Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 марта 2020,  16:26

У меня зазвонил лохотрон. Как избавиться от телефонных спамеров

У меня зазвонил лохотрон. Как избавиться от телефонных спамеровФото: pixabay.com
  • Белгородская правда

Если поставить любимую мелодию на звонок мобильника, она перестанет быть таковой уже на следующее утро. Особенно если это раннее утро субботы. Проклиная звонок, дотягиваюсь до орущего гаджета, откуда через секунду звучит противно-бодрое: «Здравствуйте! Это замена масла у Виталия!».

Сонный разум моментально выдал образ Аннушки, льющей масло на рельсы. А при чём тут Виталий? Голос из телефона, игнорируя испуганные вопросы, настойчиво диктует некие адреса. Пришлось пояснить, что со сна я одинаково недолюбливаю всех Виталиев мира. Слегка повышая голос. Кажется, на последней ноте он перешёл в рычание. Но телефонная нимфа, ничуть не смутившись, продолжала щебетать. Только тогда мозг окончательно проснулся и сообщил: это автообзвон.

Орёт – значит наш

Не знаю, как у вас, а у меня дёргается глаз на вопрос: «Здравствуйте, это фирма «Рога и копыта», у вас есть минутка для мегавыгодного предложения?». Чем вкрадчивей и любезней голос звонящего, тем тоскливее ощущение того, что быстро он не отвяжется: «Ах, вам, наверное, просто неудобно говорить? Ничего-ничего, мы вам перезвоним». В ответ на любое вялое сопротивление – почти военная стратегия – «работа с возражениями клиента», ей сейчас в любой мало-мальски приличной компании учат. Одновременно с правилами пользования корпоративным холодильником.

Первая реакция – покрыть матом назойливого нарушителя личного пространства – не поможет (проверяла). Настырный собеседник хоть и отождествляет в этот момент всё зло мира в своём голосе, в общем‑то не виноват. Во‑первых, каждый его звонок записывают и проверяют многочисленные начальники. Во‑вторых, вас могут внести в чёрный список неадекватных клиентов. Если это Виталий, то не страшно, а если достаёт банк, где мечталось взять ипотеку? И, в‑третьих, раздражение у собеседников, как правило, обоюдное: вряд ли он мечтал о такой карьере, скорее, это временная передержка в поисках постоянной работы.

Знакомая работает на обзвоне ипэшников – предлагает взять кредит в известном банке:

«Нас учили: самые несдержанные как раз наши потенциальные клиенты. Если человек уверенным, спокойным голосом парирует, что ему это не нужно – вряд ли получится его дожать. Если нервничает и срывается – это дело времени. Возможно, бизнес идёт не очень, и в скором времени кредит ему понадобится. Значит, нужно поменять вектор общения и убедить взять его сейчас».

Откуда берут номера? Из общей клиентской базы. Если вы внимательно почитаете банковский договор (который по‑любому подписывали, когда оформляли карточку, неважно – кредитную или дебетовую), то обнаружите, что, ставя подпись, автоматически согласились с рассылкой коммерческих предложений. А если есть согласие клиента на получение рекламы – де-юре не придраться.

И ещё ход конём: если звонок или смс начинается с личного обращения (вроде «Уважаемая Марьиванна! Вам доступен кредит…»), то с точки зрения закона это уже не реклама, а персональное предложение. Даже если его сделали ещё миллиону Марьиванн.

Спасите уши

В предновогодней суете белгородцев одолевали Маликов и Билан (не путать с Билайном), которые по телефону настойчиво рекомендовали заглянуть в ювелирный магазин – тот самый, что каждый декабрь сообщает о своём закрытии и по сему поводу устраивает скидочный пир во время «чумы». Недавно у магазина появилась новая фишка – обзванивать клиентов-именинников и задвигать им рекламу под соусом поздравлений. Понятно, что собрать абонентов с днём рождения в один день вообще не проблема. Правда, знакомый Александр жаловался, что ему звонил Билан, называл его Александрой и «прекрасной принцессой».

Популярные голоса, разумеется, звучат в записи. Неизвестно, в курсе ли происходящего оба звёздных Дмитрия, но это как раз тот случай, когда номер проще отправить в чёрный список (вряд ли отвергнутые разрыдаются в подушку). Туда, где уже ждут Семенович, Дюжев, Анфиса Чехова и прочие «рекламные агенты» магазина. Места всем хватит!

Есть и другая технология. В последнее время часто получаю звонки с краснодарских и московских номеров. Два гудка – и сброс. Перезваниваю, слышу: «Вам одобрен кредит» – и далее по тексту. Формально этот вид втюхивания тоже не признают вне закона. Потому что, отзваниваясь, ты вроде как даёшь согласие на общение. Проще говоря, сама перезвонила – сама дура. Иногородний номер объясняется просто: белгородский предприниматель заказывает обзвон фирме (зачастую однодневке, которую сложно отследить), а та собирает агентов по всей стране. Это отсюда зачастую растут ноги у объявлений «работа без опыта и образования».

Блокировать номер бесполезно – я сдалась на втором десятке, потому как каждый раз звонок поступал от нового абонента. Кол-центры используют сотни исходящих номеров и редко звонят с одного дважды. Перезванивать тем более не стоит – в некоторых случаях за это списывают деньги. Под прикрытием соцопроса на том конце могут тянуть время. К тому же звонки от роботов часто заказывают, чтобы проверить активность номеров, полученных из слитых баз данных. И если вы обнаружите себя, спам-звонков точно не избежать.

Вывод: кому надо – дозвонятся сами. Ну или, по крайней мере, сначала попробуйте вбить этот набор цифр в Гугле – если это реклама, он вас предупредит.

А если найду?

— Добрый день, Юлия! – бесцеремонно врывается в рабочий час пик очередной звонок. – Салон красоты бла-бла предлагает вам бесплатный сеанс массажа…

— Откуда у вас мой номер?

— Ваши подруги уже побывали у нас, им понравилось, они оставили ваш номер, чтобы мы могли также порадовать и вас…

— До свидания.

Юлией я назвалась всего однажды – подписалась так, выставляя объявление на Авито.

Кстати, «доски» объявлений – любимая кормушка для мошенников. И тут важно понимать разницу между разводом и спамом. Предоплату за продажу машины и пин-код от карточки попросят в первом случае, во втором – будут настаивать, чтобы вы что‑то купили или оформили в конкретной точке. Впрочем, нередко первые мимикрируют под вторых.

Но и те и другие не гнушаются телефонными базами операторов и кредитных организаций. То, что их нелегально перепродают сами же сотрудники, давно не секрет. Риск того, что хотя бы один из ста тонущих в спаме решит отсудить своё право на рекламную неприкосновенность, очень невелик. А значит, пока это выгодно.

Относительно прочих пиар-затрат, телефонная база стоит копейки. Схема примитивна: бизнесмен тупо набирает в Гугле: «Купить базу номеров в Белгороде». Сеть широким жестом предлагает ему сотни вариантов посредников, работающих по принципу «утром деньги – вечером стулья». Обмен реквизитами и товаром – по электронке, и никаких личных контактов.

Отправляю заявку на один из сайтов. На вопрос, откуда эта база, получаю ответ: «Мы собираем базы из открытых источников в Интернете, где люди добровольно оставляют свои данные, в том числе и мобильные номера. Такой сбор данных полностью легален».

Очень сомнительно, ибо от предложенной выборки разбегаются глаза: тут тебе и список «обеспеченных», и «свежая база пенсионеров», и «женщины с лишним весом» (при моих 40 кг несколько раз получала предложение похудеть на «бесплатной» консультации). Купить можно базу области, района, конкретного посёлка… Более того, её заботливо разделят по полу и возрасту, интересам, социальному положению, даже наличию детей и автомобиля. Стоимость пакета на тысячу «просто физических лиц» – всего 450 рублей, конкретно автомобилистов – 680, бизнесменов – 980.

Есть и общедоступные базы. Вроде той, что предлагает Россвязь. Достаточно вбить первые цифры номера, и вам выдают оператора, регион и выборку от сотни похожих номеров – пользуйся, не хочу.

Телефонный террор

Самое противное, что есть куча юридических нюансов, которые позволяют маркетологам чихать на ваше личное пространство. Допустим, вас до поросячьего визга одолел кинотеатр «Очкарик», владелец которого искренне полагает, что вы жить не можете без ежедневного анонса новых фильмов. Вы в свою очередь уверены, что в этом кинотеатре ни разу не были, телефонный номер там не светили, а за его доставучесть вообще до конца жизни туда ни ногой. Но!

Если вы начнёте крутить эту ниточку, то докрутите до того, что собственник кинотеатра «Очкарик» и кинотеатра «Огонёк» (где вы в каком‑то лохматом году выиграли халявный билет и расписались за его получение в анкете) – одна юридическая особь. И ваши данные получены вроде как законным путём.

И, наконец, номер мог просто перейти «по наследству» от предыдущего владельца, который лет десять назад оставил свой номер в магазине матрасов, чтобы получить скидку.

Вариаций телефонного террора много, но частят два вида: хаотичная и адресная реклама в стиле «дай ещё». В первом случае кол-центр понятия не имеет, кто возьмёт трубку, потому сначала вопрос: «Как я могу к вам обращаться?». Во втором звонят банки, салоны, магазины, где вы уже оставляли деньги, но, видимо, недостаточно.

Кстати, антимонопольщики cчитают, что бум телефонного спама уже прошёл, дескать, обращений стало меньше, потому что с ними борются сотовые операторы. А вы как считаете?

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×