Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17 мая 2022,  10:36

Василий Яковлевич начинал… Как живёт обновлённая школа искусств в Бессоновке

Василий Яковлевич начинал… Как живёт обновлённая школа искусств в БессоновкеЗдесь есть своя костюмернаяФото: Павел Колядин
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Школу искусств в Бессоновке Белгородского района, как и многое другое, открыли по инициативе председателя колхоза имени Фрунзе Василия Горина 1 сентября 1974 года. За свою почти полувековую историю она сменила три здания. Последнее новоселье отметили в сентябре прошлого года – школа переехала в новое здание, построенное специально для неё.

Новое всё

На часах полдень, а в школе тишина, детвора сбежится часа через полтора, а пока есть время поговорить с директором Анной Криворученко. Она тут самая главная только последние два года, захватила время строительства и переезда.

«Это всё мой предшественник Анатолий Николаевич, он долго просил новое здание, капремонт старого очень сложный, и вот повезло», – не скрывает она радости.

Мы идём по коридору: класс домры, гитары, фортепиано, духовых инструментов, народный фольклор, театр. Для хореографии отдали целое крыло. Тут раздевалки для мальчиков, девочек, преподавателей, душевые, костюмерная и, конечно, зал с зеркалами.

Все кабинеты светлые, просторные, на стенах яркие тематические граффити. В коридорах пышут здоровьем огромные комнатные растения, их просто нельзя не заметить. Это наш вахтёр привезла шикарные цветы из дома, говорит, так ждала, когда школа откроется. Теперь они живое зелёное украшение.

Новую школу ждали давно. До переезда 197 учеников и 15 преподавателей каким‑то чудом размещались на 480 квадратных метрах, теперь в их распоряжении 700 «квадратов».

Старое помещение, где школа жила последние 25 лет, когда‑то тоже пришлось сильно перестраивать под её нужды. В одноэтажном домике с окнами у земли трудно усмотреть дачу генерала Алексея Фёдоровича Озерова – дореволюционного владельца сих мест. Дачу он построил в 1898 году, чтобы вывозить на лето жену Екатерину и четырёх дочерей. Семейство проживало в Харькове. В остальное время года за домом следили рабочие и прислуга. Сейчас от большого имения осталось лишь несколько старых лип за тем самым домом. В разное время в нём располагался и детский сад, и музей, и много ещё чего.

«Мы всё лето переезжали. Оказалось, у школы столько имущества! Хотя мебель обновили после строительства, доску интерактивную тоже. Инструменты у нас хорошие, их заменили в 2020 году по нацпроекту «Культура», – продолжает директор.

Торжественное открытие прошло с участием губернатора Вячеслава Гладкова.

В зале хореографии дети занимаются танцами В зале хореографии дети занимаются танцами / Фото: Павел Колядин

Из учеников – в учителя

Девять преподавателей сами когда‑то были учениками этой школы, в их числе и Анна Алексеевна.

«С четвёртого класса ходила на домру, потом отучилась в Харьковском институте искусств и вернулась преподавать. Никогда не думала, что буду директором этой школы».

Очень сложная работа, много документов. Но у меня есть четыре ученицы, одна из них заняла третье место на «Домриаде» – это всероссийский значимый конкурс. И ещё веду оркестр народных инструментов, так приятно с детками заниматься, – продолжает она.

Преподаватель по классу духовых инструментов Юрий Воронин был в числе первых учеников этого отделения, открывшегося в школе в 1978 году.

«В этом году пять учеников собираются поступать в музыкальный колледж», – говорит он.

Отделение духовых – одно из популярных у мальчиков. Его самый известный выпускник – трубач Евгений Гурьев – солист оркестра Большого театра и преподаватель Гнесинки.

Заглядываем в класс духовых: сюда уже пришёл ученик, такой маленький и очень важный Артём Кузнецов. Он аккуратно достал валторну – готовится к уроку.

Воспитанники с удовольствием разучивают народные песни Воспитанники с удовольствием разучивают народные песни / Фото: Павел Колядин

— Тяжёлая? – показываю на инструмент.

— Угу.

— Как же ты её носишь?

Пожимает плечами.

— Бабушка помогает, – отвечает за него Анна Алексеевна. Когда практически все ученики – односельчане и одноклассники детей, знаешь о каждом.

— А где ты такой инструмент интересный увидел?

— Друг показал.

— Нравится?

— Угу.

— Ты дома играешь?

Кивает головой.

— На инструменте научиться – это труд. Сначала всё получается и нравится, а потом надо приложить усилия, и возраст подходит переходный. Приходится искать рычаги управления, а пройдёт этот период – и ребёнок снова ходит с удовольствием, – говорит Анна Алексеевна уже не как преподаватель, а как мама сыновей, один из которых ходит на фортепиано и периодически выдаёт: «Выпиши меня». – Ходим третий год, когда сам, а когда и под нажимом, но это же формирует характер: начал дело – доведи до конца.

Разговариваем рядом со столиком, уставленным наградами.

— Какой гордитесь больше всего?

— Мы участвуем во всех значимых конкурсах, стремимся не просто получить грамоту за участие, а показать результат. И достижения растут. Сначала наши ученики были дипломантами, теперь занимают призовые места не только на региональных конкурсах, значит, растёт уровень преподавания, дети‑то одни и те же.

В школе искусств ребята осваивают духовые инструменты В школе искусств ребята осваивают духовые инструменты / Фото: Павел Колядин

Сбылась мечта

За всё время существования школа выпустила больше 650 учеников, около 80 выбрали музыку и хореографию своей профессией.

А начиналось всё 1 сентября 1974 года, когда в здании общеобразовательной школы открыли детскую школу искусств. Первые 75 учеников пришли на баян, аккордеон и фортепиано. Хотя бессоновские музыкальные традиции уходят гораздо глубже. Ещё в 1930-е при сельской школе, где учился Василий Горин, был оркестр, и Василий Яковлевич научился играть на мандолине.

Сейчас два оркестра: народный и духовой. Последний начинал Анатолий Шевченко. Его сюда и пригласил Василий Яковлевич.

«Знаете, я сам из Полтавской области. Помню, в пятом классе бабушка взяла меня кур продавать в Полтаву, а я пристал: «Покажите мне памятник героям Полтавской битвы». Она меня повела, а там возле памятника играл военный духовой оркестр. И мне так это запало! Я был просто без ума от них! Конечно, я сразу записался в музыкальную школу, а потом поступил в Белгородское музучилище. В 1978 году туда Горин приехал подбирать руководителя оркестра, в Бессоновке оркестра не было. Я согласился и начал заниматься. Через год дети уже играли, через два на областном конкурсе заняли первое место. В 1987-м в Москве стали лауреатом первого Всероссийского конкурса духовых оркестров. Василий Яковлевич сильно помогал мне, и первый директор школы тоже, – рассказывает Анатолий Николаевич. – Была у меня мечта сделать духовую школу на базе нашей музыкальной, но не удалось».

А с другой мечтой всё получилось – очень хотел, чтобы, оканчивая музыкальную школу, дети не бросали самодеятельность. Для этого договорился с Домом культуры, создав плавный переход из детских коллективов во взрослые.

Старое здание с сентября опустело. Зимой уже и не топили. Оно не является памятником архитектуры, но остаётся собственностью района. Комиссия признала, что находиться в нём опасно и его дальнейшая судьба неясна.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×