Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 ноября 2021,  14:58
 Сергей Ерёмин 560

Почему мы непобедимы

Почему мы непобедимы
  • Сергей Ерёмин
  • Белгородская правда
  • Сергей Ерёмин
  • Белгородская правда

Об этом расскажут фильмы областной писательской организации.

«Она не на пустом месте появляется, а подчас даже вынужденно, – говорит секретарь Союза писателей России, заместитель председателя областной писательской организации Сергей Бережной. – Знаешь ведь крылатое выражение о том, что из всех искусств важнейшим является кино. Родилось оно на заре советской власти. Тогда значительная часть населения была неграмотна, и с кино ничто не могло сравниться по широте охвата и силе воздействия на аудиторию. Но вот парадокс: сегодня все грамотные, а доступ к хорошей литературе ограничен – нет возможности издавать книги большими тиражами, так как цены на бумагу и печать известно какие. Потому мы стали искать новые формы работы и обратились к киноискусству».

Почему мы непобедимы - Изображение

Народный артист отказался от денег

«Понятно, что Москва не сразу строилась, – говорит Сергей Бережной. – Когда стали сотрудничать с киностудией «Огненный рубеж», то, набираясь опыта, экранизировали стихи Твардовского и Слуцкого, сняли короткометражку на стихи губкинца Валерия Халанского, фильм о патриархе белгородской литературы Владиславе Шаповалове… Кстати, практически все снятые фильмы прошли оценку профессионалов на кинофестивалях, завоёвывая Гран-при и становясь лауреатами».

Успехи вдохновили на более масштабные вещи. Первый такой опыт – начавшиеся съёмки полнометражного художественного фильма «Пушка» по сценарию Сергея Бережного, о чём «Белгородская правда» уже сообщала. Сценарий по одноимённому очерку он написал по настойчивой просьбе режиссёра киностудии «Огненный рубеж» Дара Шиляева.

«Откровенно говоря, – признаётся сценарист, – многие коллеги просто зубоскалили: «Тебе что, слава Никиты Михалкова покоя не даёт?» Я отшучивался: да, мол, мы такие амбициозные – меньше, чем на «Оскар» наша команда не согласна».

— А если серьёзно?

— Конечно, это очень серьёзно и очень ответственно, – посмотрел в упор собеседник. – Хочется сделать всё на самом высоком уровне. Вот красноречивое подтверждение. В числе актёров, которые снимаются в этом фильме, – народный артист России Юрий Назаров. Причём он категорически отказался от оплаты, когда прочитал сценарий и узнал, что мы снимаем за свой счёт. Но «Пушка» – это рабочее название фильма, с окончательным ещё не определились. Как и с названием фильма, который начали снимать в Северной Осетии – Алании.

Почему мы непобедимы - Изображение

Помогло Министерство обороны

— Ещё не завершён один фильм – полнометражный художественный, как заявлено, а уже взялись за другой, ещё более масштабный, как я понимаю. О чём он?

— Плохая примета рассказывать о том, чего пока нет, – отвечает Бережной. – И тарелку перед съёмками по обычаю не разбили (есть, оказывается такой обычай. – С. Е.), и погода была ни к чёрту, и с реквизитом проблема… А теперь ещё и в оценке отснятого материала копья ломаем.

— Наверное, нормальный творческий процесс. И всё‑таки можно ближе к фильму?

— Появилась идея снять фильм-притчу о том, почему мы непобедимы. Что за сила такая и тайна в нашем характере. Не мытьем, так катаньем взять нас пытаются, сломать через колено, а мы гнёмся, да не ломаемся.

Идею нового фильма в августе Сергей Бережной поведал режиссёру Дару Шиляеву, и тот, вдохновившись, загорелся немедленно приступить к съёмкам. Хотя планировали начать работу в будущем году. Но тут случилась очередная оказия в Северную Осетию – Аланию: представление книги о героях 58-й армии.

Первая поездка состоялась в прошлом году. Поехать туда предложил белгородский писатель Геннадий Алёхин. Он служил в 58-й армии, руководил пресс-службой командующего армией. У него там много друзей и знакомых, к тому же повод был: 25-летие создания армии.

На этот раз повод был не один. Не только приглашение на презентацию книги от республиканской писательской организации, с которой у белгородских коллег установились прочные связи, но и начало съёмок (подготовка к ним шла вовсю), участие в открытии кадетских классов, организованных Фондом имени генерала Геннадия Трошева и её руководителем Натальей Трошевой, а также встречи с продседателем Союза писателей России Николаем Ивановым и с Кантой Ибрагимовым, руководителем Чеченской писательской организации, лауреатом Госпремии РФ, номинантом на Нобелевскую премию.

«Пока председатель областной писательской организации Вера Кобзарь и её заместитель Геннадий Алёхин представительствовали на всех мероприятиях, действительно значимых и интересных, я занимался локацией – поиском натуры для съёмок. По распоряжению Министерства обороны России помощь оказала 58-я армия – техника, реквизиты, массовка, оружие… К нашей работе подключились республиканские ветеранские организации, театры. Минусы в том, что Минобороны поставило жёсткие требования к фильму, его жанру, продолжительности, цензурированию сценария».

Кстати, в основу сценария фильма легли очерки Геннадия Алёхина о событиях первой чеченской войны и судьба Велли Курбанова, военного медика, тогда капитана, а сейчас полковника.

Сергей Бережной и Юрий Назаров Сергей Бережной и Юрий Назаров

Не случаен выбор героя фильма

Мир действительно тесен: Велли в Грозном спас жизнь тяжелораненому старшине-десантнику, которого принесли в подвал, оборудованный под госпиталь. Он не помнил его имени, да и сколько их тогда прошло через руки военного врача.

«А в мае Велли был у нас в Белгороде, разговорились, и он, вспоминая бои за Грозный в январе 1995-го, рассказал о старшине, который не стонал, несмотря на жуткие боли, и, теряя сознание, так и не выпустил из рук автомат. Его удалось отправить в тыл на «мотолыге». «Мотолыга» – это сленг, означает МТ-ЛБ (многоцелевой транспортёр-тягач лёгкий бронированный). Госпиталь оказался в окружении, и мало кому удалось выбраться. А бронетранспортёр на обратном пути боевики сожгли вместе с экипажем, – рассказывает Бережной. – И тут меня пронзила шальная мысль: а может, тот старшина разведроты ВДВ из подземного госпиталя и шебекинец Саша Мишнев одно и то же лицо? Он часто вспоминал молодого нерусского капитана, благодаря которому остался жив».

Тогда, уже после демобилизации, пытался найти его, да куда там: ни имени не знал, ни части. Встреча состоялась спустя четверть века.

«Позвонил Саше, Велли посадил в машину – и вперёд! – продолжает Сергей. – Вот это встреча! Слёзы на глазах у Сани, слёзы у Велли, комок в горле у нас».

В тот же день в 19-й школе Курбанов увидел на стенде фото Вячеслава Воробьёва. Того самого парня, которого привезли к нему в госпиталь с места боя. Всего переломанного, с полутора десятками пуль в теле, поразившего своим мужеством даже видавшего виды врача. Он запомнил его фамилию – Воробьёв, а вечером, рассказывая о нём его однофамильцу генералу Эдуарду Воробьёву, сказал, что именно таким надо присваивать звание Героя.

А вот встреча с Вячеславом Воробьёвым не состоялась – он был в Москве. Так что при всей случайности выбор Велли на героя фильма не случаен.

Дар Шиляев и Сергей Халанский Дар Шиляев и Сергей Халанский

Честь дороже жизни

— Давай, – предлагаю, – теперь, собственно, о фильме.

— Точнее, о фильмах. Предполагается снять пять–шесть короткометражных фильмов – Великая Отечественная, Афган, Чечня, Абхазия, Донбасс, Сирия. Сценарии до конца не прописаны, поэтому все желающие могут принять участие в их написании – милости просим. Вот прислала интересный рассказ белгородка Людмила Шаповалова – готовый сюжет для фильма. Правильно поняла задачу – обойтись без «стрелялок» и примитивной пропаганды. Но, помимо частично «Пушки», сняли пока только «чеченский» эпизод.

В основе – реальные события: был сбит вертолёт, пилоты отстреливались, но двое погибли, третий тяжело ранен. Боевики затеяли торг и предложили забрать погибших и раненого. Ехать на верную гибель желающих не было, а вот Велли вызвался. В санитарную сумку положил гранату-«лимонку» и отправился вместе с сержантом-контрактником Андреем Романовым. Вытащили тела погибших со дна оврага, а раненого не оказалось – уже отвезли в райцентр. За ним ездили второй раз, но забрать не удалось – нетранспортабельным оказался. Позже его расстреляли – совсем молоденький был лейтенант, пожить не успел.

«Так вот, когда Курбанов уже погрузил в машину тела погибших, боевики стали уговаривать перейти к ним, предлагали чемодан долларов, угрожали, а он всё твердил: «Я – русский офицер. Мои предки присягнули России, и я присяге не изменю». Казалось бы, дагестанец, мусульманин, чемодан денег бери, езжай за границу, а он не продался, – рассказывает Бережной. – Убить грозились, но отступили: убеждённость, что честь дороже жизни, вызывала уважение. Вот эту силу духа русского офицера безотносительно к национальности мы попытались передать своим фильмом. Получилось или нет – не знаю, но пока результаты монтажа не удовлетворили. Будем работать, исправлять, изменять, дополнять, вытягивать до требуемого уровня».

Актёры Тамерлан Четоев и Григорий Чавранов в роли боевиков Актёры Тамерлан Четоев и Григорий Чавранов в роли боевиков

Кому легко вживаться в роль

Работа над фильмом требует средств.

«Что касается бюджета, то его в буквальном смысле нет. По обычаю, сбросились и начали работать, – говорит Бережной. – Кто и рад бы помочь, да за душой ни копейки. Те, для кого три–четыре сотни баксов – суточные карманные расходы, отказали с ходу: тема не модная. Надо было видеть эти пустые рыбьи глаза! Один так вообще смотрел с сожалением, как на убогих: какая русскость? Какой дух? Какая Россия? Действительно, какие, когда он здесь только зарабатывает (если это сдирание кожи с работника можно назвать зарабатыванием). Впрочем, тать с кистенём на большой дороге тоже зарабатывает, а живёт там, в другом мире».

Руку помощи неожиданно протянула Наталья Адаева – руководитель Белгородского фонда поддержки регионального сотрудничества и развития. Наталья Ивановна выслушала, поверила и оплатила проезд и проживание.

«На продолжение денег нет – будем сбрасываться. В «чеченском» фильме снялся актёр Сергей Лысенко, он из Севастопольского театра, сейчас в Старооскольском театре. Я бывал на съёмочных площадках, знался с некоторыми режиссёрами, один известный даже готовился снимать фильм по моей повести, но в результате сценарий банально растащили по другим фильмам – права не зарегистрировал, но даже рад, что написанное пригодилось. Дружил и дружу с артистами, и не случайно Юрий Владимирович Назаров бесплатно согласился сниматься в нашем фильме при всей загруженности и звёздности, – продолжает Сергей Бережной. – Так вот, Лысенко мгновенно органично вживается в роль, работает практически без дублей, текст «схватывает» с ходу, порой вносит что‑то своё, кристаллизуя эпизод, что говорит о его высочайшем профессионализме. Заняты губкинцы Сергей и Валерий Халанские: для Сергея это память – он входил в Чечню в декабре девяносто пятого, воевал, был тяжело ранен и контужен, Валера прошёл Афган, так что перевоплощение для них прошло безболезненно».

Режиссёр Дар Шиляев – тоже человек служивый, разведка ВДВ, под стать ему операторы, осветители, звукорежиссёры и прочие. Роли в остальных фильмах пока вакантны.

Почему мы непобедимы - Изображение

Весной снова на Кавказ

Весной намечается очередная поездка на Кавказ – снимать афганский сюжет.

«Нашёл натуру – снесённые селем сёла, бывшие шахты, голые скалы, сбегающие с ледников реки. Элемент суровости гор и присутствие определённой опасности должны, мне кажется, наложить отпечаток на исполнителей, – считает Бережной. – Во всяком случае «содрать» восторженность от дикой красоты скал, горных рек, водопадов, ущелий и понять, что здесь не только первозданно восхитительно, но и опасно. Что‑то однаж-ды загудит где‑то в глубинах земли, в самой преисподней, и двинется вот по этой расщелине или соседней безжалостный в страшной уничтожающей силе каменный поток».

Это должно ассоциироваться с войной, такой же беспощадной и уничтожающей всё светлое и доброе. И тогда не будет голливудской клюквы и дешёвого боевичка.

«Изначально хотели привлечь желающих к написанию сценариев по каждой короткометражке, чтобы фильм стал действительно народным. Ожидал, что завалят сценариями коллеги, но откликнулись «не союзные» писатели. Оказывается, молодёжи тема русскости более интересна, чем любящим порассуждать о патриотизме, русской душе и русском мире», – заключает писатель и сценарист.

Сергей Лысенко в роли Велли Курбанова Сергей Лысенко в роли Велли Курбанова

Справка

Сергей Бережной родился в селе Алешки Терновского района Воронежской области. Секретарь Союза писателей России. Окончил юридический факультет Воронежского государственного университета и Академию МВД СССР, Российскую академию правосудия, Российскую академию госслужбы при Президенте Российской Федерации. Служил в Советской армии, органах МВД, федеральный судья в отставке.

Сергей Александрович – член Союза писателей России, секретарь Союза писателей России, руководитель военно-художественной студии писателей Культурного центра
Вооружённых сил Российской Федерации имени М.В. Фрунзе при Белгородском отделении Союза писателей.

Член редколлегии «Русское воскресение», редактор альманаха «Пересвет». Лауреат российских и международных литературных премий «Прохоровское поле», «Щит и меч Отечества», «Большая литературная премия», «Имперская культура» и других.

Автор книг «Профессия – следователь», «Тихая провинция», «Сати», «Ты прости меня, милая», «Сафари по уик-эндам», «Мелодия для АКМ», «Тихая работа вежливых людей» и других.

Фото из архива Сергея Бережного

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×