Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
07 декабря 2023,  13:18
 102

В Белгороде работают выставки, посвящённые 95-летию Александра Мамонтова

В Белгороде работают выставки, посвящённые 95-летию Александра МамонтоваФото: Арина Беседина
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

У Арсения Тарковского есть такие строки: «Мне моего бессмертия довольно, чтоб кровь моя из века в век текла». Если соотнести их с родством творческим, то получится портрет династии белгородских художников. Её основателю, заслуженному художнику России Александру Мамонтову в этом году исполнилось бы 95 лет. Юбилейной дате посвящены две выставки в Белгороде.

Доминирующий жанр

Уроженец Архангельской области Александр Мамонтов ещё в детстве осознал своё предназначение. Но сначала получил рабочую специальность в Орском машиностроительном техникуме. Позже с отличием окончил факультет живописи Харьковского художественного института. И с тех пор Александр Павлович более полувека служил только искусству.

В Белгород он переехал в 1962 году и сразу с головой окунулся в культурную жизнь региона. Александр Мамонтов стоял у истоков создания региональной организации Союза художников России, был её первым председателем, возглавлял Белгородский филиал Фонда культуры СССР, принимал активное участие в открытии детской художественной школы Белгорода.

«Александр Павлович с горячим сердцем приехал в молодой центр недавно созданной Белгородской области, – рассказывает старший научный сотрудник Белгородского художественного музея Людмила Булгакова. – Он внёс неоценимый вклад в развитие художественной сферы Белгородчины. Новая экспозиция, которую мы назвали «Родное, ушедшее», не случайно размещена на третьем этаже – за стеной находится детская художественная школа. Александр Мамонтов вместе со своими единомышленниками не только приложил усилия, чтобы она в городе появилась, но и сам преподавал в ней и некоторое время был её директором».

Людмила Булгакова Людмила Булгакова / Фото: Арина Беседина

 

Ещё одной важной вехой в жизни Александра Павловича стало сотрудничество с Белгородским драматическим театром имени Щепкина. Здесь он 10 лет был главным художником, оформил более 60 спектаклей. Поэтому выставка в художественном музее состоит из двух частей: одна знакомит зрителей с эскизами декораций к спектаклям «Операция на сердце» (1984), «Дом» (1987), а другая представляет живописные полотна.

«Александр Павлович обладал широким творческим диапазоном, работал в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета, тематической картины, – поясняет Людмила Николаевна. – Выставка «Родное, ушедшее» включает более 10 избранных живописных произведений из фондов нашего музея. Среди них студенческая картина «Девушка у плетня», «Крестьянский натюрморт». Доминирующим жанром на выставке стал натюрморт, куда вошли как живописные картины с изображением предметов крестьянского быта, так и цветочно-букетные композиции».

Крестьянские натюрморты входят в серию, к которой автор обращался в конце 1980-х – начале 90-х годов. Художник стремился запечатлеть на холсте исчезающий уклад крестьянского быта, что придало картинам художественную и историческую ценность. В фондах музея сегодня в двух коллекциях хранится 46 работ Александра Мамонтова, в том числе полотна, где красной нитью проходит тема родины художника – Русского Севера. Эти картины можно увидеть в постоянной экспозиции. А персональная юбилейная выставка «Родное, уходящее» ждёт своих зрителей до 17 января 2024 года.

Кухня живописи

К 95-летию со дня рождения Александра Мамонтова его близкие задумали ещё одну экспозицию.

«24 ноября в Выставочном зале «Родина» открылась выставка, куда вошли произведения всей семьи Мамонтовых, – рассказывает дочь художника Ирина Мамонтова. – Мы назвали её «Это было недавно, это было давно». На ней представлены работы 1950-х, 60-х и 90-х годов, в том числе студенческие. Да и сама выставка посвящена в большей степени студентам, которым мы хотим показать всю кухню живописи, разнообразие стилей и жанров. Думаю, что для современной молодёжи это очень хороший повод посмотреть на искусство, которое несёт в себе традиции старой школы, ведь педагоги Александра Павловича были ещё из дореволюционной эпохи. Именно они передали ему понятие о культуре рисунка и культуре цвета».

Ирина Мамонтова Ирина Мамонтова / Фото: Арина Беседина

 

А Александр Мамонтов передал своим детям. Ирина Александровна, например, росла в художественной среде – мама и папа живописцы, все друзья и коллеги – тоже.

«Родители запросто могли оставить меня дома одну, но в моём распоряжении было неограниченное количество бумаги и красок, – вспоминает она. – Я сидела и рисовала. Я вообще считала, что все так живут, что все в мире рисуют. А ещё, конечно, очень интересно было в театре, куда папа брал меня с собой. Я могла часами играть в подмакетник (макет сцены с декорациями, предметами и героями – прим. авт.) и придумывать новые сюжеты сама. Когда стала старше, могла зайти и в репетиционный зал, и в живописный, и в реквизитную, и в костюмерную. И я плавала в этом творчестве».

Этот сплошной праздник жизни чуть не прекратился однажды, поскольку родители вместо того, чтобы отдать дочь в художественную школу, направили её в музыкальную. Но очень скоро и отец, и мать поняли, что любовь к рисованию у дочери не блажь и не прихоть, а настоящий зов души. Поэтому через год, после водопада слёз, Ирину отдали учиться в художку.

 

В Белгороде работают выставки, посвящённые 95-летию Александра Мамонтова - Изображение Фото: Арина Беседина

 

Подготовку к поступлению в Харьковский художественно-промышленный институт мудрый отец доверил своим друзьям, которых считал мастерами в области рисунка и живописи.

«Папа сказал, что дети обычно родителей не слушают, – говорит Ирина Александровна. – И со мной работали мои наставники, у которых я часто бывала в мастерских – Марат Парахненко и Равиль Салихов. Отец ставил передо мной творческую задачу, я её исполняла, а мои учителя корректировали, направляли. Поэтому я легко поступила и окончила факультет станковой графики».

Чёткий план

После окончания института Ирина Мамонтова преподавала, работала в Художественном фонде СССР и продолжала учиться у своего отца:

«Нас учили те же преподаватели, что и папу, только уже в возрасте, и я понимала, насколько это умные и глубокие педагоги. Они, прежде всего, формировали личность. Отец так же относился к своим ученикам. И ещё я видела, как он работает над эскизами к спектаклям. Он настолько вживался в материал, что прорабатывал каждую мелочь. Он не был так строг ко мне, как к себе самому: очень переживал, насколько точно попадает в образ, в идею. Я видела эту серьёзную внутреннюю организацию и понимала, что он очень глубокий человек и выдающийся художник».

При всей творческой натуре Александр Павлович действительно слыл человеком высокоорганизованным. Многие художники удивлялись тому, что в его мастерской никогда не водился так называемый творческий беспорядок, всё здесь знало своё место. Да и сам художник ходил туда как на службу – в 8 утра уже стоял за холстом, короткий перерыв на обед, и вновь – к работе:

«В этом плане папа был, я бы сказала, эстет: мастерская в его понимании была мастерская, а дом – это дом. И у него всегда был очень чёткий план, что и как делать. Но, конечно, отец любил и сам процесс. Мама выращивала на даче цветы, и папа вдохновенно их писал. Он был настоящий цветовик и очень любил палитру белгородской природы».

Тем временем в творческой семье Мамонтовых подрос ещё один художник – младшая дочь Анна. По словам старшей сестры, ей посчастливилось идти по проторённому пути, не доказывая родителям, что девочка имеет право стать художником. А теперь уже и внучка Александра Мамонтова не расстаётся с карандашом, сейчас увлечена мультипликацией.

Неудивительно, что такой творческий союз решился на соответствующий подарок к юбилею мужа, отца и деда:

«На выставке в «Родине» представлены картины не только папы, но и нашей мамы Аллы Николаевны, а также наши с сестрой. Мы впервые покажем учебные работы родителей, их эскизы, а также несколько картин, которые вообще никогда не экспонировались, мы их нашли в запасниках». 

Выставка будет работать до 17 декабря.

Арина Беседина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×