Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 января 2020,  11:24
 Александра Токтарёва 739

Поговорим как мэр с мэром. Зачем в Чернянском районе пустили старшеклассников в коридоры

Поговорим как мэр с мэром. Зачем в Чернянском районе пустили старшеклассников в коридорыВиктория ФатьяноваФото: Алиса Губанова
  • Александра Токтарёва
  • Белгородская правда
  • Александра Токтарёва
  • Белгородская правда

В Чернянском районе ежегодно проводят конкурс для старшеклассников «Юный мэр». Весь учебный год ребята ходят на тренинги и мастер-классы, показывают визитки, встречаются с представителями районной власти, разрабатывают социальные проекты. Корреспондент «Белгородской правды» побывала на одном из этапов конкурса и рассказала, почему он так важен для чернянских подростков.

Один от школы

Конкурс проводится уже в седьмой раз – впервые организовали его ещё в 2013 году.

«Ребёнок, который хочет участвовать в нашем конкурсе, это ­обычно активист, чьё имя у нас уже на слуху, – отмечает директор Дома пионеров и школьников Вера Каменева. – В основном это ученики 8–11 классов, но в 2018 году в порядке исключения взяли и мальчика-шестиклассника. Несмотря на возраст, он был достойным конкурентом для старших».

От каждой школы района может быть только один участник. Но пользуются этим правом не все – например, в 2019 году из 20 учебных заведений района своих претендентов на титул «Юного мэра-2020» представили всего 16 школ.

Конкурс длится целый учебный год и состоит из семи этапов: организационного, отборочного, психологического, образовательного, стажировки, работы над проектами и финального. Визитная карточка входит в отборочный этап.

«Это самый яркий конкурс, – считает Вера Олеговна. – Здесь можно показать всё, что умеешь, можно использовать группу поддержки – однажды на сцену вышла сразу вся семья. Главное условие визитки – основная роль должна быть за участником конкурса».

Представляем кандидатов

В 2019 году одна из участниц конкурса, Ангелина Зиброва, посвятила свою визитную карточку размышлениям о том, что такое патриотизм и почему она считает себя патриотом:

«Я патриот своей семьи, своих родителей, которые дали мне удивительное имя, которые вырастили меня. Я патриот своего родного села Русская Халань, которому в этом году исполнилось 405 лет».

Ангелина рассказала, что особенно она любит и ценит белгородский фольклор, а когда выступает на сцене, главная награда для неё не грамоты, а трепет в сердце и слёзы на глазах слушателей.

Другая конкурсантка, Виктория Фатьянова, сочинила про себя сказку в стихах, а старшеклассник из села Волотово Виталий Лыков в своём выступлении заверил слушателей, что если надо, он сыграет даже Галкина.

Десятиклассница Чернянской школы № 3 Юлия Николаева, выйдя на сцену, первым делом призналась:

«Визитки делать не умею: всегда сложно рассказывать о себе».

За неё всё рассказали телефонные звонки – в динамичном формате сценки создался живой образ конкурсантки. Юля считает себя активистом по натуре: ей нравится пробовать в жизни как можно больше и успевать везде и всюду. Психология, фотография, молодёжная политика – и это далеко не все интересы девушки.

Важную роль в выступлении Юлии Николаевой сыграли обычные телефоны.

«Когда я размышляла над тем, как подать визитную карточку, то просто представила себя каждый день: как я себя веду, что происходит вокруг, и подумала, что это классная фишка! – говорит Юля. – Когда я всё время занята и в то же время именно этот факт и рассказывает обо мне лучше всего».

Когда Юля впервые услышала о конкурсе от друга, то сначала ей показалось, что это очень сложно. Но девушка не привыкла сдаваться перед трудностями и твёрдо намерена бороться за победу. У неё уже готова идея для будущего проекта – он рассчитан на работу с детьми.

Юлия Николаева Юлия Николаева / Фото: Алиса Губанова

Давайте что‑то изменим!

«Первые годы дети писали сочинения: «Каким я вижу свой посёлок через пять лет». Недавно мы пригласили в жюри конкурса одного из тех участников и дали ему прочитать его сочинение, – рассказывает Вера Олеговна. – Он удивился: неужели я такое писал? Он хотел, чтобы в его селе появился тренажёрный зал, и это случилось».

Сейчас же главная задача, которая стоит перед ребятами, это разработка собственного проекта. Направление можно выбрать любое, но организаторы конкурса советуют ориентироваться на то, с чем участник планирует связать будущее.

«В наше время умение писать проекты очень важно, – уверен один из победителей прошлых лет Андрей Змеев. – Очень часто ребята просто не знают, как оформить свою идею, и поэтому всё рубят на корню, из‑за этого нередко светлые идеи не доходят до общества. Никто не может представить, когда твою голову посетит умная мысль, но когда это произойдёт, нужно уметь её записать, принести в администрацию или ЦМИ и сказать: у меня есть классный проект, давайте его воплотим».

Следующий шаг после выбора направления и темы проекта – собственно стажировка. По наблюдениям организаторов, чаще всего ребята хотят её проходить у заместителя главы администрации района по социальной политике или в отделе по делам молодёжи.

«Конечно, всё зависит от выбранного направления и от желания самого ребёнка, – рассуждает Вера Каменева. – Например, один мальчик хотел проходить стажировку у главы сельского поселения, соответственно, мы договорились с ним. У другого участника проект был посвящён созданию отрядов волонтёров содействия полиции – он стажировался в отделе безопасности и в полиции».

Пока чаще всего придуманные ребятами проекты ­останавливаются на стадии разработки, но уже с 2020 года организаторы планируют постепенно вводить в конкурс и практическую часть:

«Представлять на защите уже реализованный проект будет более наглядно. К тому же, так и детям должно быть интереснее: собирать команду, воплощать свою задумку, по‑настоящему видеть все сложности и риски».

директор Дома пионеров и школьников Вера Каменева рассказывает о конкурсе «Юный мэр» директор Дома пионеров и школьников Вера Каменева рассказывает о конкурсе «Юный мэр» / Фото: Алиса Губанова

Серьёзно и по делу

Кроме индивидуальных стажировок ребята проходят и общекомандные, которые включают в себя экскурсии в администрацию района и встречи с представителями власти – в частности, с главой района. Старшеклассники заранее разговаривают с чернянцами, собирают наказы, проблемы, претензии, размышляют над способами их решения, чтобы потом говорить уже серьёзно и по делу, опираясь на факты.

«Эти встречи очень важны, – объясняет Вера Олеговна. – Во‑первых, у детей стираются какие‑то барьеры, они не стесняются. Во‑вторых, то, что инициируют дети, власть слышит. Глава спрашивает их мнение по каким‑то вопросам».

Встречи проходят в формате открытого диалога. Без педагогов и руководителей, без контроля и страха что‑то сказать. Каждый может что‑то предложить или спросить. Андрей Змеев отмечает этот опыт как один из самых значимых в рамках конкурса:

«Многие мои сверстники и ребята помладше ничего не знают о работе администрации, а если и представляют себе это, то обычно либо преувеличивают, либо преуменьшают то, чем и как занимается глава нашего района. Диалог на равных – отличная возможность узнать, как проходит работа у административного служащего и что вообще делают в администрации».

Планы на будущее

Отборочный этап и визитка – только начало. Впереди чернянских старшеклассников ждёт много тренингов, мастер-классов и заданий. Так, в январе им предстоит пройти игру «Коридоры власти», где будут разыграны ситуации, свойственные реальной мэрии. Согласование строительства дома с «архитекторами», утверждение сметы, разработка мероприятия совместно с «управлением культуры» – со всем нужно справиться.

Потом начинается работа над проектами, встречи с руководством района, защита своих идей. Награждение победителей и призёров. А последний, уже не игровой этап – настоящая, взрослая жизнь.

«Мы следим за нашими детьми. Они достигают успехов, учатся, развиваются, – рассказывает Вера Каменева. – Мы ими гордимся. И всегда ждём обратно».

Кто‑то из победителей и призёров прошлых лет уже вернулся в родной район, кто‑то – нет. Но самое важное, что эти ребята выросли хорошими людьми, которые будут стараться приносить обществу пользу. И в этом им точно пригодятся навыки и опыт, полученные за год участия в конкурсе «Юный мэр».


отборочный этап конкурса «Юный мэр» отборочный этап конкурса «Юный мэр» / Фото: Алиса Губанова

«Юный мэр» дал мне очень многое

Александра Колесова, одна из победительниц конкурса в 2017 году, сейчас – второкурсница историко-филологического факультета НИУ «БелГУ»:

«Участие в «Юном мэре» дало мне очень многое. Во‑первых, я попробовала себя в качестве создателя проектов, познакомилась с проектами других участников и открыла для себя многие интересные вещи. А во‑вторых, познакомилась со многими людьми, которые стали моими друзьями. На всём протяжении проекта моим руководителем, наставником и другом была старшая вожатая общеобразовательной школы села Ездочное Светлана Николаевна Крылова».

Я разработала проект «Создание районного детского фольклорно-этнографического коллектива-спутника «Задоринка» из числа учащихся общеобразовательных учреждений района». Его суть заключалась в сохранении культурного наследия района и приобщении школьников к народному (и не только) пению и игре на различных инструментах. Я сама много лет занимаюсь народным пением и играю на гармошке, потому и решила продвигать эту тему.

Сейчас в моей школе создали ансамбль «Лейся, песня», который является украшением каждого мероприятия, проходящего в селе, районе и области, часто становится победителем и призёром региональных конкурсов и фестивалей. Кстати, совсем недавно, по приглашению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, девушки выступали в Белгородской митрополии.

А ещё многие ученики активно занимаются в ансамбле гармонистов «Субботея» и детском фольк­лорном коллективе-спутнике «Веретёнце» народного хора русской песни «При Осколе», которые работают в центре культурного развития села Ездочное.

Проект был реализован

Андрей Змеев, победитель конкурса в 2018 году, сейчас – второкурсник факультета журналистики НИУ «БелГУ» и корреспондент телеканала «Белгород 24»:

«Я считаю, что всё, в чём ты принимаешь участие, может пригодиться в будущем. Поэтому и решил попробовать себя в конкурсе «Юный мэр». Конечно, как и все, я стремился к первому месту, но не думал, что действительно его займу. Для меня было гордостью и удовольствием просто участвовать».

Мой проект назывался «Доброте преграды нет, рядом голубой берет». Это был список мероприятий для школьников и воспитанников военно-патриотического клуба «Вымпел», направленных на культурное и физическое развитие ребят с помощью мужчин, которые отслужили в рядах воздушно-десантных войск. Одной из причин его соз­дания стали ещё существующие на тот момент отклики из прошлого, девиантное поведение некоторых десантников. Проект должен был приобщить их к детям и показать, что их праздник да и любой праздник вообще можно проводить по‑другому, что элита нашей армии должна подавать молодому поколению пример. Кроме того, некоторым ребятам не хватало такого общения.

Проект был реализован, но не полностью. Не все моменты, которые мы прописали в проекте, могли исполняться в точности так, как было задумано – часто всё упиралось в какие‑то официальные разрешения или банально в человеческий фактор. Но всё же основные задачи мы выполнили: приобщили молодёжь к патриотизму и физическому развитию и привлекли десантников к общению с ребятами – теперь они проводят много мероприятий с нашими школьниками и клубом «Вымпел».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×