Семь раз проверь, один – подпиши. Как поменять окна и не пожалеть об этом
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
«Вызвала бригаду ставить окна — оказались мошенники!», «Мастер взялся клеить обои — и пропал», «Начали класть стены, через неделю пропали».
Интернет пестрит жалобами на недобросовестных подрядчиков. Действенное средство против них одно — официальный договор. Как правильно его оформить? Как проверить подрядчика? Об этом рассказала ведущий специалист отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Белгородской области Елена Воронова.
Как правильно оформить договор?
Регулируют эту сферу Закон «О защите прав потребителей», Гражданский кодекс и Правила бытового обслуживания населения. Все правоотношения, сопровождающие установку пластиковых окон, натяжных потолков, ритуальные услуги и так далее, оформляют письменным договором и желательно на бумаге.
В договоре прописывают наименование исполнителя услуг, дату заключения, указывают, какие именно работы будут выполняться. Здесь же цена. Если это предоплата, то указывают её условия и сроки внесения остаточной стоимости, срок исполнения работы или услуги в рабочих или календарных днях, гарантийные сроки. Дополнительно прописывают, из чьего материала произведут работу, права и обязанности сторон, ответственность за нарушение договора.
Если заключают договор на установку пластиковых окон, то делают договор подряда, а не купли-продажи (как пишут многие исполнители, чтобы избежать неустоек и других последствий). Первый означает большую ответственность, чем второй. Документ может быть и комбинированным, если, к примеру, человек обращается в ритуальные услуги за покупкой памятников и их установкой — здесь заключают договор купли-продажи и подряда.
Некоторые фирмы обходят закон стороной и оформляют договорённость кассовым или товарным чеком, распиской. В любом случае на документе должна стоять печать подрядчика, подписи двух сторон и прописана вся информация, чтобы, в случае чего, было с чем идти в суд.
Как проверить добросовестность подрядчика?
Когда заказчик приходит в офис фирмы, он имеет право ознакомиться с документами, которые обязательно должны висеть в уголке потребителя: ИНН, ОГРН, наименование, юридический или фактический адрес, основные условия договора, образцы изделий в каталогах.
Если организация недобросовестная, то, скорее всего, её представители будут уклоняться от заключения договора и выдачи документов. Всегда лучше всё проверить, сейчас в Интернете есть информация о большинстве компаний — и, как правило, с отзывами.
Что делать, если обманули?
Если вы считаете, что ваши права нарушили, то следует соблюдать претензионный порядок. К примеру, человек заказал двери, внёс сумму, сроки прошли, а дверей всё нет. Потребитель снова обращается к руководителю юрлица, те обещают всё исправить, но ничего не меняется. В этом случае надо написать претензию на имя подрядчика, указать свои требования (расторгнуть договор, возвратить деньги, взыскать неустойку) и отправить её по почте или вручить лично в руки. Закон даёт подрядчику десять дней на выполнение своих обязательств.
Если требования не выполнили, то следующий шаг — суд. Исковое заявление можно написать самим или обратиться к юристу. В управлении Роспотребнадзора тоже помогут написать заявление, проанализировать заключённый договор и параллельно с судебными разбирательствами могут начать собственную проверку, если на то будут основания. Бывает, что фирма, с которой заключили договор, исчезает, на её месте уже другая организация. В таком случае следует обращаться в полицию по факту мошенничества.
Что ещё нужно знать?
Многие жалуются на фирмы, которые предлагают свои услуги сами — ходят по домам, раздают листовки на улице, кидают объявления в почтовый ящик. К таким лучше относиться с особенным вниманием: компания, которая процветает и прочно стоит на ногах, не будет навязчиво делать сумасшедшие скидки всем подряд. Единственное, за счёт чего она может продвигать себя, — это реклама и сарафанное радио.
Лучше помедлить с заключением договора с фирмой, о которой Интернет молчит. Большинство компаний, зарекомендовавших себя на рынке, люди обсуждают, а если в Сети ничего нет — это должно насторожить. Особенно такие фирмы падки на доверчивых пенсионеров, поэтому лучше предупредить близких.
Справка
Управление Роспотребнадзора по Белгородской области напоминает, что по вопросам защиты своих прав можно обратиться:
- по телефону горячей линии: 8–800–222–04–31,
- в общественную приёмную: 34–41–35,
- в Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области: 51–98–72,
- в МФЦ (пр-т Славы, 25, 1-й этаж) по вторникам и четвергам с 9:00 до 13:00.