Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 ноября 2022,  12:15

«Людям нужно шоу». Чем покоряет публику саксофонист из Белгорода Дмитрий Соловьёв

В День саксофона «БелПресса» рассказывает о необходимости удивлять зрителя, важности сольной практики и необычных проектах музыканта

«Людям нужно шоу». Чем покоряет публику саксофонист из Белгорода Дмитрий СоловьёвДмитрий СоловьёвФото: Вадим Заблоцкий
  • Статья
  • Статья

Дмитрий Соловьёв – управляющий концертным оркестром духовых инструментов белгородской филармонии, солист проектов «Команда бодрого настроения «Жара» и Jordan Brass Band. Но большинству белгородцев эти регалии ни о чём не скажут. А вот «прикольный чувак с дредами», зажигающий с саксофоном на городских концертах, наверняка запомнился многим.

Так вот это и есть Дмитрий Соловьёв – музыкант, не только профессионально исполняющий композиции на саксофоне, но и обладающий особой эмоциональной харизмой, которая помогает ему завоевать любовь зрителей.

Музыка победила

— Дмитрий, как вы пришли в музыку?

— У меня в семье нет музыкантов. И я вообще должен был стать спортсменом – занимался баскетболом до 11-го класса, и была возможность дальше продолжать профессионально развиваться в этом направлении. Но не сложилось: музыка победила. Поэтому после школы, без всякого музобразования, я поступил на эстрадно-джазовое отделение колледжа культуры и искусств, к Биляру Юрию Николаевичу. Просто было огромное осознанное желание заниматься музыкой.

— Почему из всех инструментов выбрали саксофон?

— А я не выбирал (улыбается). Хотел поступить на гитару, как и большинство абитуриентов. Конечно, есть те, кто приходит учиться играть на духовых инструментах, но таких единицы. На каждого духовика – 5–6 гитаристов. А берут одного. Меня вот не взяли. Предложили трубу или саксофон. Я выбрал саксофон, потому что его на то время хотя бы слышал. Например, тему из «Розовой пантеры» и музыку из фильма «Эркюль Пуаро». А с трубой тогда я был мало знаком. Но сейчас, если бы всё повернуть, не знаю, как поступил бы. Потому что и труба мне тоже очень нравится.

 

«Людям нужно шоу». Чем покоряет публику саксофонист из Белгорода Дмитрий Соловьёв - Изображение Фото: из личного архива Дмитрия

 

— Каким был ваш первый инструмент?

— Я купил его, кажется, в конце первого учебного полугодия у своего преподавателя. Это был чешский Amati. Я слышал, как он звучит, как мой преподаватель на нём играет. И конечно, по сравнению с тем инструментом из нашей инструментовки, которым я пользовался первое время, это было небо и земля.

Стоил он прилично – пришлось влезть в долги. И я очень благодарен маме, которая меня поддержала, ведь я на тот момент ещё не работал. Но свой инструмент есть свой инструмент: никто тебя не ограничивает хотя бы во времени пользования. Правда, дома я никогда не занимался. Зато, как и многие наши духовики, приходил в колледж с утра пораньше – часов в 5–6 – и пока ещё голова свежая, спокойно занимался. Материал как раз хорошо утром ложится.

— Тяжело было освоить саксофон?

— Первые два года учёбы – это даже не техника, а постановка звука. Это основа, фундамент, базовое время, когда у тебя вырабатывается свой тембр. Это длинные звуки на динамику. Бывало, стоял и полчаса длинные звуки дул. У тебя формируется правильное дыхание, работа диафрагмы. Многие думают, что главное – хорошая дыхалка. Но это не совсем так, потому что духовики дышат по‑другому, диафрагмой. И у тебя не получается извлечь из инструмента звук не потому, что у тебя слабая дыхалка, а потому, что ты неправильно дуешь.

Многие на этом акцент не делают, упирают на технику, и потом у них большие проблемы со звуком. Ну и, конечно, нужны классические упражнения: гаммы, этюды, арпеджио – без них никуда.

— А я думала, саксофон – это больше про импровизацию.

— Когда его изобрёл Адольф Сакс, ни о каком джазе и речи не было. Саксофон относился к классической музыке. Хотя вот сейчас саксофон как классический сольный инструмент используется очень редко. И в симфоническом оркестре как базового инструмента его практически нет. 

 

«Людям нужно шоу». Чем покоряет публику саксофонист из Белгорода Дмитрий Соловьёв - Изображение Фото: из личного архива Дмитрия

 

Обычно саксофониста просто приглашают на конкретные вещи, часто ради одной мелодии. А что касается импровизации, то она без знания джазовой гармонии нереальна. У нас в колледже занятия по ней были, а вот выпускники музучилищ – не только саксофонисты, но и пианисты, трубачи, тромбонисты – играют только классику и академические произведения. Поэтому с эстрадными, приджазованными коллективами, кавер-группами, которых сейчас так много, им будет сложно выступать. Хотя с культурой звука у них всё правильно. Но манера исполнения у классического саксофониста и эстрадника разные.

Сам я к импровизации долго шёл. И продолжаю идти. Но когда мне на первом уроке преподаватель сказал: «Давай играй! импровизируй!» – я испугался. Потому что ты можешь знать тысячу джазовых фраз, тысячу секвенций, но их ещё надо уметь грамотно использовать. А до 2000-х у нас этого материала просто не было, все за ним охотились, друг у друга переписывали. Это сейчас с интернетом всё есть: тысячи темников, тысячи композиций, ноты – импровизируй – не хочу. И живой коллектив не нужен. Хотя с живым коллективом саксофонист как раз и должен играть. И выступать как можно больше.

— Почему?

— Отсутствие концертной практики плохо сказывается на всех музыкантах – как на вокалистах, так и на инструменталистах. Ты можешь замечательно играть или петь, но когда выходишь на сцену – руки-ноги дрожат, горло зажато, тебе страшно.

А вот когда ты тысячу концертов дашь… Как только артист начинает вести себя раскованно на сцене – у него сразу всё получается. Когда ты перестаёшь думать о нотах – возьму или не возьму, когда на сцене устраиваешь шоу – ты уже далеко пошёл. Людям нужно шоу, какую бы ты музыку ни играл. В зал, на концерт, на площадь приходят прежде всего зрители и только потом – слушатели.

 

«Людям нужно шоу». Чем покоряет публику саксофонист из Белгорода Дмитрий Соловьёв - Изображение Фото: из личного архива Дмитрия

 

Что бы ты ни играл, они запомнят, как ты вышел, в чём был одет, будут обсуждать, как ты, например, сделал сальто в третьем номере, а не как ты не смог взять какую‑то ноту. На сцене нужно вести себя соответствующе: завести народ, взаимодействовать с публикой. Человек достал фотоаппарат – ты подходишь к нему. Люди счастливы, когда к ним подходят.

А ещё поведение на сцене и манера исполнения должны соответствовать музыке, которую ты исполняешь. Но всё это приходит с опытом.

Практика и халтуры

— А опыт у вас, надо думать, весьма богатый…

— Сначала я практиковался в «Биляр-бенд» при оркестре. А это куча концертов – и в колледже, и по области, и в других областях. И во многих вещах у меня была импровизация. Не совсем своя – я её «снимал». Но всё равно это сильно развивало слух и мышление: ты примерно понимал, как играет музыкант. Иногда давали ноты, и ты вставал, выходил к сцене и играл соло.

Потом в «Юбилейном» был оркестр – меня туда пригласили. А потом захотелось самому играть. Тогда уже появились минусовки, под которые я мог сам играть, без коллектива. И не просто играть – а зарабатывать на этом, потому что уже возраст, семья, дети. Заказчик же чаще всего не может оплатить живой коллектив, а одного музыканта может. Поэтому у нас это так распространено: один вокалист, один саксофонист, один баянист…

 

«Людям нужно шоу». Чем покоряет публику саксофонист из Белгорода Дмитрий Соловьёв - Изображение Фото: из личного архива Дмитрия

 

— Дмитрий, а расскажите о самых интересных своих халтурах?

— Я халтуре очень благодарен. Начинал халтурить, как все – с пюпитром, с талмудом нот, не особо понимая, что людям нужно. Пытался играть одно, другое – но всё было не то. Потом, со временем, понимаешь, какой нужен репертуар, где что зайдёт, а что не зайдёт. Умеешь уже правильно общаться с заказчиком и вытягивать из него нужную тебе информацию.

Халтурил я везде, где только можно. На свадьбы часто звали – да и сейчас зовут. Первая моя халтура была вечером 31 декабря под домом возле музучилища. Это был мой первый опыт игры на саксофоне на морозе. Инструмент мгновенно стал ледяным, подушечки пальцев перестал чувствовать. Благо, заказчик увидел, что я замерзаю, и откуда‑то из‑под полы достал бутылку водки. Я играл для его девушки – она на первом этаже жила. Минут 15 играл. Но она вышла, села в машину и уехала с другим. Однако это не потому, что у меня плохо получалось (смеётся)– дело в их отношениях. Это был мой первый заработок наличными – для студента вполне приличный.

Всякое было. И детей из роддома забирали под музыку. А однажды (я тогда только начинал) девушка меня пригласила поиграть – такой подарок на день рождения мужу сделать захотела. И я играл. А хуже нет играть, когда человек сидит рядом, буквально в полуметре, и ты должен делать это тихо-тихо. Это очень тяжело. Но, в общем, создал я им атмосферу.

А на днях у меня вообще подстава случилась. Позвали в Шебекино на девичник, поиграть минут 20. Приезжаю: ни обещанного диджея, ни музыки: сидят шесть барышень, а перед ними фокусник выступает и уже не знает, как их развеселить. Но ничего, я и без музыки устроил шоу, хотя это очень тяжело. Потому что, когда ты играешь под минусовку, у тебя есть вступление, проигрыши. А здесь ничего, ты один. И даже гармонического инструмента, который делает красивой твою мелодию, нет. Но я уже знаю, как выкручиваться в таких случаях: обычно эффектно выхожу под Strangers in the Night, а дальше ориентируюсь на контингент.

 

«Людям нужно шоу». Чем покоряет публику саксофонист из Белгорода Дмитрий Соловьёв - Изображение Фото: из личного архива Дмитрия

 

Зато вместо 20 минут поиграл 5–7. Когда меняешь подряд несколько тем, возникает эффект, что ты сыграл много. Девушки со мной сфотографировались – все довольны и счастливы остались.

— А на свадьбу какую программу чаще заказывают?

— Тут несколько вариантов. Первый – welcome: когда гости собираются и ты играешь какую‑то лёгкую ненавязчивую музыку. Здесь не нужно никаких глобальных композиций а-ля «Титаник»: это не концертный номер. Наоборот, нужна фоновая музыка: лёгкий джаз, соул, местами фанк, чтобы создать людям хорошее настроение. Второй вариант – не только на свадьбе, но и на дне рождения, например: первое застолье. Почему первое? Потому что все ещё трезвые и могут воспринимать саксофон как сольный инструмент. Здесь можно работать и вместе с вокалистом. 

Обычно первый блок застолья заканчивается танцем молодых. А после начинается уже танцевальный блок, и саксофон становится не нужен.

Играть для счастья

— Сейчас вы на чём играете?

— На филармоническом Selmer. Хороший инструмент. Но я вам даже не скажу, какой именно саксофон я бы хотел лично для себя купить. Любой брендовый будет хорошим. Но каждый музыкант подбирает инструмент под себя. Поэтому, прежде чем купить, на нём нужно поиграть.

Одни хотят один звук, другие – другой. Эбонитовый мундштук или металлический. Я уже давно играю на «металле». Мне нужен резкий звук, «мясо». Саксофон, как по мне, должен быть громким. А кто‑то любит, чтобы он был немного гнусавым. Так что каждый под себя индивидуально выбирает и инструмент, и мундштук, и размер трости… 

 

Видео с канала Дмитрия Соловьёва

 

— А вообще саксофон – сложный инструмент? Если человек уже в сознательном возрасте захочет его освоить, у него получится?

— Несколько лет назад ко мне мужчина на мероприятии подошёл и спрашивает: «Сколько ты играешь?» Я говорю: «15 лет». «А учился сколько?» – «15 лет!» (смеётся). Я давно играю, но с каждым годом понимаю, что мой багаж так мал и его можно ещё расширять, расширять и расширять. А расширяется он за счёт классных музыкантов, с которыми ты работаешь. Очень хорошо развивает работа с живыми коллективами.

Что касается возраста, меня часто спрашивают: «Мне 35 лет, могу ли я научиться играть на саксофоне?» Да, и только да! Потому что в сознательном возрасте человек мотивирован сам, его не привели за ручку в музыкальную школу. Он проще запомнит нотную грамоту, потому что сам этого хочет. И то, что студент в музыкальной школе проходит за год, осознанный человек, который хочет заниматься, освоит за месяц. К тому же он может позволить себе купить инструмент. 

И у многих это получается – люди становятся профессиональными музыкантами, хотя начали заниматься в зрелом возрасте. Было бы желание. У меня был ученик – хозяин СТО. Я его консультировал. Так вот он после работы закрывал гараж, доставал альт-саксофон и играл на нём, потому что ему это нравилось.

— Саксофон и саксофонисты сейчас востребованы?

— Да, сейчас этот инструмент востребован во всех стилях музыки. Потому что постоянно открываются какие‑то новые стили, коллаборации, совмещения. И в принципе во всех стилях саксофон используется. Тем более что они бывают разных видов: баритон подходит для одних стилей, сопрано, альт, тенор – для других. У меня как‑то был сопрано. Хотя это очень специфичный инструмент, на нём нужно постоянно заниматься, а у меня на это времени не хватало. Поэтому я везде на теноре. У него такое более мужское звучание. Но и сопрано мне нравится.

 

Видео с канала Дмитрия Соловьёва

 

Саксофон может прокормить, но это зависит не только от таланта музыканта, но и от размеров города. Одно время я работал в Москве – да, играя там, можно хорошо зарабатывать. А в Белгороде нас 5–6 саксофонистов, которые коммерчески выступают, – и это уже достаточно много. Нужно чем‑то выделяться.

Я, например, единственный, кто сам клипы себе снимает. Мы с «Жарой» одни из первых начали делать ролики, потому что со временем пришло понимание, что, если ты какой‑то продукт продаёшь, то его надо красиво упаковать и преподнести. Надо чем‑то удивлять заказчиков. Они сейчас часто спрашивают: «А какой у вас есть интерактив с публикой?» И это даёт толчок для развития. Ты не можешь остановиться: конкуренция вынуждает развиваться.

— К слову, о развитии. Какие у вас планы на будущее?

— В этом году хочу сыграть на саксе и записать несколько классных вокальных песен. С «Жарой» у нас скоро должен получиться интересный проект. С Brass мы сейчас делаем авторские аранжировки. Поняли, в каком направлении двигаться, что народу заходит.

Будем авторскую музыку писать. Может быть и свою музыку напишу – до неё руки постоянно не доходят. Ещё у нас есть проект «Жигули» – я там коммерческий директор. У вокалиста там – сумасшедший диапазон, хотим сделать трибьют Лепса. Потому что это точно будет востребовано не только в нашем, но и в других городах.

 

Видео с канала Дмитрия Соловьёва

 

— Наверное, глупо спрашивать о хобби с учётом вашей загруженности по музыкальной линии?

— Ну почему же. Я состою в баскетбольной команде «Адреналин». Играем в Белгородской любительской лиге. Ещё рыбалкой увлекаюсь. Есть свой канал на YouTube – «Горе-рыбаки». Много чего интересного у нас с ребятами на рыбалках происходит – снимаем об этом юмористические ролики и раз в полгода выпускаем фильм. На велосипеде люблю покататься. Ну и киноман страшный: люблю хорроры, фантастику, сериалы.

— Только не говорите, что вы всё это умудряетесь вписать в семейную жизнь?

— Скажу! Я женат, трое детей. Старшему Кириллу – 18, он сейчас по баскетболу идёт, хотя учится у нас в колледже. И двое малышей: Еве – 5 лет, а Радику – 3. Мне просто повезло с женой: Ольга прекрасно понимает, когда мне нужно уехать на концерт или гастроли, даже на месяц. Знает, что я еду не развлекаться, а работать. Да и полезны такие поездки: ты перезагружаешься, скучаешь по семье. А приезжаешь – счастье. Так что да – я счастливый человек.

Беседовала Тамара Акиньшина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×