Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 июня 2014, 11:15
 Оксана Придворева 4302

Шерлок из глубинки

История о том, как простой новооскольский парень стал грозой преступного мира Петербурга

Шерлок из глубинки
  • Оксана Придворева

«Я памятник себе воздвиг…» Этой известной пушкинской строкой менее всего можно охарактеризовать знаменитого русского сыщика XIX века Ивана Дмитриевича Путилина, первого начальника петербургской сыскной полиции. Человека скромного и застенчивого. Уроженца Нового Оскола и нашего с вами земляка, между прочим.

Так вот, о памятнике. «Страна должна знать своих героев в лицо», – решили в Белгородском юридическом институте МВД России и обратились в городскую комиссию по увековечиванию памяти о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории с просьбой разрешить установку памятника русскому сыщику на территории вуза. А пока вопрос решается, в Новом Осколе появилась мемориальная доска, увековечившая память легендарного земляка.

На оскольских берегах

О провинциальной юности будущего начальника петербургского сыска известно крайне мало. Родился Иван Путилин в 1830 году в уездном городишке Новый Оскол Курской губернии в семье коллежского регистратора. Коллежский регистратор – должность невысокая и непрестижная, низший гражданский чин в Табели о рангах. Давал, правда, право на личное дворянство. Но одним дворянством сыт не будешь, поэтому семья Путилиных жила бедно. В 10 лет мальчика определили в уездное училище, где он, по собственным словам, не особо налегал на книжное учение и звёзд с неба не хватал.

Вскоре с учёбой было покончено: Иван поступил рассыльным на казённую службу. Через четыре года понял, что такая жизнь не для него – и решил переехать в столицу. Терять ему в Новом Осколе было нечего: мелкий городишко в 200 верстах от Курска заоблачных перспектив перед ним не открывал.

Вверх по карьерной лестнице

В Петербурге старший брат Путилина похлопотал за младшенького и пристроил будущего «грозу грабителей и убийц» писарем в один из департаментов Министерства внутренних дел. Нельзя сказать, что работа «офисного планктона» устраивала Ивана. В это время он пожалел о потерянных впустую годах в училище. Пожалел – и стал навёрстывать упущенное. Засел за не прочитанные ранее учебники и в короткий срок подготовился к экзамену за полный гимназический курс при Императорском Петербургском университете. После экзамена Путилину «за оказанные познания» был выдан документ, эквивалентный нынешнему аттестату о полном среднем образовании.

Продолжая работать при хозяйственном департаменте Министерства, в 1854 году Путилин подал прошение о переводе его на должность младшего помощника квартального надзирателя. Прошение было удовлетворено, и Ивана направили на довольно неспокойный участок – городской Толкучий рынок, где постоянно приходилось искать и ловить за руку мелких воришек и нечестных барышников. За добросовестное отношение к службе через полтора года Иван Дмитриевич получил первое повышение: должность старшего помощника квартального надзирателя. А никто и не говорил, что делать карьеру в середине XIX века было легко!

В фильме С.Газарова "Сыщик Путилин" роль гения русского сыска сыграл актёр Владимир Ильин
В фильме С.Газарова "Сыщик Путилин" роль гения русского сыска сыграл актёр Владимир Ильин

Работа для настоящих мужчин

Год за годом Путилин продолжал оттачивать своё сыскное мастерство, прибегая в работе к различным методам: от стандартных допросов свидетелей и наведения справок до экзотических в те времена методов внедрения и эксперимента. Был в его арсенале и рискованный приём «оперативного гардероба», – актёрского перевоплощения, другими словами. Именно актёрское мастерство помогло Ивану Дмитриевичу напасть на след банды душителей, внедриться в неё и предотвратить очередное убийство, арестовав всю шайку.

Благодаря блестящему сыскному «чутью гончей собаки», как выразился один из современников, Путилин быстро продвигался по карьерной лестнице. Правда, в нагрузку к новым должностям он получал в производство запутанные дела без единой зацепки – «глухари» по-нашему. Однако тонкое знание психологии, редкая наблюдательность, юмор и остроумие позволяли Путилину легко вступать в разговоры с любым человеком и получать нужные для розыска сведения.

В канун 1867 года приказом санкт-петербургского обер-полицмейстера Иван Дмитриевич был назначен начальником только что образованной городской сыскной полиции. Уголовный сыск занимался дознанием, сбором улик, поиском преступников и ведением агентурной работы, в том числе с внедрением в банды.

С обязанностями начальника Путилин справлялся прекрасно: при нём в Петербурге не было ни одного значительного преступления, которого не распутала бы сыскная полиция. Раскрытое убийство монаха Иллариона в Александро-Невской лавре, изобличение убийц австрийского военного атташе Людвига фон Аренсберга, расследование крупных экономических преступлений – слава о детективе гремела по всей столице.

Но в каждой истории есть и оборотная сторона медали: интенсивная сыскная работа подорвала здоровье Путилина. Он часто болел и, поняв, что полноценно руководить конторой уже не сможет, подал в отставку. Однако вскоре – и не без вмешательства самого министра внутренних дел – вернулся к прежней должности. В общей сложности на посту начальника петербургской сыскной полиции Иван Дмитриевич провёл около 13 лет, окончательно оставив службу в полиции в 1889 году.

Знаменитый русский адвокат того времени Анатолий Кони в своих мемуарах так писал о сыщике: «По природе своей Путилин был чрезвычайно даровит и как бы создан для своей должности. Необыкновенно тонкое внимание и чрезвычайная наблюдательность, в которой было какое-то особое чутьё, заставлявшее его вглядываться в то, мимо чего все проходили безучастно, соединялись в нём со спокойной сдержанностью, большим юмором и своеобразным лукавым добродушием… Он умел отлично рассказывать и ещё лучше вызывать других на разговор и писал недурно и складно. К этому присоединялась крайняя находчивость в затруднительных случаях, причём про него можно было сказать, что он знал свой мир».

Человек-полулегенда

Современники отмечали, что в облике Путилина не было ничего пугающего. Умное лицо, обрамлённое густыми бакенбардами, проницательные карие глаза, вальяжная манера, мягкий южнорусский говор с таким привычным белгородскому слуху фрикативным «г» и чуть нарочитым «шоканьем» - таким дошёл до нас образ русского Шерлока.

Вполне закономерно, что биография Путилина – в значительной мере беллетризованная – всегда была интересна поклонникам исторического детектива. Первый сборник рассказов о сыщике был выпущен в 1901 году писателем Михаилом Шевляковым, знавшим главу петербургского сыска лично. В 1916 году выходит в свет двухтомник «40 лет среди убийц и грабителей. Записки первого начальника Петроградской сыскной полиции», где повествование ведётся от первого лица. В каждом рассказе Путилина – подлинная история таинственного преступления. В ходе расследований много опасных поворотов, загадок, мистических совпадений и курьёзов, а финальная разгадка всегда остроумна и неожиданна.

Писатель Леонид Юзефович сделал Путилина главным героем своей детективно-исторической трилогии, включающей романы «Костюм Арлекина», «Дом свиданий» и «Князь ветра». По его романам были сняты фильм «Сыщик Петербургской полиции» и относительно свежий сериал «Сыщик Путилин» с Владимиром Ильиным в главной роли.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×