Зимние полотна. Где белгородцы могут полюбоваться снегом
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Если зима поскупилась на снег, то не стоит расстраиваться. Можно посмотреть, к примеру, дома старый добрый «снежный» фильм. Но лучше провести время с большей пользой – сходить в музей.
В коллекции Белгородского государственного художественного музея хранится немало полотен на тему зимы и зимних эмоций. «Белгородская правда» выбрала некоторые из них.
«Москва. Красная площадь»
Народный художник СССР Дмитрий Налбандян (1906–1993) – мегазвезда советского искусства. Особенно парадного портрета. Он писал многих представителей советской партийной элиты, в том числе Иосифа Сталина, Никиту Хрущёва, Леонида Брежнева. В художественных кругах его называли «Первая кисть Политбюро».
В Белгородском художественном музее представлена работа Налбандяна с изображением Московского Кремля. Избегая внешней эффектности, художник передаёт образ зимней столицы. С её очарованием – и недостатками, вроде не почищенных от снега тротуаров. И с отсутствием, вопреки названию, собственно Красной площади.
Завод «Красный Коминтерн»
Эту картину в 1971 году написал брянский художник Василий Матюшин (1934 – 1982). Предприятие на ней сегодня – Брянский машиностроительный завод, основанный в 1873 году. Высочайшим повелением было учреждено «Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода».
К 1910 году завод построил более 2 400 паровозов и 36 тыс. вагонов, специализированных платформ и нефтяных цистерн. После революции 1917 года производство почти остановилось. Но уже зимой 1918 года начали выпускать сельхозмашины, бронепоезда, вагоны и платформы. А в 1937 году завод увеличил выпуск продукции в 16 раз по сравнению с 1913 годом.
В войну завод был почти полностью разрушен. Но вновь поразительно быстро восстал из руин. Уже в 1950 году завод достиг довоенного объёма производства. В 1951 году здесь построили первую паровую турбину, а три года спустя организовали производство энергопоездов.
Белый снег на этом полотне – удачный фон для причудливого архитектурного ансамбля красных корпусов завода – свидетелей трудового упорства советских людей.
«Первый сквозной»
Народный художник РСФСР ленинградец Юрий Подляский (1923–1987) изобразил пуск поезда по Байкало-Амурской магистрали. БАМ, соединяющая Сибирь и Дальний Восток, строилась с 1938-го по 2003 год.
Массу встречающих поезд людей он поместил в нижней части картины. А на большей части холста изобразил горный массив, покрытый тайгой, чтобы подчеркнуть сложность строительства.
Образный строй работы торжественен и эпичен, в нём пульсирует энергия действия и человеческих эмоций. Художник сумел запечатлеть прорыв всей страны – ударный труд и героизм, победу людей над суровыми геологическими и климатическими условиями.
«Зимний день в деревне»
В собрании БГХМ немало произведений лучших художников центральных областей России. Один из них – народный художник РСФСР Евгений Рябинский (1925–2002), живший в Тамбове.
Евгений Владиславович воевал на Ленинградском фронте. После демобилизации окончил Московский художественный институт имени В.И. Сурикова и поселился в Тамбове.
Однако любимой темой художника всегда был не город, а жизнь тамбовского села с его буднями и праздниками и неброской природой. «Зимний день в деревне» – одно из воплощений этого сельского сюжета, изображающее радостных людей на фоне снежного пейзажа.
«Новый год»
Народный художник СССР, живописец, театральный художник и график, плакатист, педагог, академик и профессор Юрий Пименов (1903 – 1977) написал эту работу в 1949 году.
Снега на ней нет. Но есть настроение. Сюжет картины – празднование Нового года – на первый взгляд кажется незатейливым. Художник строит сложную композицию своей картины, располагая на первом плане тёмную прихожую старой московской квартиры. Распахнутая в комнату дверь увлекает взгляд дальше, в ярко освещённое помещение, где разворачивается главное действие картины.
Образ военного человека – главный в картине. Это не случайно, ведь полотно создано спустя всего четыре года со дня окончания Великой Отечественной войны. Художник выделяет офицера центральным месторасположением, позой, светом, идущим от лампы под жёлтым абажуром.
В её лучах фигура офицера имеет уже иной, метафорический смысл. Здесь заключён патриотизм самого художника, москвича – его гордость за дела и подвиги своей страны.
«Московский Кремль зимой»
Автор ещё одного зимнего Кремля – народный художник СССР Пётр Оссовский (1925 – 2015). Эту работу он написал в 1979 году.
Художественный язык Оссовского несёт черты монументальности. Кремль освещён сумеречным светом пасмурного зимнего дня. Словно из чёрной рамы окна, выступают чёткие ритмы архитектуры Кремлёвского ансамбля и заснеженные крыши переднего плана.
Доминантой всей композиции является колокольня Ивана Великого. Она объединяет остальные маковки кремлёвских соборов, символизируя дух России.