Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
02 ноября 2023,  17:15

Детские мечты взрослой жизни. Почему прохоровцы после работы спешат в «Арт-школу»

Учеников этой школы не нужно уговаривать идти на занятия. И про домашние задания напоминать не надо

Детские мечты взрослой жизни. Почему прохоровцы после работы спешат в «Арт-школу»Фото: Алексей Дацковский
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Они учатся играть на музыкальных инструментах, танцевать, рисовать, что называется, взахлёб, с удовольствием. Потому что заниматься этим солидные мужчины и женщины решили осознанно, восполняя нереализованные детские мечты. Предоставили им эту возможность педагоги Прохоровской детской школы искусств, организовав на своей базе «Арт-школу» для взрослого населения посёлка. Подробнее об этом необычном образовательном опыте узнала «Белгородская правда».

Подходящий момент

Ответственность и заинтересованность взрослых учеников мы оценили сразу: чтобы пообщаться с корреспондентами, они пожертвовали обеденным перерывом и согласились перенести занятия на дневное время. Так что было с кем поговорить, кого сфотографировать, вообще понять масштаб этого уникального (пока что муниципального) проекта через его участников.

«Идею школы первоначально нам подсказали родители наших учеников. Они приводили на занятия детей, просились поприсутствовать на занятиях, а потом говорили: «Я бы тоже поучился, всю жизнь мечтал, но не было возможности». И второе: настал момент, когда люди устали от гаджетов, телевизоров и стали более избирательно относиться к организации своего досуга. Очень многие хотят, чтобы это радовало душу, а что в этом случае может быть лучше, чем приобщение к искусству?» – делится директор ДШИ Нелля Михаевич.

Нелля Михаевич Нелля Михаевич / Фото: Алексей Дацковский

 

Выносив идею в голове, педагоги воплотили её в муниципальный проект, который потом же и защитили. Надо сказать, что бюджет в неё заложили минимальный: нужны были мольберты и средства на корочки для выпускников. Для учеников занятия бесплатные, а для педагогов это по большей части волонтёрство.

«Дело в том, что у нас много опытных педагогов из того поколения, что привыкло трудиться на результат. И если они видят, что ученик жаждет знаний, всеми силами его поддерживают. Если положено одно занятие, но человек приходит почти каждый день – будут заниматься», – рассказывает директор школы.

Запустили «Арт-школу» в 2020 году и даже набрали учеников. А потом пандемия, и почти одновременно начался ремонт здания Центра культурного развития, где базируется школа. Было сложно организовать занятия для детей, не говоря про взрослых. В общем, проект заморозили. Завершился ремонт в феврале этого года, а в мае закончилась первая четверть в «Арт-школе». Пришли в неё и те, кто записался первоначально, и вновь возжелавшие – около 60 человек. При этом многие захотели попробовать заниматься сразу на нескольких направлениях.

 

Детские мечты взрослой жизни. Почему прохоровцы после работы спешат в «Арт-школу» - Изображение Фото: Алексей Дацковский

 

Да, здесь всё по‑настоящему, как и положено: четыре учебных четверти, программа на каждое из 11 направлений, которые предлагаются для обучения, домашние задания. Учебный год рассчитан на 10 месяцев. Возраст учеников ограничили на верхней планке до 70 лет.

«По окончании курса по традиции пройдут несколько отчётных концертов, а у художников – выставка работ. На финальном концерте каждый выпускник получит свидетельство с печатью об окончании «Арт-школы», – делится планами Нелля Иосифовна.

Волнуются и стараются

Что мотивирует в этом откровенно некоммерческом действе педагогов? Они отвечают, даже недослушав: моральное удовлетворение и отдача.

«Вы не представляете, как они волнуются, стараются, предлагают какие‑то композиции, темы», – в один голос отмечают увлечённость, исполнительность и дисциплинированность взрослых учеников преподаватели.

Тут невольно возникает два вопроса: нужно ли насильно приводить в музыкалку и на изо детей, которые вообще не горят желанием? И почему идею взрослых школ искусств не развивают системно? Ведь интерес очевиден. Но к этому мы ещё вернёмся. А пока отправляемся в классы, где нас с нетерпением ждут.

 

Детские мечты взрослой жизни. Почему прохоровцы после работы спешат в «Арт-школу» - Изображение Фото: Алексей Дацковский

 

И сразу замираем перед готическим замком на мольберте: ни дать ни взять иллюстрация к роману «Джейн Эйр».

«Никогда не рисовала, и это, не поверите, моя вторая работа», – поясняет сотрудник музея-заповедника «Прохоровское поле» Валерия Печёнкина.

Её коллега по работе Вадим Чербаджи предпочитает природные пейзажи: на его листе набросок раскидистого дерева на берегу реки. К искусству тяготел всегда, делал робкие попытки что‑то изобразить, а тут увидел объявление о наборе в школу и загорелся поучиться целенаправленно. И на гитару записался, и на рисование.

«Делаю это не напоказ, а для эмоциональной разрядки и приятного времяпрепровождения», – поясняет Чербаджи.

Операционная медсестра Валерия Савельева в свободное время для души расписывает пряники и на занятиях мечтает повысить навыки рисования.

А у библиотекаря Марины Черновой тот самый случай, когда потянулась за детьми: старшая дочь занималась в ДШИ, а младшая поступила на архитектурный и тоже постоянно творит.

«Рисуют ученики акрилом, гуашью, акварелью. Каждый определил для себя наиболее важные задачи: кому‑то хочется освоить цветоведение или графическую грамоту, другие мечтают достичь мастерства в определённой технике», – делится преподаватель класса изобразительного искусства Людмила Оспищева, уточняя, что материалы ученики приносят свои.

Детские мечты взрослой жизни. Почему прохоровцы после работы спешат в «Арт-школу» - Изображение Фото: Алексей Дацковский

Просто чудо

Такой же пёстрый профессиональный состав учеников на музыкальном отделении. Здесь нет обойдённых вниманием инструментов – популярно всё.

Игре на гитаре обучает педагог с почти 45-летним стажем Елена Коренева, которую очень мотивирует работа в «Арт-школе».

«Брат окончил музыкальную школу, и я всегда мечтала подбирать аккомпанемент с ходу, на слух. Надеюсь, что теперь это осуществится», – говорит студентка колледжа Диана, постигающая программирование.

Юрист миграционной службы Анастасия отмечает, что у неё уже есть прогресс в освоении инструмента, который ей подарили ещё в 17 лет. Она верит, что вскоре сможет играть для своих близких.

Санитарный врач Геннадий когда‑то учился в музыкальной школе и сейчас с удовольствием окунулся в атмосферу музыки. Домашние задания выполняет особенно тщательно, классика даётся сложно.

 

 

А воспитанники педагога по классу аккордеона Татьяны Голентовской (все – сотрудники администрации, между прочим) сразу нацелены сыграть квартетом на отчётном концерте. Инструменты, к слову, школа ученикам даёт.

Ноги сами пускаются в пляс при звуках «Ты ж мене пидманула» в исполнении начинающих балалаечников. Просто чудо!

А в кабинете фортепиано, куда приходят шесть учеников, атмосфера торжественная и лиричная. Исполнить детскую мечту, как многие, нацелена кадровик Ольга. Прибегает на занятия в обеденный перерыв.

«У меня каждый раз потрясение от этой устремлённости, – полна эмоций преподаватель Ирина Береговая. – Маленькие ученики, конечно, тоже прекрасны, но и взрослые в душе – те же дети. Понимая их чувства, желание постичь музыку, трепещем над ними».

Продолжение следует

В завершение знакомства проходим в класс хореографии, где занятия ведут настоящие профессионалы балета – Евгений Уренцев и Эржена Романашина.

Здесь тоже нет случайных людей – все ученики пришли, потому что очень любят танцы. Чтобы попасть сюда, с улыбкой делится директор, они прошли конкурс с нешуточными страстями – желающих было в разы больше, чем мест. Занимаются и домохозяйки, и учителя, и медики, и даже начальник управления культуры (вообще работникам прохоровской администрации отдельное браво за личный интерес к занятиям и работе школы).

 

 

Теперь, как положено настоящим танцорам, трудятся на равных буквально в поте лица: разминка у станка, отработка номеров, показательный номер для журналистов. Слаженно, органично. Душа поёт, когда люди искренне горят творчеством.

«В процессе работы мы и сами всё больше влюбляемся в своё детище. И по‑настоящему счастливы, можем увлечь и порадовать прохоровцев», – признаётся Нелля Михаевич.

На вопрос «А что же дальше?» директор рассказывает о возможном продолжении занятий в виде платных мастер-классов для тех, кто хочет совершенствоваться. Нам же, если честно, хочется, чтобы эта история не заканчивалась и получила постоянную прописку в ДШИ и поддержку (в том числе финансовую): пусть людей, воплотивших детские мечты, будет как можно больше.

Запрос есть

В 2014 году педагоги Прохоровской ДШИ предложили проект онлайн-обучения для сельских учеников своего учреждения, которые по разным причинам (в основном из‑за непогоды) не могли приезжать на занятия. Тогда вообще никто толком не понимал, что это такое – учиться с помощью Интернета, но средства выделили.

 

Отделение хореографии Отделение хореографии / Фото: Алексей Дацковский

«Мы закупили оборудование – ноутбук, камеру, проводили дистанционные уроки с ребятами. А когда в мире все в один момент ушли на дистант, мы были как никто готовы к этому», – рассказывает Нелля Михаевич.

Стремление действовать, опережая время, – это своего рода талант. И что‑то нам подсказывает, что идея взрослой «Арт-школы» из числа тех, что будут востребованы в недалёком будущем. Ведь в истории не раз случались всплески жажды самообразования и саморазвития. Сегодня, по всем признакам, мы идём к этому общему состоянию. Человек всё чаще обращается внутрь себя, пытаясь понять, на что он способен, готов учиться новому и действовать. Ради души, настроения, тяги к прекрасному. Запрос на это, как мы видим, есть, и он будет расти. И хорошо, что у нас в области на этот счёт есть готовые решения и люди, которые могут воплощать их в жизнь.

Ольга Бондарева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×