Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 сентября 2014, 10:29
 Анастасия Русанова, Михаил Колосов 2034

Уезжаю на фронт, распишите нас

Белгородцы Станислав и Екатерина Ивановские пронесли рождённую на войне любовь сквозь десятилетия

Уезжаю на фронт, распишите нас Фото из архива Екатерины Ивановской
  • Анастасия Русанова, Михаил Колосов

«Смотри, Ромео, чтобы это у тебя с Машей было на всю жизнь!» – напутствует в знаменитом фильме «В бой идут одни старики» молодого влюблённого товарища лётчик-истребитель гвардии капитан Титаренко. Именно так, на всю жизнь, связала судьба молодого штурмана ночного бомбардировщика и юную девушку.

Наверное, сейчас в Короче нет ни одного человека, который бы не помнил Станислава Ивановича Ивановского и не знал его жену Екатерину Александровну. Большую часть жизни эта семья посвятила школе, хотя никто из них и подумать не мог, что именно так сложится судьба.

Станислав Иванович родился в городе Киеве в 1921 году. С детства был приучен к труду, отсюда с самых ранних лет – любовь к спорту, труду над самим собой. Заветной мечтой Станислава была карьера лётчика, и он уверенно шёл к цели – после школы окончил курсы парашютистов и в 1940 году по комсомольской путёвке поступил в Роганское лётное училище. С началом войны недоучившихся курсантов досрочно выпустили и направили в различные боевые части. С этого момента и начался героический путь Ивановского Станислава, попавшего в 719-й авиаполк ночных бомбардировщиков.

Очень много воспоминаний о первом боевом полёте Станислава: «Навсегда запомнился мне мой первый боевой вылет. Я – штурман, а моим лётчиком оказалась молодая девушка Мария». В том, самом первом, вылете на вражескую станцию с танками и боеприпасами, расположенную в Донбассе, было сброшено двенадцать бомб, операция прошла успешно. Штурман был вторым и последним членом экипажа самолёта, который прокладывал маршрут и определял местонахождение самолёта. Особенно важную роль играли в ночной авиации талант и опыт штурмана – в темноте без них на свой аэродром не вернёшься. Также штурман отвечал за выбор цели, бомбометание, пулемётный огонь, наблюдение и разведку.

Самое трудное время для лётчиков, по воспоминаниям Станислава Ивановича, пришлось на зиму 1942 года, под Сталинградом. Морозы стояли страшные, а военные жили в неприспособленных домах, каждую ночь совершая по 3-4 боевых вылета. А позже 719-й авиаполк, в котором служил Станислав, переправили на курскую железнодорожную станцию Кшень, сегодня – посёлок городского типа.

Под руководством лётчиков всё население восстанавливало и подготавливало лётную полосу. Так они и встретились, ученица 10-го класса школьный секретарь комсомольской молодёжной организации Екатерина и молодой лётчик выпускник Станислав. Зародилась дружба, переросшая в светлое чувство – любовь.

Показательно, что в наши дни и там помнят о героях этой истории. Несколько лет назад газета «Нива» Советского района, куда сегодня входит Кшень, писала:

«Боевой путь полка начался в июле 1941 года под Харьковом. Состоял он из 3 эскадрилий, куда входили 72 самолёта Р-5 выпуска 1931 года. Основным предназначением полка была бомбардировка переправ, аэродромов, складов, огневых точек, скоплений техники и живой силы противника. Девиз лётчиков 719-го авиаполка: «Ночь – кошмар для врага». Сто- и пятидесятикилограммовые бомбы подвешивались снаружи, а мелкие загружали в кассеты. Сбрасывание бомб производилось штурманом.

Одним из лётчиков-штурманов был С.И. Ивановский (муж старшей дочери А.Д. Коптева, Екатерины). Здесь все знали друг друга ещё до формирования, поэтому коллектив отличался сплочённостью и дружбой… Мы, кшенцы, гордимся, что на нашей земле жили, росли, любили, боролись с врагом, строили оборонительные сооружения хорошие люди. Они оставили тёплый след на земле».

Война разлучила влюблённых: полк Станислава должен был улетать, он пообещал писать и сдержал своё слово. Самым страшным боем для штурмана стала битва под Прохоровкой, когда в одной из воздушных атак самолёт, в котором находился Станислав, был подбит, лётчик погиб, а штурмана, без сознания, обгоревшего, нашли и привезли в госпиталь местные жители. Там, находясь без сознания 15 суток, он боролся за свою жизнь, а всё это время в собственном полку его считали погибшим…

Когда в 1944 году, после ранения, в связи с которым Ивановскому запретили летать, он ехал на лечение в Кисловодск, уже выпускница Екатерина стала его женой. Вот как она сама вспоминает об этом: «Мы гуляли с ним, и вдруг он говорит: «Мне надо зайти», смотрю, а мы возле здания, на втором этаже написано «ЗАГС», пришли туда, и он говорит: «Я уезжаю на фронт, распишите нас». Так, 5 мая мы и поженились». После лечения Станислав попал в другой полк и продолжил служить в штабе. Участвовал в освобождении Румынии, Болгарии, Венгрии.

Карьера военного закончилась для Станислава в 1946 году. Тогда он ещё находился в Румынии, куда к нему приехала жена. Вспоминая тот день, Екатерина Ивановна смеётся: «Я вышла на перрон из поезда, он постоял пять минут и уехал, а я стою – и не знаю, что делать. Помню, что в валенках была. Увидела русскими буквами написано «Комендатура», я туда. А там стоят румыны и лопочут что-то быстро-быстро. Я к ним подошла и только поздороваться успела, а они как расхохочутся». В Румынии Екатерина жила со Станиславом, пока военным не дали разрешение разъезжаться. Молодожёны вернулись в Корочу, оба поступили в Курский педагогический институт. Оба после его окончания стали работать в Корочанской средней школе.

Само здание школы было практически разрушено, приходилось вести уроки по другим зданиям, перебегая за переменку из одного в другое. И Станиславу Ивановичу, уже директору, не давала покоя мысль о восстановлении школы. Вместе со своими московскими друзьями он добился приёма у самого Калинина и получил средства на восстановление школы. В этом нелёгком деле ему помогали практически все жители города.

«Он очень любил своих учеников, ходил вместе с ними в походы, строил лодки, читал им познавательные лекции, – вспоминает Екатерина Ивановна. Под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто!» он трудился на благо школы, отдавая ученикам силы и знания до 1972 года, когда он ушёл из жизни. Сегодня Екатерина Ивановна с неослабевающей любовью и ясностью хранит воспоминания о своём муже. И этой памяти можно только поклониться».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×