Зимой слушателям представили премьерное исполнение его Концерта для фортепиано с оркестром № 4 си-бемоль мажор (1931) и Шестой симфонии (1945–47). Прокофьева в числе других исполнил на концерте в начале мая «Ансамбль 2012», приехавший в Белгород в рамках камерной программы Московского пасхального фестиваля Валерия Гергиева. Сам маэстро Гергиев в этом году провёл масштабную музыкальную акцию – «Марафон Прокофьева».
Посвящение юбиляру
Изначально балет «Ромео и Джульетта» (1935), к которому Сергей Прокофьев написал драматическую основу в соавторстве с режиссёром Сергеем Радловым и драматургом Адрианом Пиотровским и сочинил музыку, отличался от шекспировской трагедии счастливым финалом. Однако вскоре авторы изменили произведение, завершив его традиционно.
В Большом театре музыку Прокофьева посчитали нетанцевальной, а саму идею постановки на балетной сцене рискованной и от неё отказались. Впервые балет поставили за рубежом, в чешском Брно, в1938-м. Зрители СССР увидели «Ромео и Джульетту» лишь в 1940 году в постановке балетмейстера Леонида Лавровского с изменённой партитурой. А две сюиты из балета Прокофьев составил ещё в 1936 году, и их исполняли на симфонической эстраде.
В первом отделении прозвучали фрагменты и части этих сюит в исполнении симфонического оркестра филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина.
Второе отделение стало премьерным. В 1938 году состоялась премьера фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», музыку к которому написал Сергей Прокофьев. А годом позднее композитор на её основе создал одноимённую кантату для хора, меццо-сопрано и оркестра. Стихи к вокальным партиям Прокофьев написал в соавторстве с поэтом Владимиром Луговским.
Кантата состоит из семи частей, каждая из которых – законченный музыкальный номер: «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», наиболее известный фрагмент из неё – хор «Вставайте, люди русские!», центральная тема «Ледовое побоище», «Мёртвое поле» – песня для меццо-сопрано и оркестра, единственный сольный номер, и финальная – «Въезд Александра во Псков». Музыковеды отмечают оригинальность кантаты в жанровом, исполнении: вокальное начало соединяется в ней с программным симфонизмом.
Вместе с музыкантами оркестра произведение белгородцам представил камерный хор филармонии (главный дирижёр – Елена Алексеева), а партию меццо-сопрано исполнила солистка Оксана Никитина.
Рекорды перед новым юбилеем
«Сезон прошёл ярко: событий было много. На эту сцену выходили артисты из разных уголков планеты. На фестиваль BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства к нам приехал дирижёр из Испании Хосе Луис Гомес, пианист из Китая Тиан Джиан, пианист из США Эльдар, был замечательный гость – Ильдар Абдразаков, лучший бас мира.
Совсем недавно прошёл парад дирижёров оркестров русских народных инструментов: в одном концерте на сцену вышло 30 дирижёров, концерт длился четыре часа. Мы поставили собственный рекорд.
И это был не единственный рекорд. В этом году Борислав Струлёв сыграл на глубине минус 340 м в шахте города Губкина. Из неформальных рекордов: симфонический оркестр под управлением маэстро Нигаматуллина сыграл ещё одну симфонию Густава Малера – Шестую. Не исполненной нашим оркестром осталась только единственная, Восьмая. Рекорд? Конечно, рекорд», – подвела итог сезона директор филармонии Светлана Боруха.
Напомним, что концертный сезон в органном зале завершат 16 июня. А юбилейный, 50-й откроют по традиции в Международный день музыки, 1 октября. Уже известно, что гостем открытия станет народный артист Башкортостана, солист Мариинского театра Аскар Абдразаков.