Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
31 августа 2023,  23:30
 Арина Беседина 240

Видели себя? О чём рассказывают экспонаты коллекции Натальи Почерниной

Видели себя? О чём рассказывают экспонаты коллекции Натальи ПочернинойНаталья ПочернинаФото: Арина Беседина
  • Арина Беседина
  • Белгородская правда
  • Арина Беседина
  • Белгородская правда

«Картины с историями» – так называется выставка, которую собрала и явила миру руководитель литературно-драматургической части Белгородского академического драматического театра Наталья Почернина.

11 работ Виктора Березина, Юрия Данченко, Николая Коркина, Юрия Литвинова, Михаила Малафеева, Андрея Мигачёва, Владимира Нестеркова, Ольги Поповой и других известных белгородских (и не только) художников составили основу экспозиции, которая разместилась в Белгородском отделении Союза театральных деятелей.

Особенный народ

«Однажды давний знакомый посмотрел очередную экспозицию в стенах библиотеки СТД и сказал: «А почему бы вам не завести практику организовывать выставки из личных коллекций сотрудников театров? Может быть, это будет даже выставка одной картины!» – рассказывает Наталья Почернина. – Хорошая идея, поду­мала я. Мне в этом году исполнилось 55 лет, и хотелось этот полуюбилей встретить творчески. Тем более что стены моей квартиры давно увешаны подарками художников. И вот, что имелось в домашней коллекции, плавно перекочевало в библиотеку, где художники нашего театра Марина Шепорнёва и Андрей Крайнов всё тщательно скомпоновали и развесили».

Выставка действительно получилась необычная – часть её составляют портреты Натальи Владимировны и живописные полотна разных жанров и стилей, а другая – фотопорт­реты главной героини. Такое пристальное внимание художников и фотографов объясняется очень просто: Наталья Почернина много лет работала журналистом-обозревателем на темы культуры. А потому по долгу службы частенько бывала на выставках, пленэрах, общалась с художниками в мастерских.

«Художников я очень люблю – они особенный народ, – признаётся она. – В книге, посвящённой 40-летию Белгородской организации Союза художников России, я пропела им вдохновенную оду: «Я люблю эту удивительную касту красивых и талант­ливых людей… Они выделяются из толпы «лица необщим выраженьем», они привлекают внимание профессиональной цепкостью взгляда, они запоминаются всегдашней внутренней сосредоточенностью. Их бывает трудно разговорить, их немногословность поначалу легко принять за угрюмость, но чем дальше продвигаешься в общении, тем явственнее ощущаешь их открытость жизни, их жадный интерес ко всем её проявлениям».

Со временем у Натальи Почерниной собралась небольшая домашняя коллекция работ художников, причём не только белгородцев.
 

Видели себя? О чём рассказывают экспонаты коллекции Натальи Почерниной - Изображение Фото: Арина Беседина

Неожиданный подарок 

Все картины, представленные на выставке в СТД, – из личного архива, за исключением работы Евгения Савотченко, которая находилась на работе у Натальи Владимировны. Называется она «Однажды летним днём».

«Ярким солнечным днём мы с мужем и сыном шли с электрички в деревню, а Евгений Николаевич Савотченко с супругой Галиной Петровной – навстречу нам, возвращались с дачи, – вспоминает Наталья Почернина. – Мы остановились, поздоровались, и я вижу, что художник внимательно меня изучает. В тот день на голове у меня была морская фуражка, которую я привезла из Питера. Видимо, этот образ так понравился художнику, что он сразу скомандовал: «Стой вот здесь, смотри туда, я тебя сфотографирую!» Позже он подарил мне фотографию, и я забыла об этой встрече. Через некоторое время на персональной выставке Евгения Савотченко ко мне подходит Галина Петровна и восклицает: «Видели себя? Нет?! Пойдёмте, я покажу». Подходим, и я вижу небольшую работу, где запечатлён солнечный день, необозримые дали, открывающиеся с холма, а на переднем плане – фигура женщины в бело-голубом, с выбившимися из‑под морской фуражки светлыми прядями. Образ лета, в котором прочитывались мои черты, оказался тёплым, светлым, радостным, и я с улыбкой вспомнила азарт, воодушевление, напор художника в тот момент, когда замысел работы ещё только-только рождался».

Не так давно в Белгородском художественном музее экспонировалась ретроспективная выставка памяти Евгения Савотченко. Наталья Владимировна в силу занятости не смогла на неё попасть. И вдруг звонок от Галины Петровны: «Наташа, я хочу вам передать работу Евгения Николаевича. Это благодарность за то, что вы писали. Пусть будет у вас память о нём – заберите в музее».

«Честно говоря, я думала, что получу в подарок тот самый небольшой этюд с моим силуэтом. Но когда я увидела размеры картины, едва не онемела от удивления: оказывается, фотография, сделанная Евгением Николаевичем в тот день, воодушевила художника на создание большого портрета, о существовании которого я и не подозревала».

Видели себя? О чём рассказывают экспонаты коллекции Натальи Почерниной - Изображение Фото: Владимир Юрченко

Муза художников

Вдохновляла журналистка и фотохудожников – отдельный стенд на выставке посвящён работам Владимира Юрченко. С большинства фотографий модель смотрит на вас в разных шляпках. Все, кто знает Наталью Владимировну, подтвердят: это её амплуа – женственная, загадочная и очень разная. Естественно, что и фотограф, который многие годы для Натальи и друг, и коллега, и боевой товарищ, всегда находил время, чтобы запечатлеть очередной образ.

Но если для фото нужно всего одно мгновение, то живописные портреты научили Наталью Владимировну прямо‑таки профессиональному позированию:

«Вот эта работа написана в редакции газеты «Смена». Я сидела за своим рабочим столом, а Игорь Капустин – сотрудник Белгородского художественного музея, с которым мы часто работали, решил в благодарность за мои труды привести художника, чтобы он написал мой порт­рет. Им оказался Гагик Матинян. Два часа позирования, два часа работы пастелью – и получился портрет».

Наталья Почернина живёт на улице Железнякова, где у многих белгородских художников находятся мас­терские. Так что мастера кисти считали и считают её своей соседкой.

«Как‑то раз Юра Данченко остановил меня и говорит: «Соседка, ну что ты всё время мимо ходишь? Приходи, попоём с тобой», – рассказывает Наталья Владимировна. – Договорились, я пришла, мы действительно попели песен, поговорили по душам, а потом он вдруг: «Ну, давай, садись, буду тебя писать». Часа три у него ушло на рисунок пастелью, получился прекрасный нежный портрет».

На обложке афиши – недописанный портрет На обложке афиши – недописанный портрет / Фото: Арина Беседина

Недописанное полотно 

В афише выставки использована репродукция работы «Портрет На­тальи Почерниной» заслуженного художника России Григория Гритчина. С этой картиной связана особенная история:

«Однажды я побывала на персональной выставке Григория Ивановича и меня восхитили его женские портреты. Заметку я написала такую очень восторженную, поэтичную. Художник прочитал и стал узнавать у знакомых, кто же это написал? Позвонил в Белгородский фонд культуры, спрашивает, что это за девочка писала? Директор фонда Раиса Фирсова отвечает, что, мол, наш журналист, Наталья Почернина. Дали ему мой номер телефона. Он позвонил и пригласил в гости. Я пришла, мы стали разговаривать, но я прямо кожей ощущала его цепкий взгляд. И тут он выдаёт: я хочу писать ваш портрет. «Вы согласны?» – «Согласна!» Больше месяца я ходила позировать. За это время мы очень подружились. Потом получился небольшой перерыв – у меня и работы накопилось много, и сын только в 1-й класс пошёл. А Григорий Иванович звонит: «Наташ, ну что ты не приходишь? Вот сидишь, смот­ришь с портрета на меня, такая высокомерная, такая надменная, такая холодная». Я отнекиваюсь: «Да замоталась, некогда, но приду, приду, конечно». – «Нам же ещё руку нужно дописать!». А через несколько дней он умер. Потом эту картину художественный музей приобрёл как последнюю работу мастера».

Если смотреть на этот портрет Натальи Почерниной и не знать историю о недописанной руке, никогда не подумаешь, что мастеру не хватило всего чуть-чуть времени, чтобы довести его до совершенства. 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×