Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 апреля 2024,  16:00
 357

Солирует очарование. Четыре любимых припева семейного ансамбля из Бирюча

Солирует очарование. Четыре любимых припева семейного ансамбля из БирючаСемейный ансамбль в сбореФото: Алексей Дацковский
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

«Какая ж свадьба без баяна? Какая Марья без Ивана?» – слова этой популярной песни как нельзя лучше характеризуют удивительную семью из Красногвардейского района. С той лишь разницей, что героев наших зовут Александр и Анна. Главную песню своей жизни они дополнили четырьмя припевами – Татьяной, Натальей, Верой и Марией. Дочери вместе с мамой и папой стали полноправными солистками музыкального ансамбля Сериковых.

Самый красивый

Любовь к музыке у каждого проявляется по‑своему. Одни становятся поклонниками определённого жанра, посещая концерты. А вот преподаватель детской школы искусств города Бирюч Александр Сериков посвятил ей всю свою жизнь.

Он вырос в обычной семье, никто из родителей профессионально музыкой не занимался. Но однажды в Засосне открылся филиал Красногвардейской детской школы искусств, и туда стали приглашать всех местных ребятишек. Девятилетний Саша вместе с одноклассниками тоже захотел учиться музыке. Дома поставил маму перед фактом: иду записываться.

«Я хотел играть на аккордеоне, мне казалось, это что‑то такое современное, уникальное, – вспоминает Александр Александрович. – Зашёл в кабинет, а преподаватель по классу баяна и гармошки показывает на музыкальные инструменты и говорит: ну выбирай, на чём будешь играть. А я тогда даже не знал, как выглядит аккордеон. И, выбрав самый красивый инструмент, указал на него. Оказалось, это был баян».

Знал ли тогда Александр Сериков, что выбрал не просто инструмент, а дальнейшую творческую судьбу? Учился он долго и прилежно у известного педагога, преподавателя по классу баяна Засосенской детской школы искусств Павла Андрющенко.

После 9-го класса юноша практически не сомневался, куда поступать – конечно, в Белгородское музыкальное училище. После успешного окончания Александр Сериков вышел из его стен преподавателем по классу баяна. И решил получить высшее образование. В Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени Сергея Рахманинова одарённого парня приняли после первого экзамена.

 

Татьяна и Наталья выступают с дошкольного возраста Татьяна и Наталья выступают с дошкольного возраста / Фото: Алексей Дацковский

Песни на всю улицу

Институт не только дал Александру Серикову образование, но и подарил встречу со спутницей жизни – Анна Александровна училась там же игре на баяне, только на базе колледжа.

Она тоже шла к творчеству с детства, но своей дорогой. Семья её также не имела прямого отношения к музыке, но мама сразу поняла, что у дочери отличный слух. Очень часто весь путь от детсада к дому мама шла улыбаясь, потому что державшая её за руку дочурка во всю улицу распевала песни – какие слышала по телевизору, а какие сама на ходу сочиняла. Однако в музыкальную школу девочку отвели не сразу – сначала она училась вязанию в Доме культуры. Зато теперь, говорит Анна Александровна с гордостью, все вещи своим дочкам она вяжет сама. И всё‑таки музыка неожиданно пришла в её жизнь.

«У нас дома стоял баян. Его давно покупали бабушка с дедушкой для своего сына, специально ездили за ним в Москву, – вспоминает Анна Серикова. – Тот недельку поиграл и бросил, а инструмент новёхонький стоит, пылится. А мама моя так любила слушать баянистов, что бежала к телевизору, как только показывали их выступление. И однажды она мне говорит: Анечка, ты ведь любишь музыку, давай попробуешь научиться играть на баяне?»

Дочь слушалась маму, потому и баян освоила, хотя втайне мечтала стать журналистом, даже пошла учиться в 10-й класс с гуманитарным уклоном. Но когда обучение в музыкальной школе подошло к концу, пришла пора выбирать между журналистикой и музыкой. Семейный совет решил, что надо продолжать игру на баяне, и девушка поступила в музучилище.

 

Через годик-два Вера и Маша тоже выйдут на сцену Через годик-два Вера и Маша тоже выйдут на сцену / Фото: Алексей Дацковский

Папа-дирижёр

Александр и Анна поженились, и первой в молодой семье баянистов родилась дочь Татьяна.

«Когда дочурке было полтора года, я брал баян и играл для неё, – рассказывает Александр Александрович. – А она так энергично начинала ножкой подтанцовывать, что сразу стало понятно – будущий музыкант растёт. С пяти лет она пела в нашем ансамбле. Сейчас Тане 14 лет, она у нас призёр значимых вокальных конкурсов как сольный исполнитель. Но мы не стремимся её подтолкнуть в эту сферу. Если получится, то получится. А так – пусть поёт для души, для удовольствия».

Вторая дочь Наталья, можно сказать, с рождения слышала пение трио – мамы, папы и старшей сестры. Сейчас, в свои 12 лет Наташа тоже с удовольствием поёт в семейном ансамбле, но больше любит творить что‑нибудь в одиночестве – лепить, рисовать.

Два с половиной года назад в семье Сериковых произошло настоящее чудо – на свет появились близнецы Верочка и Машенька:

«Те, у кого одни пацаны рождаются, говорят, что собрали себе хоккейную команду, – шутит глава семьи. – А у меня получился вокальный ансамбль из дочерей. С двух лет мы разрешаем близняшкам стучать на ложках. А месяцев с четырёх они любили смотреть, как папа дирижирует. Когда жене нужно было помочь их отвлечь, я включал музыку и «руководил» воображаемым оркестром. Девчонки смотрели так, словно на спектакле сидели. Пока полным составом нашего ансамбля выступать не получается – малышки не смогут выстоять на сцене. Подождём до четырёх-пяти годиков».

Ложки и трещотки

Играть на ложках всех в семейном ансамбле обучает мама. И не только своих детей, но и ребят, у которых преподавала в музыкальных учреждениях.

«Я давно поняла, что шумовые инструменты – это то, что вызывает живой интерес у детей разных возрастов и необходимо им для развития, – говорит Анна Александровна. – Начала заниматься, когда работала музыкальным руководителем в детских садах в Москве и Тамбове. Продолжила эту практику здесь, в Бирюче. Кстати, деревянные ложки – единственное, что мы покупаем сами. Трещотки помог сделать брат мужа Константин, который работал на мебельной фабрике. Теперь у меня такой набор инструментов, какого нет ни у одного музыкального руководителя. Я использую их в нашем семейном ансамбле и в школе искусств».

Александра и Анну Сериковых очень многие знают в Бирюче. Ещё бы – ни один праздник не обходится без выступления этой удивительной пары. Причём они и играют, и поют, а песни для репертуара выбирают добрые, сердечные, которым зрители готовы с первых аккордов подпеть.

Впрочем, основное занятие супругов – музыкальная педагогика. Александр Александрович – мультиинструменталист: владеет игрой на гитаре, балалайке, баяне, даже на барабанах. И ребятишек учит всему, что умеет сам.

«Он профессионал, ему, как говорится, от Бога дано, – говорит Анна Александровна. – Его ученики одновременно учатся играть на баяне и на балалайке – муж считает, что детям нужно разрешать искать себя. Он сам их подначивает: а ну на этом давай попробуй, а давай на том. И пробуют, ищут себя. Я сама осваивала баян. В училище играла в оркестре на балалайке-секунде. Обучалась игре на домре. Фортепиано – само собой, это главный инструмент. Но однажды пришлось освоить и флейту, поскольку нужно было её преподавать».

За плечами у Александра и Анны Сериковых немало успешно реализованных идей по развитию интереса к музыке у детей. И опять зреют новые планы.

«Сейчас с коллегами пишем новый проект, направленный на поддержку вокального семейного музицирования, – говорит глава семьи. – Хотелось бы развить в районе хоровое направление для взрослых и детей. Чтобы не родители в музыкальную школу приводили детей, а дети вели их сюда. В городах, например, взрослые с удовольствием в самодеятельности участвуют. Почему же нельзя в музыкальную школу приходить? Уверен, что мамам и папам тут понравится музицировать вместе с детьми. У нас для этого созданы все условия». 

Арина Беседина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×