Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 сентября 2014, 10:53
 Ирина Дудка 5393

Вернёмся к нашим баранам

У Белгородской области есть перспективы по овцеводству

Вернёмся к нашим баранам Фермер Анатолий Косилов с ягнёнком собственной породы. Фото Ирины Дудки
  • Ирина Дудка

В последние годы некоторые эксперты стали высказываться о том, что овцеводство в Белгородской области неперспективно. Возможно, концепция импортозамещения заставит взглянуть на эту отрасль другими глазами.

Шерсть нам не нужна…

Российский рынок баранины – непаханое поле, а её производство, как и говядины, наша слабая сторона. Основные производители сосредоточены в Дагестане, на Ставрополье и в Московской области. По данным исследования маркетингового агентства ROIF Expert, значительная часть российских потребителей сталкивается с импортным замороженным мясом либо с продукцией на основе баранины. В числе лидеров по поставкам - Австралия, Новая Зеландия и Молдова. По данным Евразийской экономической комиссии, в 2013 году в страны Таможенного союза только из Австралии завезли 6,3 тыс. тонн баранины и козлятины на 27,4 млн долларов, за 5 месяцев этого года – 1,8 тыс. тонн на 8,1 млн долларов. Практически всё это мясо предназначалось для России.

С августа Австралия прекратила завоз баранины в Россию, продемонстрировав таким образом свою реакцию на авиакатастрофу с малайзийским «Боингом». Эта ситуация открывает новые возможности для отечественных производителей. Месяцем ранее Россельхознадзор запретил импортировать вырезку и мясные полуфабрикаты из Молдавии, оставив разрешение только на ввоз свинины, говядины, баранины и конины только в виде туш.

В Белгородской области поголовье МРС по данным на 1 августа 2014 года составляет 101,2 тыс. голов, из которых овечки 75,2 тыс. Сто лет назад оно было на уровне 758 тыс. голов овец и коз. К слову, поголовье свиней тогда составляло всего 204 тыс. В советское время область тоже не отставала в развитии этого, как принято считать сейчас, нетрадиционного для региона направления животноводства – почти в 600 тысяч особей.

«Раньше овцеводство строилось в направлении шёрстной продуктивности и повышения её качества, потому что говорили, что мясо можно получить при разведении свиней и птицы, а овца должна разводиться для шерсти, – рассказывает декан технологического факультета Белгородского государственного аграрного университета им. В.Я. Горина, профессор, доктор сельскохозяйственных наук Павел Корниенко. – В перестроечные времена Черномырдин произнёс тезис о том, что шерсть нам не нужна. Овца начала терять позиции по всей стране, даже в тех регионах, которые были ведущими по овцеводству. В первую очередь потому, что мы все годы наращивали производство шерсти и практически игнорировали мясное направление».

Шерсть и поныне остаётся невостребованной. Килограмм шерсти стоит 30 рублей, в среднем с одной овцы настригается 3 кг шерсти, а стрижка овцы обходится в 200 рублей. Не стоит выделки ни овчинка, ни шерстинка.

Сам себе зоолог

Некоторые эксперты говорят о том, что овцеводство сродни экологической катастрофе: овца вытаптывает травяной покров, в результате чего дожди размывают почву и она быстро подвергается эрозии.

«Это происходит только в том случае, если идёт перенасыщение, к примеру, в советское время в колхозе «Страна Советов» на 9 тыс. гектаров общей земли было сосредоточено 20 тыс. овец, и земля действительно превращалась в пустыню, – поясняет Павел Корниенко. – Фермерские 300-500 голов не способны нанести большого вреда природе. К тому же овечий навоз является хорошим удобрением».

По мнению Павла Корниенко, разведение мясных пород перспективно – спрос на баранину в области не ограничен.

«Востребована молодая баранина, нужно отрегулировать структуру стада, чтобы было больше молодняка, – говорит профессор. – Это сезонный продукт: осенью загнали в загул, весной получили молодняк, до осени откормили и забили. Торговые сети этого не учитывают и требуют, чтобы им поставляли мясо круглогодично, тем самым тормозят развитие овцеводства».

Остановилась и племенная работа, которая раньше контролировалась на уровне государства. Сейчас каждый предоставлен сам себе, в такой ситуации сложно организовывать селекционную работу.

«Мощнейшим фактором развития породного овцеводства является искусственное осеменение, но при поголовье меньше тысячи овцематок экономически неэффективно держать баранов-производителей, пробников, оборудовать лабораторию по получению спермы и её разбавлению, – продолжает он. – Поэтому фермеры вынуждены пользоваться тем, что у них есть, в лучшем случае обмениваться друг с другом. Племобъединение тоже на своих хлебах, а выведение породы – долгий и дорогостоящий процесс».

Курдючная романовка

По данным регионального департамента АПК, разведением овец в области занимаются 535 фермеров. Один из них Анатолий Косилов из села Дорогощь Грайворонского района – своими силами он пробует вывести новую породу. За семь лет, которые Косилов занимается овцеводством, отара с 6 овец разрослась до 250.

«Купил овец романовской породы, они многоплодные, матка может принести до 5 ягнят за два года, но маловесные – в год барашек весит всего 17 килограммов – и скрестил их с курдючными баранами гиссарской породы, их в своё время в Белгородскую область завезли переселенцы из Киргизии, – рассказывает фермер. – Эти бараны крупные – до 180 кг, и мясо у них без характерного специфического запаха, вкусное, сочное. Минусы у породы в том, что они малоплодны – матка приносит всего одного детёныша раз в год».

Такая особенность гиссарских овец объясняется тем, что животные пасутся в горах и весь год находятся на естественном корме. Поскольку зимой еды мало, то овцы используют накопленный за период откорма жир из курдюка. Если у матки будет больше одного ягнёнка, то до весны она просто не доживёт. В Белгородской области вопрос с кормами на зиму решает хозяин, а не природа. Анатолий Васильевич скрещивает в новой породе лучшие качества обеих. Сейчас у него уже третье поколение «курдючной романовки».

«Это очень кропотливая работа: чтобы получить крупную овцу с курдюком, нужно провести 2-3 окота и каждый раз отбирать тех, которые соответствуют нужным параметрам, – продолжает он. – Первый раз овцы принесли по одному ягнёнку, но судить о результатах можно только по второму-третьему окоту, и если на третий раз хоть одна овечка принесёт двойню – её можно оставлять».

Ягнята смешанной породы видны и неспециалисту – они крупнее романовских и, несмотря на молодой возраст, уже имеют небольшой курдючок. К году полукровки будут весить около 30 килограммов, в два – дорастут до 50.

Из всей отары у Косилова романовок сейчас осталось не больше десятка, остальные –представители «новой породы». После стрижки у Косиловых остаются горы шерсти, которую приходится просто выбрасывать – натуральное сырьё ныне никем не востребовано.

«Некуда её сдавать, мы говорим: хоть бесплатно заберите, так не берёт никто, выбрасываем», – сетует супруга фермера Вера Михайловна.

Два года назад об овцеводстве в Белгородской области заговорили с новой силой: надо развивать, увеличивать, наращивать, помогать. Разработали соответствующую программу до 2015 года. По данным департамента АПК в 2012-2013 годах гранты на организацию собственного хозяйства на общую сумму в 5,1 млн рублей получили четыре фермерских хозяйства. Ещё один грант на 6,8 млн рублей выдали на развитие семейной животноводческой фермы.

Согласно этой программе в области должны были появиться и племенные центры, и пункты по приёму шерсти и выделке шкур, но масштабных изменений в этом направлении не случилось.

И на барана, и на новые ворота

С нынешнего года начала работать новая программа, рассчитанная до 2020 года. По ней сельчане могут получать финансовую поддержку от области для развития малых форм хозяйствования. В нынешнем году на развитие семейной животноводческой фермы грант в 7 млн рублей получил один фермер.

В настоящее время в области реализуется пять проектов по развитию овцеводства по программе «Семейные фермы Белогорья». Объём инвестиций по ним составляет свыше 55 млн рублей. Кроме того, работает механизм возмещения части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, которые были выданы мелким фермерским хозяйствам.

Департамент АПК с 2009 года реализует программу поддержки начинающих предпринимателей. На развитие овцеводства за весь период её действия 41 человек получил гранты на сумму 12,3 млн рублей.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×