Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 ноября 2023,  18:11
 2846

Главное – звук. Какое наставление даёт преподаватель БГИИК Самсон Мовсесян своим студентам

Ежегодно 6 ноября поклонники одного из самых узнаваемых музыкальных инструментов отмечают День саксофона

Главное – звук. Какое наставление даёт преподаватель БГИИК Самсон Мовсесян своим студентамСамсон МовсесянФото: Арина Беседина
  • Статья
  • Статья

Своим появлением он обязан бельгийскому музыканту Адольфу Саксу, мечтавшему объединить возможности кларнета и валторны. Воплотить эту безумную, казалось бы, идею ему удалось в 1846 году.

Ну а потомки в знак благодарности за инструмент, способный легко переходить от чувственных мелодий к экспрессивным джазовым импровизациям, выбрали день рождения Адольфа Сакса в качестве праздника, объединяющего поклонников его изобретения.

Двор на двор

Сейчас концертом оркестра с саксофоном или индивидуального исполнителя никого особо не удивишь. А вот в конце 1980-х в провинциальном городе саксофонистов можно было по пальцам перечесть. Правды ради скажем, что и сегодня этот инструмент подвластен далеко не каждому. Чтобы освоить саксофон, нужна большая школа жизни. Примерно такая, какую довелось пройти саксофонисту, композитору и аранжировщику, преподавателю Белгородского государственного института искусств и культуры Самсону Мовсесяну.

Как и многие будущие музыканты, Самсон с детства рос в творческой атмосфере. Сама земля, взрастившая таких талантов, как Саят-Нова, Комитас, Арам Хачатурян, Арно Бабаджанян и другие, располагала к тому, чтобы однажды в Кировокане (сейчас Ванадзор) маленький мальчик очень захотел заниматься музыкой. Тем более что мама Самсона – Лариса Рубеновна пела и русские, и армянские народные песни, а папа – Санасар Симонович обожал древнеармянский дудук и сына заразил любовью к этому мягкому, певучему инструменту. Разумеется, родители заметили способности своего ребёнка, и чтобы проверить их, повезли Самсона в музыкальную школу на прослушивание, которое он прошёл успешно.

Первым его инструментом в музыкальной школе стала скрипка. Но мальчишка есть мальчишка – Самсон обожал футбол, причём и тут у него были явные задатки. Его утро зачастую начиналось не с гамм, а с пробежек, подтягиваний, отжиманий. Вечером же ждал очередной матч – двор на двор. А тут ещё педагог Седа Николаевна перешла в другую школу, и обучение игре на скрипке прекратилось. Зато в жизни Самсона появилась гитара – благодаря двоюродным братьям. Каждое лето Самсон ездил к ним в гости в Тбилиси и, видя, как те играют на гитаре, сам заинтересовался настолько, что тётя подарила ему инструмент. Так в 15 лет Самсон Мовсесян стал осваивать гитару.

 

Главное – звук. Какое наставление даёт преподаватель БГИИК Самсон Мовсесян своим студентам - Изображение Фото: Арина Беседина

«Это была студия гитаристов, где преподавал Артавадз Гумашян, – рассказывает он «Белгородской правде». – Он сам играл в популярной местной группе «Ванадзор» и учил нас по собственной методике: меньше теории, сразу аккорды, упражнения. А потом преподаватель дозированно давал теоретические знания: вот аккорд, из чего он состоит, вот гамма и так далее. И буквально через три месяца у меня состоялся первый концерт».

Артавадз Самсонович использовал для развития своих учеников и такую методику: давал задание снять песню просто со звука, записать аккорды. Первой композицией, которую Самсон Мовсесян успешно записал нотами, стала песня «Мы бродячие артисты». Далее пошли задания сложнее: «The Beatles», «Bee Gees». Формировал учитель и музыкальный вкус своих учеников: просил слушать таких гитаристов, как Карлос Сантана, Джордж Бенсон, причём пояснял, что любовь к ним придёт не сразу. Зато в одно мгновение юный гитарист проникся колдовскими интонациями начинающей тогда певицы Уитни Хьюстон. Виниловая пластинка, купленная по совету преподавателя, стала своего рода маячком, который однажды привёл Самсона Мовсесяна к джазу.

 

Самсон Мовсесян со студентами Самсон Мовсесян со студентами / Фото: Владимир Юрченко (архив)

Занимался бесконечно

Ещё одним его учителем стало радио. Да-да, то самое армянское радио, которое многое, кстати, рассказывало о музыке – о народных инструментах, о советских и зарубежных композиторах и исполнителях. 

«И на полном серьёзе средь бела дня оно могло передать: «Внимание, внимание, говорит армянское радио, передаём сигналы точного времени: в Ереване время сейчас вот-вот 12», – смеётся Самсон Санасарович. – И это могло быть и без пяти, и без десяти 12. Говорили всегда специально с акцентом, но очень серьёзным тоном: «Новости науки и техники: наш местный рационализатор-изобретатель дядя Ашот у себя дома соединил газопровод с водопроводом. Теперь у него дома в любое время сутка можно выпить свежей газированной воды». Вот с таким чувством юмора, с такими музыкальными вкусами я приехал однажды в Белгород и почти случайно попал на духовое отделение».

17-летним юношей Самсон Мовсесян отправился к бабушке и тёте в Днепропетровск, чтобы поступить в музыкальное училище. Но с одарённым юношей рядом оказался перекупщик из Белгородского культпросветучилища, который и уговорил попробовать свои силы в нашем городе. Юноша расценил это как знак и рискнул. Вторым знаком оказалось знакомство с Юрием Биляром – его тогда пригласили из Украины, чтобы из духового отделения сделать эстрадное, а оркестр – эстрадно-джазовым. Кстати, в следующем году этому коллективу исполнится 35 лет.

А саксофон пришёл, можно сказать, случайно – их в конце 1980-х только закупили. Самсон сначала играл на тромбоне, на тубе, освоил трубу. Но попробовал играть на саксофоне и сразу понял, что это последняя и окончательная музыкальная любовь:

«Недавно меня приглашали художники выступить на их празднике. Они учились когда‑то со мной на параллельных курсах. Вспоминали: мы, проходя по коридору, постоянно видели, как парень стоял и дудел. И на проходящих мимо никакого внимания не обращал. А какое внимание – я был поглощён инструментом и бесконечно занимался. Однажды попросил директора, чтобы меня пускали играть в воскресенье, потому что я отстающий и мне надо нагнать программу. Директор вызвал Юрия Николаевича: мол, что же у вас за отстающий такой? А Биляр в ответ смеётся: если бы все были такими отстающими! Посмеялись, но заниматься мне разрешили. Меня и однокурсники не всегда понимали: зовут в кино, а я отвечаю: не могу – я отцу дал слово, что буду лучшим».

Главное – звук. Какое наставление даёт преподаватель БГИИК Самсон Мовсесян своим студентам - Изображение Фото: Юрий Боград (архив)

Путь к успеху

Слово своё сын сдержал – не только освоил в совершенстве саксофон, играл в оркестре у самого Биляра, но и стал преподавателем, ведёт оркестр, ансамбль и уже выпустил в большую музыкальную жизнь не одного профессионала.

«Я рассказываю студентам, что путь к успеху не короткий – я сам только через восемь лет постоянных репетиций почувствовал, что научился управлять звуком, – говорит Мовсесян. – Я преподаю более 25 лет, и за это время выпустил столько студентов, что не перечесть. Многие из них сейчас руководят оркестрами в области, работают в нашей филармонии, есть те, кто покорил и Москву, и заграницу. Но самое приятное, что мы до сих пор в контакте, постоянно общаемся. Особо мне дороги случаи, когда мои ученики цитируют меня же. С первого занятия я говорю им, что самое важное – научиться правильно дышать и добиться красивого звука. И вот эту фразу спустя 20 лет повторил мой бывший студент – Евгений Минев. О нём вышла статья в английском журнале. В ней он процитировал слова, которые однажды я сказал ему: «Главное – звук». Эта вырезка из журнала бережно хранится у меня».

Сегодня Самсон Мовсесян – профессиональный саксофонист, джазовый вокалист и исполнитель музыкальных композиций на дудуке, совмещает преподавательскую деятельность с многочисленными выступлениями. В его репертуаре – хоть вокальном, хоть инструментальном – столько композиций, что хватит на четырёхчасовой концерт, который порадует как любителей джаза, так и фольклора.

Арина Беседина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×