Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 февраля 2020,  10:36

Зимние полотна. Где белгородцы могут полюбоваться снегом

Зимние полотна. Где белгородцы могут полюбоваться снегом«Московский Кремль зимой». Пётр ОссовскийФото: Олег Гончаренко
  • Белгородская правда

Если зима поскупилась на снег, то не стоит расстраиваться. Можно посмотреть, к примеру, дома старый добрый «снежный» фильм. Но лучше провести время с большей пользой – сходить в музей.

В коллекции Белгородского государственного художественного музея хранится немало полотен на тему зимы и зимних эмоций. «Белгородская правда» выбрала некоторые из них.

«Москва. Красная площадь»

Зимние полотна. Где белгородцы могут полюбоваться снегом - Изображение Фото: Олег Гончаренко

Народный художник СССР Дмитрий Налбандян (1906–1993) – мегазвезда советского искусства. Особенно парадного портрета. Он писал многих представителей советской партийной элиты, в том числе Иосифа Сталина, Никиту Хрущёва, Леонида Брежнева. В художественных кругах его называли «Первая кисть Политбюро».

В Белгородском художественном музее представлена работа Налбандяна с изображением Московского Кремля. Избегая внешней эффектности, художник передаёт образ зимней столицы. С её очарованием – и недостатками, вроде не почищенных от снега тротуаров. И с отсутствием, вопреки названию, собственно Красной площади.

Завод «Красный Коминтерн»

Зимние полотна. Где белгородцы могут полюбоваться снегом - Изображение Фото: Олег Гончаренко

Эту картину в 1971 году написал брянский художник Василий Матюшин (1934 – 1982). Предприятие на ней сегодня – Брянский машиностроительный завод, основанный в 1873 году. Высочайшим повелением было учреждено «Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода».

К 1910 году завод построил более 2 400 паровозов и 36 тыс. вагонов, специализированных платформ и нефтяных цистерн. После революции 1917 года производство почти остановилось. Но уже зимой 1918 года начали выпускать сельхозмашины, бронепоезда, вагоны и платформы. А в 1937 году завод увеличил выпуск продукции в 16 раз по сравнению с 1913 годом.

В войну завод был почти полностью разрушен. Но вновь поразительно быстро восстал из руин. Уже в 1950 году завод достиг довоенного объёма производства. В 1951 году здесь построили первую паровую турбину, а три года спустя организовали производство энергопоездов.

Белый снег на этом полотне – удачный фон для причудливого архитектурного ансамбля красных корпусов завода – свидетелей трудового упорства советских людей.

«Первый сквозной»

Зимние полотна. Где белгородцы могут полюбоваться снегом - Изображение Фото: Олег Гончаренко

Народный художник РСФСР ленинградец Юрий Подляский (1923–1987) изобразил пуск поезда по Байкало-Амурской магистрали. БАМ, соединяющая Сибирь и Дальний Восток, строилась с 1938-го по 2003 год.

Массу встречающих поезд людей он поместил в нижней части картины. А на большей части холста изобразил горный массив, покрытый тайгой, чтобы подчеркнуть сложность строительства.

Образный строй работы торжественен и эпичен, в нём пульсирует энергия действия и человеческих эмоций. Художник сумел запечатлеть прорыв всей страны – ударный труд и героизм, победу людей над суровыми геологическими и климатическими условиями.

«Зимний день в деревне»

Зимние полотна. Где белгородцы могут полюбоваться снегом - Изображение Фото: Олег Гончаренко

В собрании БГХМ немало произведений лучших художников цент­ральных областей России. Один из них – народный художник РСФСР Евгений Рябинский (1925–2002), живший в Тамбове.

Евгений Владиславович воевал на Ленинградском фронте. После демобилизации окончил Московский художественный институт имени В.И. Сурикова и поселился в Тамбове.

Однако любимой темой художника всегда был не город, а жизнь тамбовского села с его буднями и праздниками и неброской природой. «Зимний день в деревне» – одно из воплощений этого сельского сюжета, изображающее радостных людей на фоне снежного пейзажа.

«Новый год»

Зимние полотна. Где белгородцы могут полюбоваться снегом - Изображение Фото: Олег Гончаренко

Народный художник СССР, живописец, театральный художник и график, плакатист, педагог, академик и профессор Юрий Пименов (1903 – 1977) написал эту работу в 1949 году.

Снега на ней нет. Но есть настроение. Сюжет картины – празднование Нового года – на первый взгляд кажется незатейливым. Художник строит сложную композицию своей картины, располагая на первом плане тёмную прихожую старой московской квартиры. Распахнутая в комнату дверь увлекает взгляд дальше, в ярко освещённое помещение, где разворачивается главное действие картины.

Образ военного человека – главный в картине. Это не случайно, ведь полотно создано спустя всего четыре года со дня окончания Великой Отечественной войны. Художник выделяет офицера центральным месторасположением, позой, светом, идущим от лампы под жёлтым абажуром.

В её лучах фигура офицера имеет уже иной, метафорический смысл. Здесь заключён патриотизм самого художника, москвича – его гордость за дела и подвиги своей страны.

«Московский Кремль зимой»

Автор ещё одного зимнего Кремля – народный художник СССР Пётр Оссовский (1925 – 2015). Эту работу он написал в 1979 году.

Художественный язык Оссовского несёт черты монументальности. Кремль освещён сумеречным светом пасмурного зимнего дня. Словно из чёрной рамы окна, выступают чёткие ритмы архитектуры Кремлёвского ансамбля и заснеженные крыши переднего плана.

Доминантой всей композиции является колокольня Ивана Великого. Она объединяет остальные маковки кремлёвских соборов, символизируя дух России.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×