Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 мая 2020,  09:07

От Корочи до Порт-Артура. Как корочанский дворянин научился строить крепости

От Корочи до Порт-Артура. Как корочанский дворянин научился строить крепости
  • Белгородские известия

20 мая исполняется 164 года со дня рождения Константина Величко – военного инженера из Корочи. Всю жизнь он посвятил фортификации – разрабатывал проекты и руководил возведением военных укреплений по всей Российской империи и за её пределами.

Вершина его карьеры – план военно-морской базы Порт-Артур, сыгравшей одну из ключевых ролей в Русско-японской войне. Военно-инженерному делу Константин Иванович отдал больше 50 лет своей жизни. Наряду с выдающимися военными инженерами Теляковским и Тотлебеном Величко стал одним из отцов русской фортификационной школы.

Из студентов в преподаватели

Детские годы Величко провёл на своей малой родине – в городе Короче тогда ещё Курской губернии. Затем, дворянина по происхождению, его отправили учиться в Санкт-Петербургскую военную гимназию, после которой он блестяще сдал экзамены в Николаевское инженерное училище и военную академию. Однако учёбу пре­рвала Русско-турецкая война, куда Величко отправили в качестве сапёра. Для молодого юнкера это была лучшая практическая школа. Тем не менее после войны Величко вернулся в академию и окончил её с отличием. Его имя занесли на мраморную Доску почёта, а он сам остался преподавать фортификацию студентам. С этого момента Величко уже не оставлял научно-педагогической деятельности до конца жизни.

В 1883 году Константин Иванович продолжил осваивать профессию военного инженера за границей. Целый год Величко провёл в Германии, Италии, Франции и Бельгии, слушая лекции именитых профессоров, осваивая западные традиции военного дела. Вернувшись в Россию и подверг­нув всестороннему анализу полученные знания, он выработал собственную теорию фортификации. Своими изысканиями он делился со студентами академии на авторском курсе под названием «Броневые закрытия», а также регулярно публиковал подробные статьи по разным темам на страницах «Инженерного журнала».

Порт-Артур за 15 миллионов

В 1899 году Величко уже в звании полковника командировали на Дальний Восток для составления проекта крепости Порт-Артур. Задача стояла непростая – построить мощное укреп­ление с далеко вынесенными фортами и батареями. При этом затраты на возведение крепости максимально снизить.

Проект Величко утвердили в 1900 году. Он предусматривал строительство 22 долговременных позиций для приморских артиллерийских батарей, 6,5 км ограды вокруг центра крепости, а его стоимость превышала 15 млн рублей. Инженерные работы по плану Величко начали в 1901 году. На тот момент Порт-Артур представлял собой небольшой посёлок, в котором проживали четыре тысячи человек. Если бы все условия проекта были выполнены, то Порт-Артур мог стать одним из самых мощных русских форпостов на Тихом океане. Однако к началу Русско-японской войны, в 1904 году, из‑за недостаточного финансирования укрепления достроили только наполовину. В результате чего гарнизон Порт-Артура смог выдержать 159 дней героического противостояния, нанёс огромный урон противнику, но в конечном итоге капитулировал.

В начале войны Константина Ивановича назначили генералом для особых поручений при командующем силами на Дальнем Востоке генерале Алексее Куропаткине. И в этом чине Величко успел разработать проекты ещё девяти укреплений, среди которых были китайские Мукден и Харбин.

За отличие в боях под Ляояном Величко наградили золотым оружием с гравировкой «За храб­рость» и двумя боевыми орденами. Кроме того, он получил французский орден Почётного легиона и испанский орден «За военные заслуги».

Корочанский инженер Константин ВеличкоКорочанский инженер Константин Величко

Теоретик и практик

После окончания Русско-японской войны Величко вернулся в Россию, где принял участие в создании обширного Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона и стал редактором Военной энциклопедии издательства Сытина. Константин Иванович оставил после себя немало трудов и публикаций, сформировавших научную базу русской фортификационной школы.

В начале Первой мировой войны генерал Величко возглавил инженеров 11-й армии, которая вела осаду австрийского Перемышля. После многомесячной осады в 1915 году легендарная крепость была взята. Тогда же Величко разработал и предложил новую форму инженерного оборудования местности для организации наступления – «инженерные плацдармы». Впервые идею Величко реализовали при подготовке Брусиловского прорыва в 1916 году. За что Константин Иванович получил сразу несколько высоких государственных наград.

Имя в истории

После революции 1917 года при штабе Верховного главнокомандующего создали долж­ность полевого инспектора инженерной части. О назначении Величко на эту должность ходатайствовали военные инженеры нескольких фронтов. В присланных на имя военного министра телеграммах говорилось: «Признавая генерала Величко наиболее авторитетным в инженерном корпусе руководителем, при обширном его опыте и знании, широкой инициативе и недюжинной энергии, при которых дело инженерной подготовки театра войны может быть поставлено на надлежащую высоту… усердно ходатайствуем об утверждении генерала Величко». В конечном итоге Константин Иванович получил эту должность и руководил инженерной обороной Петрограда в 1918 году.

Кроме того, Величко продолжил обучать студентов инженерному делу. В 1923 году он возглавил кафедру фортификации и военных наук Военно-инженерной академии. На этом посту генерал оставался до самой смерти в 1927 году. Величко похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Ленинграде.

Как говорилось в одном из приказов Рев­военсовета, «имя профессора Величко останется в истории наряду с самыми крупными именами в области фортификации».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×