Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14 октября 2021,  12:48

Караванингом по бездорожью. Обладатели домов на колёсах рассказали о поездках и дорогах

Найти обладателей автодомов в Белгородской области оказалось очень сложно. Тем интереснее их истории

Караванингом по бездорожью. Обладатели домов на колёсах рассказали о поездках и дорогахФото: Вадим Заблоцкий
  • Статья
  • Статья

В 2020-м с началом пандемии спрос на автодома вырос на 40 % по сравнению с предыдущим годом, констатируют аналитики сайта частных объявлений. И всё же говорить о тенденции слишком рано. Тому две причины: цена на автодома и отсутствие инфраструктуры.

На том же сайте объявлений на всю область только два предложения о продаже прицепов-дач с пробегом за 380 и 420 тыс. рублей. Есть объявления дилеров из Владивостока – от 1,5 млн рублей за альковный автодом и от 2 млн за прицеп-дачу из Москвы, Краснодара или Питера.

Забирались в полное бездорожье

Белгородке Насте Кривчиковой повезло встретить парня уже с автодомом, на котором он проехал через всю страну – из Питера в Магадан. После свадьбы стали путешествовать вместе.

«Автодомик на базе полноприводного «Соболя», Дима и покупал его для переделки. Изначально было минимум удобств, одно спальное место, условная кухня. Постепенно доделывали и переделывали. Теперь есть спальные места для двух взрослых и ребёнка, кухонный модуль со столом, раковиной, портативной газовой плитой и холодильником, биотуалет и душ с тёплой водой. В салоне автономное отопление, мы ночевали и в –17 оС. Недавно дополнительно установили солнечную панель и аккумулятор для холодильника и отопителя», – рассказывает Настя «Белгородским известиям».

Караванингом по бездорожью. Обладатели домов на колёсах рассказали о поездках и дорогах - Изображение Фото: архив семьи Кривчиковых

 

За три года семейной жизни они объездили всю Ленинградскую область, в которой живут, прокатились по Карелии, были в Бородино и на самом севере европейской части России – полуострове Рыбачьем на Баренцевом море, где полное бездорожье, тундра и отсутствие цивилизации. Забраться получилось, потому что «Соболь» – полноприводный внедорожник, другой бы не заехал.

«Дорога на озеро Импилахти в окрестностях Ладоги – это трасса для джип-триала, но мы прошли, в Хибинах зимой были (Мурманская область), залезали в такие снега, куда только снегоходы забираются», – продолжает Настя.

Рождение сына их путешествия не остановило, а сделало веселее. Из Питера на Кавказ поехали, когда ему было три месяца. За две недели побывали в Пятигорске, Северной Осетии, Владикавказе и Эльбрусе. А когда малышу было девять месяцев, рванули по Белоруссии.

«Нам очень нравится путешествовать в автодоме. Едем в своём темпе, не привязаны ни к месту, ни к времени. На Рыбачьем пять дней были в полной автономке – с запасом воды и еды, – говорит она. – С нами катаются две лохматые морды (собаки), которые обычно добавляют приключений».

Караванингом по бездорожью. Обладатели домов на колёсах рассказали о поездках и дорогах - Изображение Фото: архив семьи Кривчиковых

 

Сейчас их «Соболь» снова на доработке. Дима делает утепление, шумоизоляцию и готовит место для ещё одного маленького пассажира – у пары родился второй малыш.

Их расходы на поездку – это топливо и еда в дорогу, но, поскольку автодом собирали сами, получилось довольно затратно.

«На утепление и шумоизоляцию – больше 55 тыс., переделка салона потребует вложений, солнечная панель с контроллером – 30 тыс. плюс 15 тыс. аккумулятор к ним. На самом деле тут вопрос личного комфорта. Мои родители, например, ездят с прицепом-каплей – это небольшой спальный модуль с кухней, куда нужно подходить с улицы. Но и с таким тоже можно выехать в автономное путешествие, – говорит Настя. – В России куча людей, которые путешествуют в автодомах. Когда мы стали ездить, познакомились со многими, и это самое прекрасное в путешествиях. Мы в восторге!»

Караванингом по бездорожью. Обладатели домов на колёсах рассказали о поездках и дорогах - Изображение Фото: архив семьи Кривчиковых

Объехали весь Кавказ

Владимир Сердюк пристально следил за объявлениями два года. Подходящий вариант нашёлся в Подмосковье полтора года назад – праворульная «Тойота» с пробегом по России всего 160 тыс. км.

«Дедушка лет 70 наездился и решил всё распродать. Нам повезло купить автодом за 1 млн рублей, таких цен давно нет. Приключения начались уже по пути домой – у машины прямо на дороге отвалилось заднее колесо. Пришлось заезжать на ремонт. Пригнав сюда, сделал профилактику двигателя – и машина стала идеальной», – рассказывает владелец.

Паркуют автодом во дворе своего частного дома, но надолго он не застаивается. Их семья с четырьмя детьми объехала весь южный берег Крыма, были в Дагестане, Архызе, Эльбрусе, Домбае, Абхазии. В путешествиях проводят по три-четыре недели.

 

Караванингом по бездорожью. Обладатели домов на колёсах рассказали о поездках и дорогах - Изображение Фото: архив семьи Сердюк

«У меня был опыт путешествий с палаткой. В автодоме, конечно, намного комфортнее: отопление, полноценная кухня, душ, спальня. У старшей дочери музыкальная группа, мы зимой ездили в Тулу на концерт. Жили в машине при +25 оС, а на улице был снег и мороз. В палатке это было бы нереально», – продолжает Владимир.

На дорогах собратьев встречают нечасто, оттого, наверно, и рады друг другу – всегда поздороваются, пообщаются. Он согласен с мнением о неразвитой инфраструктуре. В отличие от Европы и Америки в России нет специальных парковок и кемпингов для автодомов, и путешественникам приходится рассчитывать на свои силы.

«В этом году поставил солнечные батареи, потому что с зарядкой были проблемы. Теперь не надо искать зарядные станции. У нас большой бак для воды, на две недели запаса хватает. На ночь часто выбираем места на природе – главное, чтобы было безопасно. В прошлом году в районе Анапы искали парковку с Wi-Fi, так и не нашли, и в Крыму тоже. В итоге приехали к знакомому в Орджоникидзе (посёлок на востоке Крыма – прим. ред.) и стали прямо на стадионе, там и Wi-Fi, и море рядом.

 

Налог на автодом на базе самого маленького грузовичка считается как за грузовик – 3 600 рублей в год, для вождения хватает категории В. Содержание карман не тянет: газ для плиты поставили, когда только купили машину, и до сих баллон почти полный. Есть маленький газовый – для холодильника, его хватило больше чем на год.

Понятно, что автодом – это не про экономию, а про формат путешествий, и тем не менее.

«В мае на 21 день ездили в Архыз и, ни в чём себе не отказывая, потратили 55 тыс. рублей на шестерых. Снять жильё стоит 4 тыс. в сутки за человека, мы бы полмиллиона только за жильё отдали. Дом уже отбился, но это потому, что мы постоянно ездим. Если его купить и поставить – смысла в нём нет», – уверен Владимир.

Наслаждаюсь дачной жизнью

У Александра Пилюгина кемпер два года, но путешествие с ним было только однажды – когда прицеп ехал из Белоруссии в Новый Оскол. Довольно‑таки большой прицеп (жилая длина – 5,6 м, а ширина – 2,35 м) стоит у яблони и выполняет функцию дачного домика.

«Тащили из Европы, а я взял его в Белоруссии. За «Лексус» цепляю, и можно идти хоть 140, он только покачивается – хороший, устойчивый. Размер прицепа зависит от тоннажа машины. Чем тяжелее и мощнее машина-тягач, тем больший прицеп можно возить. У меня автомобиль 3 тонны, а прицеп – 2,5, права категории В, и по дороге никто не останавливал», – говорит владелец и показывает дом изнутри.

Там довольно просторно. Может разместиться пять человек. Есть спальня, столовая и полноценная кухонная зона с множеством шкафчиков, место под биотуалет, но его ставить не стали.
Плита, холодильник, кондиционер и обогреватель работают от газа.

— Температуру держит хорошо, даже зимой можно ночевать, точно не замёрзнешь, – хвалит владелец.
— Вам не хотелось с ним съездить в путешествие?

На вопрос Александр только пожимает плечами.

 

Всё‑таки В, С или Е?

Какая водительская категория потребуется, зависит от каждого конкретного случая. Обычно хватает категории В, поскольку большинство автодомов весят меньше 3,5 тонны. И всё же стоит обратить внимание на вес.

Если к автомобилю категории В цеплять трейлер массой до 750 кг – категория В;

Если к автомобилю категории В цеплять трейлер тяжелее 750 кг, но меньше массы самого авто, и в целом весь максимальный вес такого состава будет меньше 3,5 тонны – категория В;

Если максимальная масса автомобиля и прицепа превышает 3,5 т – категория В и Е;

Автодом массой свыше 3,5 тонны, рассчитанный на 6–8 человек, – категория С и все правила, которые распространяются на грузовые машины.

 

Караванингом по бездорожью. Обладатели домов на колёсах рассказали о поездках и дорогах - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

Что это такое – дом на колёсах?

Трейлер (караван, дача на колёсах, кемпер) – прицеп, который тянет машина-тягач. Бывают разных размеров и вместимости: от капли на два спальных места с кухонным блоком в багажнике до 12-метровых полноценных квартир на 7–8 человек с кухней, санузлом и спальнями. Стоят трейлеры от 300 тыс. до 2,5 млн рублей.

Жилой модуль – своих колёс тоже нет, он, как багажник, крепится к пикапу, когда это нужно. При небольших размерах вмещает до 6 человек. Вместе с пикапом с пробегом стоит порядка 2,5 млн, отдельный модуль – в пределах 1 млн рублей.

Жилой минивэн (кастенваген) – это уже самостоятельный автомобиль на базе любого минивэна или газели, «Фольксвагена», «Фиата» и др. Нет ни кухни, ни санузла, а только спальные места. На сайте объявлений нашлись такие минивэны с пробегом за 800 тыс. – 1,3 млн рублей.

Альковный автодом – дом на базе маленького грузового автомобиля или микроавтобуса. Над кабиной расположены дополнительные спальные места, что позволяет вместить до 8 человек. Цена такого автомобиля с пробегом – от 3 млн рублей.

Полуинтегрированный автодом – предложение посерьёзнее, поскольку здесь за водительским сиденьем встроено всё необходимое для жизни 2–7 человек. Тот же трейлер, только не прицеп, а самостоятельный автомобиль. Цена таких машин с пробегом от 2,5 млн до 14 млн рублей.

Интегрированный автодом – полноценная квартира площадью 50 кв. м на базе автобуса, вмещается даже гараж для легкового автомобиля. Это премиум-класс домов на колёсах, и цена соответствующая – 6,5–14 млн рублей с пробегом.

Ирина Дудка

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×