Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 мая 2022,  09:42

Рецепт выживания. О чём рассказывает новая книга Андрея Кулабухова

Рецепт выживания. О чём рассказывает новая книга Андрея КулабуховаФото: Владимир Юрченко
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Без преувеличения, настоящим учебным пособием по сохранению целой отрасли в трудных условиях стала презентованная в апреле книга экс-начальника областного управления культуры Андрея Кулабухова «Служение делу, на благо людям».

Автор утверждает: она всегда актуальна, ведь со сменой эпох сменяют друг друга и трудности. Почётный гражданин Белгородской области, которому в июле исполнится 81 год, рассказал «Белгородской правде» о новом издании.

«Значит, нас не сдадут»

— Андрей Владимирович, что вас побудило написать эту книгу, по сути, антологию развития культуры в Белгородской области за 23 года?

— Это желание зафиксировать бесценный опыт, который мы приобрели в тот непростой период. Последние годы советской власти, развал страны, промышленности, сельского хозяйства… Я описываю, как нам удалось в эти тяжёлые годы сохранить в нашей культуре всё накопленное, и более того – сделать рывок в сторону развития культурной жизни.

В книге – и рассказ о людях, работниках культуры, которые трудились в эти годы, от начальников до директоров маленьких сельских ДК. Их самоотверженный труд не должен быть забыт.

— Все отрасли после распада Союза пытались выжить по‑разному. Какими были ваши первые шаги?

— В то время, когда развалилась страна, когда зарплаты были нищенскими, да и те не выплачивались вовремя, я собрал заведующих отделами культуры районов и городов области, руководителей областных учреждений культуры и искусства, аппарат своего управления. Мы долго обсуждали, как жить дальше, как не развалить культуру, как её сохранить.

Сделали вывод: всем нам нужно просто хорошо работать. Если мы будем хорошо работать, то, как бы трудно ни было, мы будем заметны, нас будут видеть, мы будем нужны людям. А значит, нас не сдадут – напротив, сохранят и будут помогать.

Попутно мы стучались во все двери власти. Это было настоящее сражение за культуру. Приходилось выезжать в районы и доказывать начальникам недопустимость сокращения сети сельских клубов и библиотек (в отдельных районах были такие попытки). Обращались к бизнесу, к промышленникам. Просили помощи и поддержки – и нам помогали.

Культурные «пятилетки»

— Всё выше вами описанное – это разовые действия, точечный режим управления. Когда перешли к масштабной системной работе?

— А она уже существовала. Нас спас программный метод управления, который был внедрён ещё в 1986 году, спустя год после моего назначения на пост. В 1990-х он не прерывался. Каждые 5 лет утверждалась новая программа, в которой прописывались чёткие, поэтапные планы развития.

Все подразделения культурной сферы региона – народная культура, театральное, музыкальное, изобразительное искусство, музейное и библиотечное дело, охрана памятников и прочее – все они шли по понятной дороге.

— К чему же стремились в конечном итоге?

— Нам хотелось создать насыщенную культурную среду во всех населённых пунктах области. Хотели дойти до каждого жителя, вовлечь его в творчество, раскрыть его способности. Чтобы каждый белгородец был образованным человеком высокой культуры. Спасительной стала идея создания на селе так называемых модельных домов культуры, оснащаемых по единому стандарту, но настолько разнообразно, чтобы удовлетворить все культурно-досуговые потребности сельских жителей. Сеть модельных ДК очень быстро и широко распространилась по области, в деревнях и сёлах забурлила яркая жизнь.

Много работали и над совершенствованием своих внутренних рабочих процессов в органах культуры. Мне хотелось, чтобы рядом со мной были люди образованные. Поэтому мы ездили в многочисленные командировки для изучения великой русской и мировой культуры. Я ввёл для всех неофициальный свод служебных правил, например: руководитель сам неукоснительно следует всему тому, чего требует от подчинённых. Так нам удалось создать слаженно работающую команду единомышленников.

«И про нас снова вспомнили»

— В итоге, результаты вашей работы привели к тому, что на культуру в области выделялись невиданные в России 4 % регионального бюджета.

— Да. Наши старания не прошли даром. Нам удалось своим упорным трудом заслужить авторитет и поддержку. А во‑вторых, мы умели доносить до региональной власти важность культуры для всего населения и для развития области.

В книге приводятся примеры того, как работников культуры поощряли, поднимали зарплаты, обеспечивали жильём. Начиная с труднейшего 1993 года, область строила и капитально ремонтировала культурные учреждения, было создано множество новых музеев: Раевского, Станкевича, Щепкина, литературный музей и музей народной культуры в Белгороде. При мне была начата и после моего ухода в 2007 году завершена газификация учреждений культуры в сельской местности.

— Кто‑то из ваших коллег, воспитанных в те годы, до сих пор ещё трудится на благо области?

— Конечно, и немало. Правда, почти все заведующие муниципальными отделами культуры с тех пор уже сменились, последними покинули свои посты Валентина Шурховецкая из Вейделевского района, Анатолий Шевченко из Новооскольского округа.

А трудится до сих пор, например, художественный руководитель Белгородского драматического театра Виталий Слободчук. Однажды я его и тогдашнего директора филармонии Ивана Трунова отстоял – были те, кто настаивал на их освобождении от должности. И они впоследствии стали заслуженными деятелями искусств России.

Трудятся с тех пор директор областной научной библиотеки Надежда Рожкова и директор библиотеки для слабовидящих Елена Саруханова – я их в своё время назначал. Работают также директор музея-диорамы Мария Кугина, директор художественного музея Татьяна Лукьянова – она заняла пост уже не при мне, но по моей рекомендации.

Прошлое – фундамент настоящего

— Кого вы можете назвать из молодых?

— С ними я, к сожалению, мало знаком. Экземпляр своей книги я передал, например, директору Белгородского государственного центра народного творчества Максиму Шапошникову. О нём хорошо отзываются, Центр сейчас находится на крупномасштабном капремонте, это замечательно. Но я не знаю, какая там политика будет проводиться. Одни развивают народную культуру, другие делают при этом упор на модные направления, жанры.

Тут важно понимать: классические и народные произведения исполняются веками. Веками существуют музыкальные инструменты, народные песни и танцы. Развивая современные, новомодные виды искусства, необходимо помнить обо всех этих первоисточниках. Иначе здание культуры останется без фундамента.

— Этому есть примеры?

— У нас в области сегодня нередко на несколько ДК в районе всего один баянист, в то время как раньше были десятки баянистов, гармонистов. Будет беда, если мы потеряем этот народный инструмент. Даже центральное телевидение в лице Андрея Малахова с его авторской программой, где он собирает народные таланты, обращает внимание на актуальность этой проблемы.

Но есть и обратный пример: при мне на Белгородчину вернулись школьные балы, уроки бальных танцев для выпускников. Это не просто для красоты. Ведь что такое бальный танец в сравнении с обычной современной дискотекой, куда может прийти любой неподготовленный? Это эстетика, чувство ритма и рисунка танца. Наконец, это этикет, воспитание: на танцевальных вечерах молодые люди учатся подходить друг к другу, приглашать партнёра – искусство, которым далеко не все завсегдатаи дискотек владеют. С тех пор балы стали регулярным украшением площадей в Белгороде и в райцентрах, собирают множество зрителей.

— Андрей Владимирович, напоследок ваше пожелание сегодняшним труженикам культурной отрасли.

— Сохранить нами накопленное. Многое из того, что делалось в прошлом, имеет значение и сегодня. Надеюсь, что колоссальный опыт становления культуры региона будет востребован в современном обществе.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×