Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 апреля 2020,  12:32

Кукольная больничка. Как игрушечные «пациенты» помогали студентам изучать хирургию

Кукольная больничка. Как игрушечные «пациенты» помогали студентам изучать хирургиюФото: Анна Емельянова
  • Белгородская правда

В белгородском медицинском колледже НИУ «БелГУ» игрушечные «пациенты» играют роль наглядных пособий.

Эту коллекцию «больных» кукол создала преподаватель хирургии Зоя Сидоркина, которая больше 30 лет проработала в медколледже. Прошлой осенью Зои Фёдоровны не стало, однако её куклы хранятся в кабинете хирургии.

Настройка на учёбу

Как часто бывает у медиков, Зоя Сидоркина с детства мечтала стать врачом. После школы она поступила на лечебный факультет Воронежского медицинского института, который окончила с красным дипломом. Молодого специалиста по распределению направили в Белгородскую областную больницу, где она трудилась сначала хирургом, а потом старшим ординатором в онкологическом отделении.

Учить студентов Сидоркина стала не по своему желанию. У неё развилась сильная аллергия на новые лекарственные средства для обработки рук, так что практику пришлось оставить. Оказалось, не зря – педагог из неё вышел, как говорится, от бога.

«Зоя Фёдоровна была очень строгой, студентам «двойки» ставила напропалую, – рассказала методист медколледжа Нина Бычкова. – Но потом ребята приходили к ней на отработку, и она их буквально заставляла всё выучить. В итоге ставила всем «четвёрки», редко у кого «тройка» была. Вот так она умела настроить на учёбу».

Преподаватель педиатрии Анна Чуйко отметила, что студенты любили строгого педагога:

«Да, она была требовательной, что им, конечно, поначалу не нравилось, но потом все ей спасибо говорили и долго помнили».

«Сидоркина очень любила свою профессию и говорила: если я уйду, то умру», – вспомнила другой методист Марина Винюкова.

Зоя СидоркинаЗоя Сидоркина / Фото: Анна Емельянова

Зачёт за стомы

Кабинет преподавателя хирургии находился на базе областной клинической больницы, там она и занялась куклами. Было это в начале 2000-х годов. Тогда, занимаясь со студентами, Зоя Фёдоровна поняла, что уровень их знаний может значительно повыситься, если семинары станут наглядными. Пары у Сидоркиной посещали художественно одарённые девушки Наталья и Екатерина, и преподаватель вместе с ними сделала несколько муляжей по темам, которые студентам давались труднее всего.

В то же время другая студентка никак не могла одолеть тему «стомы» – созданные хирургическим путём отверстия в теле пациента, которые помогают ему дышать или двигать по организму пищу. Например, при сильном отёке гортани от укуса пчелы делают стому в трахее, чтобы человек не задохнулся.

Для двоечницы и сделали первое наглядное пособие из игрушки: на теле куклы проделали отверстия в местах возможного введения дренажей. При виде куклы девушка без ошибок перечислила все виды стом и сдала зачёт.

«Волчья пасть» из парафина

«Студенты стали приносить кукол и вместе с преподавателем наглядно изображать заболевания, шить медицинскую форму. Одного пупса педагогу подарил даже студент медицинского факультета БелГУ из Венесуэлы. Не знаю только, где он его покупал, у себя на родине или в России», – говорит Марина Винюкова.

Куклам помогали «заболеть» уже не только при помощи отверстий и красок. Разные раны, травмы, опухоли и прочие нелицеприятные вещи делали с помощью гипса, парафина и пластилина. Для изображения «волчьей пасти» использовали парафин, для «заячьей губы» понадобился даже паяльник. Готовые куклы покрывали лаком для долговечности.

Кстати, зарубежных Барби и им подобных барышень Зоя Фёдоровна категорически не признавала, хотя они куда более соответствуют пропорциям человеческого тела, чем советские куклы. Главным критерием в выборе пупсов был простор для творчества. На пухленьких советских кукляшках можно было изобразить куда больше «болячек», чем на тоненькой американской кукольной супермодели.

Кукольная больничка. Как игрушечные «пациенты» помогали студентам изучать хирургию - Изображение Фото: Анна Емельянова

От ожога до гангрены

Зоя Фёдоровна создала альбом с фотографиями всех кукол и других своих наглядных пособий. Некоторые из них не сохранились до нашего времени: одни потрескались и их выбросили, другие кто‑то забрал себе. Так что сейчас многое можно увидеть только на бумаге.

Чего тут только нет… Форма операционной и постовой медсестёр, врачей и даже куколки с вульгарным макияжем и ярким маникюром. Надписи рядом с ними предупреждают: «В такой форме нельзя работать в хирургическом отделении».

Одни куклы демонстрируют ­внутреннее строение человека, другие – правила наложения повязок, третьи – ожоги, переломы и жутко выглядящие заболевания.

Даже обычные хирургические резиновые перчатки стали основой для муляжей. Из них педагог сделала кисти рук с гангреной, поражением электрическим током и другими неприятными недугами.

На почётном месте

Куклы располагались в кабинете Сидоркиной в специальном стеллаже, сделанном на заказ. Дошло до 150 игрушечных пациентов! Кабинет Зои Фёдоровны стал одной из достопримечательностей областной больницы. Туда заходили в гости сотрудники медучреждения, студенты колледжа и медицинского факультета БелГУ, пациенты и их родственники.

«Главный врач областной больницы Владимир Куликовский (сейчас он возглавляет медицинский институт Белгородского госуниверситета) гордился этим кабинетом и всем гостям больницы его показывал, – рассказывает Анна Чуйко. – А прежнего ректора университета Леонида Дятченко настолько поразила коллекция «больных» кукол, что Сидоркина за эту работу получила должность доцента без защиты кандидатской диссертации».

Когда Зоя Фёдоровна ушла на пенсию, куклы остались на её рабочем месте, но следить за ними было некому, поэтому многие из них потеряны. Оставшихся перенесли в кабинет хирургии в самом колледже, где они заняли места за стеклом как музейные экспонаты.

Сейчас студенты изучают раны и заболевания на современных манекенах, а также друг на друге при помощи накладных травм и ожогов. Один чемодан с таким «оборудованием» избавил бы целую компанию любителей ужастиков от необходимости придумывать костюмы на Хэллоуин. А игрушечные «больные» стали частью истории колледжа, в своё время позволив студентам разобраться со сложностями в учёбе и впоследствии успешно лечить настоящих пациентов.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×