Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 декабря 2023,  21:56

Белгородский литературный музей приглашает на выставку книжной иллюстрации

Рисунки на страницах книг – изображения для пояснения литературного произведения

Белгородский литературный музей приглашает на выставку книжной иллюстрацииФото: Елена Журавлёва
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Но к ним не стоит относиться так формально. Ведь это и самостоятельные произведения искусства, которыми можно любоваться, порой даже не зная содержания книги. Элементы оформления страницы или разворота превращают книгу в удивительное произведение, где происходит синтез искусства слова и его визуализации. Наконец, это та ностальгия, которая охватывает нас в родительском доме, где со страниц детских книг по‑прежнему смотрят на нас, повзрослевших, любимые с детства образы Буратино и Маугли, Каштанки и Железного Дровосека…

Уникальный жанр

Мастера изобразительного искусства всех времён черпали вдохновение из литературных произведений. Первые известные человечеству иллюстрации созданы в Древнем Египте – копты украшали папирусы с молитвами изящными рисунками. Иллюстрированные рукописи дошли до нас от эллинов, византийцев. И древнерусская миниатюра – великолепный образец книжной иллюстрации: лучшие живописцы того времени украшали произведения в основном на религиозную тему.

Однако в далёкие времена книги были достоянием единиц. С развитием книгопечатания они стали распространяться шире, и всё большее число людей получало возможность приобщиться к изобразительному искусству.

Стали выпускаться народные сказки, азбуки, появилась детская книжная иллюстрация. Это уникальный жанр: ведь далеко не всем художникам, даже самым опытным, открыт секрет создания рисунков, которые нравятся детям. Таким мастером был, например, Иван Билибин, чьи увлекательные иллюстрации к сказкам до сих пор поражают вкусом и изяществом даже взрослых читателей.

Расцвет книжной иллюстрации пришёлся на советскую эпоху благодаря курсу на всеобщую грамотность, распространение книг. Он оправдал себя полностью, результаты ошеломляли. Советский Союз стал «самой читающей страной в мире».

В этих условиях к качеству книжных рисунков предъявлялись особые требования. Издательства привлекали к сотрудничеству лучших художников страны. Разнообразием техник, выразительностью композиций, эмоциональностью и точностью образов литературных персонажей они способствовали росту читательского спроса на книги, которые были в дефиците даже при огромных тиражах и многократных переизданиях.

 

 

Именно эта эпоха отражена на выставке в Белгородском государственном литературном музее под названием «Советская иллюстрация: школы, имена, тенденции». На ней – 100 оригинальных графических произведений из фондов литературного музея и Белгородского государственного художественного музея, созданные в 1920–1980-е годы.

Великие художники

«У меня с детства сохранилась книга «Приключения Пиноккио», – признаётся директор литературного музея Инна Климова. – Перелистываешь её, смотришь картинки и снова ощущаешь незабываемую сказочную атмосферу, которой нам часто не хватает в обыденной взрослой жизни. Это классические иллюстрации итальянца Либико Марайя. Жаль, что в отличие от писателей мы не всегда запоминаем фамилии авторов иллюстраций. Но именно благодаря художникам мы знаем, как выглядят герои этих книг, и по‑другому их себе не представляем».

Выставка поделена на пять частей, связанных с техниками создания графических работ: это ксилография, линогравюра, офорт, литография и оригинальная графика. В каждой из них работали художники, которых сегодня с полным правом можно назвать великими.

«В последние годы в фондах нашего музея появилось настолько много работ, связанных с книжной графикой, с иллюстрацией, что нельзя было не сделать такую выставку, – говорит заведующая сектором графики художественного музея Наталья Гончаренко. – То, что мы сегодня представляем, – это работы известнейших советских иллюстраторов, корифеев жанра. Своим творчеством они формировали художественные предпочтения нескольких поколений советских детей».

Например, народный художник РФ Борис Диодоров (в 2024 году ему исполняется 90 лет). Многие годы он работал главным художником издательства «Детская литература». И проиллюстрировал свыше 300 книг – «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф и «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс, а также произведения Андерсена, Аксакова, Тургенева, Толстого и прочих писателей.

Есть на выставке и работы народного художника СССР Владимира Фаворского (1886–1964). Он оказал огромное влияние на отечественных художников-графиков разных поколений, у многих был преподавателем. Иллюстрированное им в 1961 году издание пушкинских «Маленьких трагедий» стало одним из лучших образцов книжного искусства XX века.

Белгородские художники также громко отметились на этой ниве.

«Книжная иллюстрация занимала в творчестве отца ведущее место, – говорит Мария Косенкова, дочь знаменитого белгородского графика Станислава Косенкова, который много занимался Достоевским. – Хотя бы с точки зрения заработка: сотрудничество с издательствами помогает художникам существовать. Но иллюстрирование литературных произведений – серьёзный процесс. Отец глубоко внутренне переживал сюжеты Достоевского, вникал в характер описываемых им образов, что приводило к созданию замечательных рисунков. На одном из симпозиумов к моей маме Анне Константиновне подошёл внук писателя и признался, что иллюстрации Станислава Косенкова, по его мнению, лучшие».

Уроженец Белгородчины Лев Мюльгаупт (1900–1986) также известный график, живописец. Он был учеником Владимира Фаворского, а позднее стал его секретарём.

Череда образов

Будучи художественным творением, книжная иллюстрация усиливает ощущение волшебства, которое приносит читателю книга. На выставке в литературном музее посетители погружаются в миры литературных героев и сюжетов.

Наиболее разнообразно представлена русская классическая литература. Перед зрителями проходит череда образов из произведений Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Тургенева, Лескова, Салтыкова-Щедрина, Островского, Чехова.

Выразительны образы русской литературы ХХ века, созданные по мотивам сочинений Булгакова, Маяковского, Андрея Белого и других литераторов советской эпохи.

В широком хронологическом диапазоне представлена на выставке и зарубежная литература: от сюжетов средневековой поэзии до рисунков к знаменитой книге чехословацкого журналиста Юлиуса Фучика «Репортаж с петлёй на шее».

Выставка будет работать до 24 февраля.

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×