Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
22 февраля 2024,  18:00

Поговорим о Пушкине. Можно ли увлечь современных подростков романом «Евгений Онегин»

Поговорим о Пушкине. Можно ли увлечь современных подростков романом «Евгений Онегин»Галина Зольникова исполнила романс «Я помню чудное мгновенье…»Фото: Маргарита Грачёва
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

На мероприятие собрались члены общественного движения «Волонтёры культуры» и руководители учреждений культуры области. Гости делились воспоминаниями, связанными с творчеством великого поэта, и читали любимые стихи.

Совершенно потрясающе

10 февраля – День памяти Александра Сергеевича. В этот день в 1837 году великий русский поэт в возрасте 37 лет скончался от ранения, полученного двумя днями ранее во время дуэли с Дантесом.

Вечер проходил в формате небольших выступлений, которые подготовили приглашённые спикеры.

«Когда мне сказали, что нужно говорить с молодёжью о Пушкине, я, честно говоря, задумалась, о чём же рассказать. Его имя для нас настолько великое, знаменитое, что иногда кажется, уж слишком его затёрли. И в школе мы многое из его творчества изучаем. И старшее поколение нам всё время напоминает о Пушкине. И цитируют нам его всюду и везде. У меня дома всегда на видном месте стояла книга «Воспоминания о Пушкине» Анны Петровны Керн. Я её много раз читала. И конечно, когда мне позвонили и сказали, что можно прийти поговорить о Пушкине, первая книга, к которой потянулась рука, – вот этот томик воспоминаний», – сказала директор Белгородской государственной филармонии Светлана Боруха.

Известно, что Анна Керн впервые встретилась с поэтом в 1819 году, но не обратила на него особого внимания. Следующая встреча случилась в 1825 году, когда она приехала в Тригорское. Именно там Пушкин посвятил Керн знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». Также он написал ей несколько писем. Эта переписка имеет большое био­графическое значение и является важным источником информации о его жизни и творчестве.

Многие стихотворения поэта стали романсами. На вечере солистка филармонии Галина Зольникова а капелла исполнила «Я помню чудное мгновенье…».

«Мы все читали сказки Александра Сергеевича, сначала в детском саду, потом в начальной и средней школе. А серьёзно Пушкин пришёл к нам с романом «Евгений Онегин». Это действительно энциклопедия русской жизни. И сейчас я понимаю, не то чтобы рано в школе читать «Онегина» – мало времени отводится на него. Известный литературовед Дмитрий Петрович Бак на вопрос: «Как увлечь школьников чтением?» ответил: «Я бы полгода читал со своим классом «Евгения Онегина», а следующие полгода мы бы это обсуждали, и всё, они бы все стали читающими людьми», – рассказала гостям директор Белгородского государственного литературного музея Инна Климова.

Она порекомендовала волонтёрам прослушать аудиоверсию романа в исполнении Иннокентия Смоктуновского:

«Это совершенно потрясающе. Когда я впервые услышала, то поняла, что, наверное, читала какого‑то другого «Евгения Онегина»».

Инна Александровна отметила, что русский человек просто «пропитан Пушкиным». Ведь он сопровождает нас везде.

Восприятие меняется

«В разное время, с появлением новых акцентов и смыс­лов, меняется и восприятие произведений Пушкина, – поделилась мнением руководитель литературно-драматургической части Белгородского академического драматического театра имени Щепкина Наталья Почернина. – В зависимости от того, какие сегодня ветра, какие идеи веют, мы извлекаем из него то, что нас больше всего волнует. Сейчас очень много рассуждений о том, надо ли изучать творчество поэта в школе. Буквально недавно я спорила с журналистом Сергеем Марковым. Он говорил, что программу русской литературы в учебных заведениях нужно пересмот­реть, потому что современные дети не могут её осмыс­лить. Я говорю: «Ну мы же понимали, почему вы считаете, что сегодняшние ребята глупее нас?» Да, у них много других развлечений и искушений, но в принципе, если мы понимали, значит, и наши дети должны понять. Так давайте сделаем так, чтобы им было интересно говорить о Пушкине. На доступном им языке, но всё‑таки не снижать уровень разговора. Разве ребёнок не может понять «Капитанскую дочку»? Да замечательно он всё может».

Наталья Почернина уверена, что дети способны понять произведения великого поэта Наталья Почернина уверена, что дети способны понять произведения великого поэта / Фото: Маргарита Грачёва

 

Она принесла на встречу книгу белгородского педагога и журналиста Галины Кияновой «А сердце оставляю вам»:

«В ней собрана её переписка с Семёном Степановичем Гейченко, просветительские материалы и моменты, которые связывают Пушкина с нашей белгородской землёй. Конечно же, все мы знаем о нашем замечательном великом русском актёре Михаиле Щепкине, имя которого носит наш театр. А ведь кто написал первую фразу «Записок актёра Щепкина» и заставил его вообще начать этот труд? Именно Александр Сергеевич, которого связывали с Михаилом Семёновичем тёплые отношения».

Наталья Почернина прочла стихотворения «Телега жизни» и «Из Пиндемонти».

Одна из присутствующих волонтёров Полина Милаха поделилась своей историей, связанной с творчеством Пушкина:

«Летом на моей свадьбе двое друзей решили поспорить, кто лучше: Пушкин или Есенин? Чуть ли не до драки дело дошло. Хотя как можно сравнивать двух поэтов, я не понимаю. Нам с женихом пришлось вмешаться в спор. И они спросили, кто же ближе нам. Я всегда любила Пушкина, его произведения сопровождают нас с детства. Летом я поехала в Санкт-Петербург, где решила зайти в музей Пушкина на Мойке. Я там была не один раз, но захотелось обновить воспоминания. И я настолько прониклась его атмосферой, сразу захотелось перечитать произведения Александра Сергеевича. Его творчество действительно «наше всё», и нам нужно читать Пушкина и сохранять его наследие».

Маргарита Грачёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×