Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 июля 2019,  11:20

«Когда клюёт». Как белгородцы путешествуют автостопом

Белгородские стопщики рассказали «БелПрессе», как им удаётся колесить по городам почти бесплатно

«Когда клюёт». Как белгородцы путешествуют автостопомФото: shutterstock.com
  • Статья

В путешествии основные затраты приходятся на дорогу. Эту часть расходов любители автостопа объезжают с попутчиками. И заодно обогащаются новыми знакомствами.

«Впервые спонтанное приключение случилось в Америке. В Аризоне я задержалась в горах и могла опоздать на автобус. Пейзажи с красными скалами создавали чувство нереальности – картинка из любимого фильма «В диких условиях». Настроение бесшабашное. Я вытянула руку, как в кино, и шла вдоль дороги. Вскоре уехала, но позже поняла: автостопом так не путешествуют. Нужно готовиться.

Когда мне было 23, я решила побывать в Крыму. Тем летом мы с новой знакомой выяснили, что обе хотим на море, а денег особо нет. Зато есть автостоп. Это чем‑то похоже на рыбалку: сидишь и ждёшь, когда клюнет.

Мы добрались до Крыма за двое суток: подвозили обычные водители, ехали с дальнобойщиками, ночевали в кабине фуры или в палатке. Высадились. К нам подбегает незнакомый парень, спрашивает: откуда? Отвечаем, что путешествуем с палаткой. А палатки‑то нет. Вернулись на другой конец полуострова и отыскали её.

Как‑то мы разбили нашу обитель на берегу моря. Начался шторм – её качало из стороны в сторону, а мы промокли до нитки. Но было весело.

В Крыму много общались с местными. Спрашивали у водителей, как они живут после присоединения к России: интересно узнать из первых уст. Одна женщина со слезами на глазах рассказывала, что они уже начинали готовиться к войне после конфликта России с Украиной. И она рада, что всё прошло мирным путём. Кто‑то жаловался на повышение цен и хотел бы вернуться на родину. Мнения разные.

Несколько дней мы жили в Фиоленте (мыс на юго-западном побережье Крыма – прим. авт.). Атмосфера там хипповская: все расслабленные и открытые. Гостили в «Доме для всех» – это коммуны, которые стопщики организовали для стопщиков. Там можно бесплатно переночевать. Останавливались по каучсёрфингу.

В этой поездке я потратила около 7 тыс. рублей за две недели: на еду и проезд в городских маршрутках.

«Когда клюёт». Как белгородцы путешествуют автостопом - Изображение Фото: личный архив

В прошлом году с подругой поехали в Скандинавию: из Питера направились в Хельсинки, ехали до Турку, затем – до Стокгольма, а оттуда – в Копенгаген. Жильё так же нашли по каучсёрфингу. Однажды нас пригласил переночевать парень, с которым познакомились на улице.

В Финляндии поймали фургончик, на котором немец-путешественник объездил Европу. Раньше только слышала про таких людей, будто из Америки 1960-х. И вдруг ты сама едешь в таком фургоне.

Обратно в Стокгольм я ехала одна. Рассчитывала проехать маршрут за день, но к концу дня оказалась только в середине пути. Хотела было искать ночлег, как мне посигналил молодой водитель. Мы были на одной волне, поэтому я отправилась с ним в его городок. В тот очумительный день мы катались на скейтах. С этим парнем я общаюсь до сих пор. Вот так спонтанно нашла друга.

Приключение в Скандинавии обошлось мне в 15 тыс. рублей за месяц. Большую часть еды брала с собой. Если всё продумать, можно очень бюджетно путешествовать.

Главное – правильно собрать рюкзак. Ехать стопом физически тяжело, потому что приходится долго искать удобную позицию, где может остановиться машина. С нагруженным рюкзаком спине тяжело. Поэтому вещей должно быть по минимуму, а пользы от них – по максимуму. Обувь подбираю проверенную временем и удобную. Важен телефон и Power Bank. Беру деньги наличными и несколько банковских карт, кладу их в разные места. Под одеждой ношу маленький кошелёк, где лежит основной запас денег и документы. С минимальным набором для выживания чувствую себя спокойней. С собой ношу небольшой дневник. Если это поездка в лес или очень бюджетное путешествие, советую брать сытную лёгкую еду, спальник и хорошее настроение.

Поначалу я уставала от постоянного общения с новыми знакомыми – серьёзная нагрузка для интроверта. Но сейчас автостоп стал для меня квинтэссенцией жизни. Вы встречаетесь с людьми и расходитесь, но у вас остаётся общий опыт. Это хорошая школа, которая учит открытости и доверию».

От Санкт-Петербурга до Дрездена – одна попутка

Юлия Маркова, 20 лет:

«У меня по жизни шило в одном месте. А в какой‑то момент я подписалась на паблик «Бродяги Дхармы», узнала, что свободные путешествия – это круто, бесплатно, рисково и «всё в одном». К тому же у меня был друг, который уже гонял автостопом. Оставалось только попросить его съездить со мной на день из Старого Оскола в Воронеж. Мне было 16, я взяла рюкзак и рано утром выбралась за город. Мама об этом не знала.

До Воронежа мы добрались на двух попутках: одна шла до трассы Курска, другая довезла до нашей конечной остановки. На этой развязке мне и позвонила мама. Пришлось бежать в лес, чтобы она не услышала шум машин. На обратном пути добрались до дома на одной попутке.

Год спустя я с парнем поехала автостопом поступать в Москву. Тоже тайно.

Ещё год, и мы вдвоём едем в Абхазию. От Оскола до Воронежа и через Ростов несколько дней добирались до Крыма. По серпантину колесили на поезде: не стали рисковать и сэкономили время. Поезд довёз нас от Адлера до Горячего Ключа. Там тормозили машины до Тольятти и Петербурга, где я живу последние три года. За это путешествие мы два раза переночевали в поле и в лесу. А палатка сильно износилась.

Прошлым летом мы замахнулись на Алтай, через Урал. Вся дорога от Тольятти заняла пять дней. За Уралом поймали автобус и тряслись в нём сутки: медленно, зато надёжно. Даже переночевали на полу. В Новосибирске остановились у ребят, помог каучсёрфинг. На попутках добрались до деревни, откуда дошли до гор. На обратном пути решили ехать в Казахстан. Нас довезли до озера Яровое – сибирский курорт с типичной российской обстановочкой. Успели там заболеть. Только на границе поняла, что у меня истёк срок паспорта, а заграничного нет. Так нас чуть не оштрафовали таможенники. Поэтому мы отправились смотреть города России: Новосибирск, Челябинск, Златоуст.

В Абхазии на двоих за две-три недели потратили 30 тыс. рублей. В Алтае вышло около 40 тыс. рублей за полтора месяца.

В дороге всё интересно. Когда мы ехали в сторону Алтая, остановился турок на огромной фуре. Накормил сыром и по нашей просьбе специально заехал в Челябинск. Он проехал через весь город до супермаркета, чтобы мы купили алюминиевую кастрюльку.

В Германии мы с подругой решили добраться от Берлина до Дрездена автостопом. Если вам когда‑нибудь придётся стопить в Европе, заранее узнавайте места, где можно стоять. В России ты просто выезжаешь за город, а в Европе почти везде бордюры и заборы. Стать можно либо на заправке, либо на остановке. К нам подошёл полицейский и указал направление до электрички «С-банн».

Благодаря автостопу я больше не верещу при виде паука или осы и могу развести костёр одной спичкой. Но этот способ путешествий долгий и силозатратный.

Иногда бывает опасно ездить в одиночку. Советую брать предметы самообороны. Можно скачать кнопку AllBell для личной безопасности девушек, чтобы сообщить о своём местоположении в критической ситуации. И обязательно скиньте друзьям ваши координаты и номер подозрительной машины.

В дорогу берите быстросохнущую одежду, дождевики-пончо, чтобы прикрывали рюкзак. И обязательно большие пакеты для мусора. Только благодаря им у нас остался сухой комплект одежды на шестой день пребывания в горах.

Не забудьте спрей от комаров – от количества насекомых в пути можно умереть. Пригодятся складные вилка и нож. Сильно экономить на еде помогает обычная алюминиевая кастрюля: можно приготовить пищу и подогреть чай. Термос слишком тяжёлый. Подберите аптечку на все случаи жизни. Летом возьмите крем от загара и солнцезащитные очки.

В начале августа планирую в одиночку поехать в сторону Самары, на фестиваль. Хотелось бы добраться до Байкала и побывать в Европе».

«Алые паруса» да глухие леса

Владислав Иванов, 20 лет:

«Меня никогда не привлекали туры и экскурсии. Нравился образ бродяги: свободно колесишь по миру.

В 16 лет я съездил с другом в Курск. Тогда о стопе мы даже не слышали – просто уехали домой ночью на попутке.

Первым полноценным путешествием считаю поездку в Дивногорье, это музей-заповедник в Воронежской области. До этого я выбирался в лесные походы, поэтому легко собрал рюкзак: вещи, еда, палатка, спальник, коврик. Просмотрели маршрут и поехали.

Поначалу голосовать на трассе немного стесняешься. Но когда постоишь хоть полчаса, неловкость уходит напрочь: лишь бы поймать тачку.

Автостопом доехали до ближайшей к Дивногорью деревне. Оставшиеся 5 км мы шли и одновременно пытались поймать машину. Добрались пешком. А в деревне интересная история случилась.

Когда у местных попросили воды, один дедушка пригласил к себе. Ждём у него во дворе, а он выносит чайник, конфеты, чай и чашки. Посидели, познакомились, послушали его истории про здешние места. Он пригласил к себе на ночлег, если некуда будет идти.

Пока посмотрели заповедник, было уже поздно. Варианты ночлега: в лесу или у нового знакомого. Друг с мозолями на ногах не мог идти без моей помощи. В зоне Дивногорья ставить палатки и разжигать костры нельзя. Отправились в деревню. К тому же переночевать у местного жителя в глубинке – маленькая мечта романтика, такая же как проехаться с дальнобойщиком. Будто оказываешься в сюжете песни «Лесник» от «Короля и шута».

Дедушка радушно нас принял, отвёл в летний душ, накормил и напоил чаем. Мы были очень удивлены такому приёму и, чтобы хоть как‑то отблагодарить, попытались всунуть ему 500 рублей – за угощение. Естественно, он отказался. Но мы всё равно оставили их под газеткой. Сейчас понимаю, что это было лишним.

Я люблю такие путешествия за встречи с людьми: когда человек понимает, что видит тебя в первый и последний раз, может на духу рассказать о жизни. Здесь нет рыночных отношений. Я тогда всё испортил той купюрой, а нужно просто давать людям делать добро и быть благодарным.

После трипа в Санкт-Петербург на фестиваль «Алые паруса» в 2017 году я прослыл среди знакомых путешественником. В Питере познакомился с интересным парнем из Воронежа, он пригласил меня в одно место. Поездки идут одна за одной, спонтанно: кто‑то куда‑то позвал, ты и поехал.

Обычно я составляю ориентировочный маршрут, поправки вношу на ходу. Билетами ты не ограничен и на несколько дней можешь зависнуть в крутой компании. Например, в Крыму вписывались по каучсёрфингу. Помимо нас, было 16 путешественников из разных уголков России: вместе готовили, ходили в горы, прыгали со скал.

Но это возможно, если ты работаешь или учишься. В противном случае нужно подстраиваться под график, ехать на каникулах или в отпуске. Хотя некоторые знакомые всё‑таки срываются куда‑то и приезжают домой за пару часов до экзамена или рабочего дня.

Автостоп определённо не для всех. Можно часами стоять на трассе в жару и в холод. Сам не раз ждал больше четырёх часов и в итоге уезжал на маршрутке.

Бывают проблемы с ДПС. По идее, ловить машину можно только на остановках, идти только против движения, дорогу переходить на пешеходных переходах – это не всегда реально.

Под Краснодаром нас остановили сотрудники ДПС, проверили документы и выписали предупреждение. Зато они же поймали нам попутчика. Тормозят машину: «Не подвезёте автостопщиков?» Им редко отказывают.

Кстати, по закону дальнобойщикам можно брать не более одного человека. По доброте душевной водители нарушают закон, поэтому лучше не мельтешить у окна, если вас двое.

Перед тем как опробовать автостоп, почитайте о нём в Интернете и запомните несколько правил: не закрывайте лицо шарфами, панамами, воротниками, одевайтесь ярко, хорошо, когда на одежде есть светоотражатели, а чтобы друг друга подсвечивать, возьмите фонари.

Я уже проезжал Курск, Орёл, Брянск, Тулу, Калугу, Воронеж, Тамбов, Тольятти, Самару, Ростов, Крым, Санкт-Петербург, Карелию, Архангельскую область и район Каргополя. Теперь поеду в Москву».

Из Москвы – в Крым

Владимир Беляев, 22 года:

«С автостопом приходит осознание, что можно доехать в любую точку мира, если у тебя есть желание, немного денег и нет страха.

Я начал стопить в 21 год. Проехал уже более 16 тыс. км : шесть раз ездил из Белгорода в Москву и обратно, поставил собственный рекорд и доехал до столицы за десять часов, от Твери добрался до Валдая, однажды стопил с 16 людьми.

Прошлым летом уехал автостопом на 50 дней заниматься волонтёрством. Стал участником пяти проектов: ухаживал за хаски, лошадьми, строил корабль, был на фестивале мультфильмов под открытым небом и занимался экопространством в Крыму.

За стопщиками я следил давно, но поехать было страшно. Почти все сомнения развеяла книга Антона Кротова «Практика вольных путешествий». И я решился на два шага: сначала съездить из Белгорода в Воронеж, а потом из Белгорода – в Москву. Сказал себе, что, если преодолею эти две ступеньки, уеду куда‑нибудь на два месяца.

Самую первую попутку ловить было весело. На трассу в Воронеж я вышел в дождь. Водитель, который меня подобрал, сказал, что не хотел останавливаться: своим видом я походил на наркомана. Другую попутку ловил, прячась на заправке в дикий ливень. Запасных вещей не взял.

Затем поехал в Крым по программе «Гудсёрфинг» – объединил волонтёрство и путешествия. Ты выбираешь организации, которым хочешь помочь, и едешь туда. За время путешествия я две недели питался как вегетарианец, работал на кухне, ездил верхом, смотрел мультфильмы в ночном лесу, ходил в горы, участвовал в раздельном сборе мусора и чайной церемонии, рубил дрова, занимался йогой, работал официантом.

Меня подвозили люди разного социального статуса, вероисповедания и денежного достатка. Среди водителей были одиночки, дальнобойщики, кришнаиты, сенатор и военный разведчик.

Большинство ночей в Крыму на фестивалях и волонтёрских мероприятиях жил в палатке. Выбирался на вылазки в магазин. В следующий раз буду готовить еду на горелке. За это время потратил 9 тыс. рублей. Дёшево и сердито.

Случалось разное. В Юхново, на фестивале мультфильмов под открытым небом, постоянно шли дожди. А у меня на вкладке палатки перестала открываться молния. Пришлось законнектиться с ребятами, и они пустили под тент.

Если ваша дорога дальняя, то всегда ловите дальнобойщиков. Выжидать их дольше, но уедите дальше.

Важна безопасность: всякие люди попадаются. Мне было легко определить, кому доверять не стоит. Это вопрос интуиции или поведения: если человек напряжён или оглядывается по сторонам, когда тебя подбирает, не садитесь к нему. Если девушка уверена в себе и может твёрдо сказать водителю «нет», он не пристанет. Советую сразу завести разговор с человеком и рассказать, куда вы держите путь, что вас кто‑то ждёт. Объясните, что едете впервые. Спрашивайте водителя о семье: если человек распространяется о личном, у вас сложились доверительные отношения.

В основном водители подбирают вас, потому что им скучно. Общайтесь из вежливости. Это всё‑таки не BlaBlaCar, а автостоп. Будьте благодарны за то, что вас взяли. Если с вами не хотят разговаривать – расслабьтесь. У водителей могут быть разные взгляды. Не спорьте с их точкой зрения или переведите тему.

Я не загадываю поездки заранее. Сначала расставляю жизненные приоритеты – работаю. Можно легко поехать в Грузию или Беларусь, но мне это уже не интересно. Хочется почувствовать, что ты преодолел себя. А это получится, если проделать дальний маршрут: до Китая или Парижа».

Валерия Солошенко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер