Куда идут по велению сердца и души
Фестиваль Борислава Струлёва стал брендом для Белгородской области, отметил губернатор, подчёркивая его ценность.
«То событие, которое привлекает, куда идут по велению души и сердца, – это и есть ваш фестиваль. Музыка, мне кажется, – это единственное средство, которое излечивает души», – скажет на открытии Евгений Савченко.
Юбилейный фестиваль – время сюрпризов, премьер, новых звучаний и прочтений. Каждый концерт – большое торжество, в основе которого – дружба и любовь. Любовь к музыке и к слушателям. В этот вечер феерию на сцене сотворили арт-директор фестиваля Борислав Струлёв, пианист Тиан Джиан, дирижёр Хосе Луис Гомес, Альберт и Александр Марковы и камерный оркестр белгородской филармонии Mezzo Music (художественный руководитель – Наталья Боровик), дополненный музыкантами симфонического оркестра, камерный хор филармонии (главный дирижёр – Елена Алексеева), митрополичий хор (руководитель – отец Николай (Кацы).
А пока большой зал в ожидании начала предвкушает что-то неожиданное. И оно обязательно случится.
Звучит музыка приветствия – Benedictus «Мессы мира» Карла Дженкинса – удивительно трогательная, проникновенная мелодия современного композитора, появившаяся на рубеже веков, антивоенный гимн. Белгородская премьера. «Благословен» исполняет хор, в сопровождении камерного оркестра солирует маэстро Струлёв. Зал взорвётся аплодисментами.
А на сцене появится и займёт своё место за дирижёрским пультом один из гостей – Хосе Луис Гомес. Давний друг Борислава Струлёва, Хосе Луис Гомес встретит в Белгороде ещё одного знакомого – своего учителя, скрипача Альберта Маркова. Окончив Manhattan School of Music в Штатах, Хосе Луис Гомес из скрипача перевоплотился в дирижёра. В 2010 году он получил первую премию Международного конкурса дирижёров имени Георга Шолти во Франкфурте.
Ровно за сутки до концерта, общаясь с журналистами, дирижёр скажет о белгородском фесте: успешный фестиваль, который видят и слышат. И высоко оценит белгородских музыкантов и свою работу с ними:
«Это удивительное объединение. Я чувствую здесь тепло и энтузиазм».
Увидеть и услышать объединение дирижёра, оркестра и солирующего маэстро Струлёва удалось в «Венгерской рапсодии» Ференца Листа в обработке чешского виолончелиста Дэвида Поппера.
Двойная премьера, или Китайское открытие
Конферансье вечера – российский артист Василий Мичков – представит ещё одного гостя, пианиста с мировым именем Тиан Джиана (Китай – США).
Вместе с белгородскими музыкантами Тиан Джиан исполнит две части Концерта для фортепиано с оркестром № 23 Вольфганга Амадея Моцарта. Накануне Тиан Джиан поблагодарит оркестр за рафинированное прочтение произведения. А позже скажет: включить в программу Моцарта – серьёзную классическую музыку – было очень хорошей идеей арт-директора фестиваля.
Затем настало время двойной премьеры – белгородской и российской – от маэстро Джиана. В сопровождении оркестра Mezzo Music и музыкантов симфонического оркестра прозвучало одно из известных произведений китайской оркестровой музыки – Концерт «Жёлтая река».
Основанная на кантате китайского композитора Сянь Синхая и расширенная до фортепианного концерта Инь Чен Зонгом, «Жёлтая река» вобрала в себя элементы из произведений Листа, Шопена, Чайковского и Рахманинова.
Об этом скажет Василий Мичков:
«Это потрясающий сплав, сочетание и взаимоотношение китайской и нашей музыки: то вдруг удивительная восточная созерцательность или образ китайской конницы, и вдруг потрясающий симфонизм, как у Рахманинова или Чайковского».
Да и сам маэстро Джиан отметит «русское влияние» в произведении. И расскажет, как «Жёлтая река» попала в программу концерта: пьесу в исполнении Тиан Джиана в сопровождении оркестра филармонии Лос-Анджелеса Борислав Струлёв увидел в записи. Ему понравилось, и он предложил пианисту исполнить «Жёлтую реку» в Белгороде.
Ещё одним подарком, который преподнесёт Тиан Джиан белгородской публике, станет его собственная «Шанхайская мечта».
Он написал его десять лет назад, живя в Нью-Йорке. «Шанхайская мечта» – это воспоминания о доме.
«Это музыка о детстве, проведённом в Шанхае. Это воспоминания. Это гармония европейских звуков с моей собственной мелодией. Герой здесь – смесь восточного и западного», – говорит Тиан Джиан.
Кстати, мелодия-воспоминание вернулась в город детства музыканта. Там её услышали тысячи жителей, чем пианист гордится.
Под знаком Марковых
На сцене семья: в первом концерте пятилетия на одну сцену вместе вышла династия музыкантов Марковых. Под знаком Марковых прошло второе отделение.
Большой друг Борислава Струлёва, скрипач-виртуоз Александр Марков, покоривший три года назад белгородских слушателей премьерой Rock Concerto, вышел на сцену, чтобы исполнить первую часть Концерта для скрипки с оркестром ми минор Феликса Мендельсона и «Цыганские напевы» Пабло Сарасате.
После на сцену выйдет ещё один Марков – Альберт, его отец. Рукоплескать стоя ему будут оркестр и Борислав Струлёв.
«Если я б знал, что услышу такие слова о себе, то я больше бы позанимался перед концертом», – пошутит прославленный скрипач.
Выдающийся музыкант, уроженец Харькова, эмигрировавший в 1975 году в США Альберт Марков, кстати, в Белгороде побывал во второй раз с разрывом в 60 лет. Вместе с сыном он исполнит третью часть Концерта для двух скрипок ре минор Баха и «Наварру» Сарасате.
Затем наступит время отцовского соло – прозвучат три вальса Фрица Крейслера.
Позже Альберт Марков расскажет о своём участии в фестивале:
«Борислав и мой сын стали друзьями. По существу, я одной ногой был здесь таким образом. Да и если Струлёв приглашает, отказаться невозможно. Это открытая душа, прекраснейший музыкант. Ясно, что я здесь со всей душой».
Выходя на сцену, Марков-старший пообещает сюрприз. И он случится. Из гримёрной принесут альт – почти рояль в кустах. А из зала пригласят скрипачку Марину Маркову, супругу и маму.
«Её звали королевой, когда она выходила на сцену Большого театра Советского Союза. Её звали королевой, когда она выходила на сцену Нью-Йоркской оперы», – скажет о Марине Марковой Василий Мичков.
Музыкальная семья исполнит «Петю и волка» Сергея Прокофьева, где партия альта – отец семейства.
Золотая скрипка и бриллиантовая виолончель
Как кульминация – выступление Александра Маркова. Для первого юбилея фестиваля он приготовил подарок, выйдя на сцену со своей легендарной золотой скрипкой.
Вместе с ним, кроме, разумеется, камерного оркестра Mezzo Music и музыкантов симфонического оркестра, праздничный номер исполнили камерный хор филармонии (главный дирижёр – Елена Алексеева) и митрополичий хор Белгородской православной духовной семинарии (им управляет отец Николай (Кацы), сводный детский хор детской музыкально-хоровой школы (руководители – Наталья Мендрюх и Алексей Сокол). Выйдет на сцену Борислав Струлёв вместе с ещё одним уникальным инструментом – бриллиантовой виолончелью.
«Нам пять лет», – сольётся воедино общий хор.
Через мгновение зазвучит музыка поздравительная и одновременно музыка финала – Happy Birthday to you.
«Открытие феерическое. Концерт прошёл на одном дыхании. Невозможно было урезать, что-то отменить», – скажет о первом дне фестиваля его арт-директор Борислав Струлёв.
А слушателям остаётся лишь дождаться сюрпризов, приготовленных в следующих двух концертных днях – 4 и 7 марта.
Международный фестиваль «Борислав Струлёв и друзья» проводят при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства.