Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 февраля 2014, 12:39
 Наталья Почернина 2422

Выставка книжной графики Ольги Поповой экспонируется в Белгороде

Выставка книжной графики Ольги Поповой экспонируется в Белгороде Фото Владимира Юрченко
  • Наталья Почернина
  • Статья

Персональная выставка Ольги Поповой «Погружаясь в вибрации смысла…» в Белгородском государственном литературном музее продлится до 31 марта. Ею литературный музей открыл выставочный цикл «Художник и книга».

Имя Ольги Поповой хорошо известно белгородским любителям изобразительного искусства. Она успешно работает в области декоративно-прикладного искусства и в различных графических техниках, её великолепные занавесы украшают сцены БГАДТ имени М. С. Щепкина и Белгородского театра кукол.
Организаторский талант Ольги Поповой ярко проявился на посту председателя Белгородского отделения Союза художников России. В течение десяти лет, с 1998 по 2008 год, она возглавляла творческую общественную организацию, вернув ей престиж и авторитет, подтверждаемый участием белгородских художников во всероссийских и международных выставках, творческих поездках, российских и зарубежных пленэрах, организацией в Белгороде масштабных художественных проектов российского уровня, установлением дружественных и рабочих связей с коллегами из других городов и стран, проведением в области Международного славянского пленэра. И то, что сегодня белгородские художники имеют свой дом – выставочный зал «Родина», – они тоже во многом обязаны упорству и настойчивости Ольги Поповой.

Выставка в литературном музее, открывающая юбилейный для художницы год, знакомит только с одной гранью её творчества – книжной иллюстрацией. Тем не менее эта камерная экспозиция наглядно представляет разнообразие художественных приёмов и техник, глубину проникновения в образный мир иллюстрируемых литературных произведений, погружения в вибрации авторских смыслов. Как отметил на открытии выставки председатель Белгородского отделения Союза писателей России Владимир Молчанов, книжная графика Ольги Поповой являет собой именно тот случай, когда художник находится на одной эмоциональной волне с писателем, вовлечён в круг его идей и не просто идёт вслед за автором, но дополняет, расширяет диапазон книги.

Драматическая напряжённость графических линий рисунков к поэтическому сборнику Николая Гладких «Царевна, спящая в груди»; разнохарактерные персонажи «Рассказов, написанных с удовольствием» Георгия Астахова; острые по стилистике и запечатлённому в них состоянию одиночества зарисовки для книги стихов Михаила Кулижникова «Пейзаж с вечерним городом»; хрупкая женственность образов, устремлённых душой к небесным сферам, из иллюстраций к лирике Яна Крашека – работа Ольги Поповой всегда направлена на поиск квинтэссенции творческой индивидуальности иллюстрируемого автора, духа его произведений.

Скажем, создавая обложку сборника журналистских очерков Ивана Карашевского «На службе Его Трудового Величества», художница обратилась к традициям русского революционного авангарда, а коллаж, демонстрирующий поиски такого решения, недвусмысленно отсылает к стилистике супрематизма Казимира Малевича.

Любопытна история работы художницы над иллюстрированием автобиографической повести известного белгородского прозаика Владимира Жуковского «Слеза на реснице». Вдова писателя пожелала, чтобы в оформлении книги присутствовал восточный колорит – ведь в произведении идёт речь о детстве Владимира Степановича, которое прошло в Средней Азии. Что это могло бы быть – восточная вязь, орнамент? Ольга Попова долго искала ключик к изобразительному решению обложки книги и нашла его в самой первой фразе повествования, поразившей её поэтическим ритмом и художественной образностью: «Воспоминания имеют цвет». Так в воображении иллюстратора возникла пронзительная картина: по горной дороге, сквозь узкую расселину между скалами, к сияющим в ночи южным звёздам – таким низким, что, кажется, рукой можно достать, – бредёт немолодой человек. Бредёт в собственное детство, и его воспоминания чуть подёрнуты акварельной пеленой слёз… Проникновенное образное решение обложки книги сразу же вводит читателя в мир чувств, переживаний рассказчика, и декоративная ориентальность оказывается здесь излишней. Разве что присутствует тонким намёком в графическом рисунке букв.

Особое место в экспозиции занимает сборник стихов брянского поэта Алексея Новицкого «Листьев помыслы чисты». Это уникальная рукотворная книга, созданная автором как самостоятельное произведение полиграфического искусства. Все тексты написаны рукой Ольги Поповой, а цветные участки иллюстраций выполнены живой акварелью. Обложка каждого тома (всего было создано 19 экземпляров) сделана из крашенного ручным способом льна и фактурной аппликации из кожи. Интересен тот факт, что работа над этим поэтическим сборником стала первым опытом Ольги Поповой в книжной иллюстрации.

«Алексей Новицкий подарил мне сборник своих стихов – маленькую, тоненькую, кое-как изданную брошюру, – вспоминает художница. – Соотнести яркую, самобытную творческую личность с тем, что я держала в руках, мне никак не удавалось! Наверное, тогда и родился первоначальный импульс – оформить книгу стихов поэта так, как они того заслуживают… И когда сам автор увидел, что у меня получилось, он буквально присел от удивления и, помолчав, сказал: «Так нужно издавать Пушкина!»

Рукотворная книга «Листьев помыслы чисты» в начале 1990-х представили на одной из первых выставок Международного фонда славянской письменности и культуры в Доме правительства России, экземпляр этого уникального издания подарили председателю Совета министров РСФСР Ивану Силаеву.


для комментариев используется HyperComments
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×