет. Ровно столько же минуло и с тех пор, как оригинальный спектакль «Куклы и клоуны» впервые обрёл зрителя. А после покорил публику, нашу и зарубежную. И вот теперь – белгородскую. Постановка, вполне традиционная для питерского коллектива, совсем не обычна для нас (в последний раз белгородцы видели марионеточный спектакль минувшей осенью – «Медведь»).

Марионетка – сложнейшая из систем кукол. Очень непослушная кукла – говорят о ней профессионалы. Между артистом и ею нет непосредственного контакта – в этом огромная сложность. Видимо, поэтому маленький гордый народец оживает редко и только в руках настоящих мастеров кукловождения.

Фото Вадима Заблоцкого

На сцене раскинули красочный лоскутный шатёр, увенчанный разноцветными флажками. Перед зрителями – Circus. И под звуки знаменитого Циркового марша Исаака Дунаевского в этом круге забурлило веселье. Куклы исключительного обаяния творили цирк. Грациозные лошадки с лиловым плюмажем по щелчку хлыста наездника образовывали причудливые фигуры. До хохота своими курьёзами доводили клоун и забавный ослик Иа. Изящный канатоходец с жезлом покорил качающуюся трапецию. Свою ловкость демонстрировали матросы-акробаты и смешные русские мишки-акробаты. «Тха», – вопил от напряжения слон. Цирковой силач жонглировал гирями, хоботом поднимал штангу. Эквилибрист на серебряных качелях взмывал к самому куполу цирка. А арабский заклинатель змей с дудочкой, пожалуй, первый, кто смог запрячь в повозку кобру. И совсем неглупая болонка Жучка, способная не только показывать трюки, но и подшутить над своим дрессировщиком. Наконец, громкий рык – на арену вальяжно вышли львы. Алле гоп! – их укротитель поражал публику смертельными номерами.

Фото Вадима Заблоцкого

Каждая из сценок целостна, самодостаточна. Между ними – репризы двух клоунов-мимов Тутти и Фрутти (живой план – Мария Мирохина и Ольга Фёдорова). Невероятно комичные персонажи, они добродушны, наивны, рассеянны и не ведают, что такое уныние. Тонкая обволакивающая ирония их клоунады органично объединила все эпизоды в спектакль.

Чувство юмора, приятие жизни без её сумрачной стороны, способность обратить в шутку даже самое сложное, что встречается на пути, – цирк дарит утопию. Даже утопию в квадрате, если речь о цирке фантошей – марионеток. Конечно, про кукол не говорят, что они талантливые. Но, глядя на великолепные образцы марионеток Деммени, на их до мелочей продуманные, отточенные движения, непременно хочется использовать именно этот эпитет. И адресовать его создателям этого чуда – художнику Владимиру Чаку, кукловодам Ларисе Жориной, Вячеславу Попову, Аркадию Мирохину, Фаине Костиной, Геннадию Елагину, Юрию Дормидонтову, Мите Тарасевичу. Благодаря им уходящие высоко вверх нити не заметны – марионетка перестаёт быть куклой и становится образом. И вместе они безраздельно властвуют над вниманием маленьких зрителей.

Без пяти лет вековой спектакль

Об одной из самых старейших постановок первого в России профессионального театра кукол обозревателю «Белгородских известий» Екатерине Шароновой рассказали его главный режиссёр Эдуард Гайдай и кукловод – заслуженная артистка России Лариса Жорина.

– Тот спектакль, который создал сам Евгений Деммени, вы называете прообразом современного. Позже над ним работали режиссёры Никита Охочинский и Вы, Эдуард Петрович. С 1-й по 11-ю редакцию – весьма длинный путь развития он преодолел.

Эдуард Гайдай: Трансформации спектакля естественны – они происходили под влиянием требований времени. Кое-что мы оставили – сцены с конями, львами, канатоходцем. Эти номера вообще вне поколения – их смотрели ещё наши бабушки и дедушки. И до сих пор они вызывают детский интерес. Главное отличие сегодняшнего спектакля – клоунские репризы, живой план, который я привнёс. На мой взгляд, благодаря клоунам спектакль удалось разнообразить: марионеточные номера воспринимаются с большим интересом, и мы не теряем детского интереса.

Главный режиссёр Эдуард Гайдай.
Главный режиссёр Эдуард Гайдай.
Фото Вадима Заблоцкого

– Некоторые театроведы отмечают близость спектаклей «Куклы и клоуны» и «Необыкновенный концерт» Сергея Образцова. Вам они кажутся в чём-то похожими?

Э. Г.: Определённые переклички, безусловно, есть. Говорят, что Образцов наш спектакль неоднократно видел. Его «Необыкновенный концерт» возник уже в 1946-м. Некая структурная общность существует. Но есть и принципиальные различия. Мы, с одной стороны, стремились сделать так, чтобы поколения молодых актёров органично входили в спектакль, в профессию, с другой – мыслили о нём как о мозаике, за счёт чего его можно постоянно обновлять. Образцовский же в большей степени решили законсервировать и сохранить как классический образец.

– Если сама постановка претерпела изменения, то и куклы, которые в ней играют, модифицировались?

Лариса Жорина: Безусловно. Кукла постоянно должна совершенствоваться. Но всё-таки эти куклы принадлежат ушедшей эпохе. Современные художники обладают уже другим взглядом и делают по-другому.

Кукловод – заслуженная артистка России Лариса Жорина.
Кукловод – заслуженная артистка России Лариса Жорина.
Фото Вадима Заблоцкого

Э. Г.: Старые, подробные, вырезанные из дерева, они плоды кропотливой ручной работы. И, согласитесь, не могут не вызывать определённых ощущений. Они не пахнут нафталином – нет. А наделены какой-то необычной энергетикой того времени. Живут в нашем музее. Каждая из них в разное время приходила в спектакль, но все они существуют в единой стилистике. Кстати, у нашей марионетки есть особенность. Как-то мы общались с итальянскими коллегами в Милане, и я заметил, что конструкцию ваг (крестовина для управления марионеткой – прим. авт.) они разработали для кукольных рук – им важно, чтобы кукла активно жестикулировала, в то время как мы уделяем внимание ногам – для нас важно, чтобы кукла ходила. Вот так менталитет влияет на кукольную систему.

Фото Вадима Заблоцкого

– На сцене сокрытый от зрительских глаз кулисами и падугами помост – удивительная конструкция для «Кукол и клоунов»…

Э. Г.: Её называют тропой. Художник разработал её специально для этого спектакля. Но мы её использовали и в некоторых других. Она разбирается на детали, соответственно, отлично подходит для гастрольных туров. В наших стационарных спектаклях конструкции более крупные и устойчивые.

– Обратила внимание на то, что нити очень длинные. Должно быть, это усложняет задачу кукловода?

Л. Ж.: Вы говорите о высокой подвязке – к слову, ещё одна театральная редкость. Действительно, чем длиннее нити, тем труднее приходится нам, но тем совершеннее работает кукла. Любопытно, что общая длина ниток на одной кукле может достигать 36 метров.

Фото Вадима Заблоцкого

– А от чего зависит количество нитей?

Э. Г.: От функций куклы. Каждый эффект, скажем, открывающийся рот у заклинателя змей, требует своей нити. Здесь главное – не переборщить, а то так и робота можно сделать. Парадокс – чем меньше рычагов управления, тем теснее связь между актёром и куклой. Согласитесь, собачка на двух нитях невероятно живая – так точно, подробно она работает.

Фонд содействия театральному искусству и развитию детского театрального творчества подарил белгородским зрителям замечательные спектакли «Дорога в Вифлеем», «По щучьему веленью» и «Куклы и клоуны». Теперь он поддержит наш театр кукол в гастролях по Белгородской области. Кроме того, его представители ведут переговоры с легендарным «снежным» клоуном Вячеславом Полуниным. И возможно, уже в следующем сезоне мы оценим его невероятно эффектное шоу.


для комментариев используется HyperComments
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×