Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 ноября 2019,  14:05

Что делать, если вместе с билетом на автобус или поезд вам предлагают оплатить страховку

Что делать, если вместе с билетом на автобус или поезд вам предлагают оплатить страховкуФото: Вадим Заблоцкий
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Полгода назад автор этих строк покупал в кассе на белгородском вокзале железнодорожный билет на Москву. Вообще‑то обычно я приобретаю билеты на сайте РЖД.

Там есть хитрость: по умолчанию в меню сайта стоит галочка в разделе «Страхование на время поездки». Неискушённые пассажиры галочку не снимают и получают в нагрузку к билету не шибко нужную страховку. Не шибко нужную – потому что по закону перевозчик и так страхует каждого (!) пассажира – просто стоимость этой самой страховки «спрятана» в цене билета.

На вокзале кассир вручила мне два билета вместо одного. Правда, второй билет при ближайшем рассмотрении оказался вовсе не билетом, а страховым полисом, покупать который я вовсе не собирался.

Последовала короткая перебранка: кассир сообщила мне, что я сам виноват («Надо было заранее предупредить, что страховка вам не нужна»); потом попыталась надавить на жалость («У нас есть план продаж – нас руководство продавать страховки заставляет»); затем решила натравить на жадного пассажира дышащую в затылок очередь («Вот из‑за него я теперь десять минут буду оформлять возврат, и вы все на поезд опоздаете!»).

Очередь зароптала: ну что вы, молодой человек, из‑за ста рублей давитесь? А ещё очки носите и одеты прилично! Я не поддался. Кассирша недовольно крякнула и за считанные секунды оформила возврат за страховку.

А вот с кассиршей воронежского автовокзала этот номер не прошёл. К билету до Белгорода там прилагался страховой полис стоимостью 50 рублей.

— Мне не надо! – возмутился я.

— Возврат невозможен! – отрезала кассирша. – У нас так не принято. Надо было предупреждать, что вам билет без страховки нужен!

Такой же ответ я услышал в окне справочной: оказывается, если пассажир хочет избежать навязывания услуги, он должен сообщить об этом до того, как услугу навяжут.

В ожидании автобуса Воронеж – Белгород я постоял у касс. И выяснил, что пассажиры тут делятся на две категории. Есть неискушённые – вроде меня. С ними разговор короткий: не предупредил, что вторая (первая, напомню, и так включена в тариф) страховка не нужна – получи дополнительную услугу и топай на посадку. Но большинство пассажиров про уловку знают и, протягивая в кассу деньги, предупреждают: мне билет без страховки!

К слову, похожим образом в своё время пытался подрабатывать и белгородский автовокзал, но сотрудники ФАС быстро объяснили ему, почему навязывание страховок незаконно, и наложили штраф. В разных регионах страны за права пассажиров в аналогичных ситуациях вступались прокуратура, Роспотребнадзор, антимонопольная служба.

Может, и в Воронеже найдутся заступники от госорганов? Не факт. По возвращении в Белгород я направил сразу шесть редакционных запросов: в воронежское УФАС, Роспотребнадзор, прокуратуру города, прокуратуру области, а также руководству автовокзала и страховой компании.

Надзорные ведомства прислали стандартные ответы: мол, права граждан (а пассажиры – тоже граждане!) у нас в приоритете, навязывание страховых услуг противоречит действующему законодательству Российской Федерации, обращений по поводу противоправных действий сотрудников автовокзала нами не фиксировалось, но вы там держитесь, всего вам доброго.

Любопытно, что прокуратура в ответе на наш запрос указала, что контролирующими органами в сфере правоотношений между страховщиками и потребителями (в рассматриваемом случае – вынужденными потребителями) являются ФАС и Роспотребнадзор.

Впрочем, в антимонопольном ведомстве занимают другую позицию: в полученном редакцией ответе УФАС по Воронежской области сообщается, что рассмотрение таких вопросов «входит в компетенцию органов Роспотребнадзора».

Куда более интересные ответы прислали руководители страховой компании и автовокзала. Страховщики (к слову, компания «Инкор Страхование» зарегистрирована не в Воронеже, а в Подмосковье) лаконично сообщили, что ни в каких правоотношениях с автовокзалом они не состоят и им «неизвестно о навязывании заключения каких‑либо договоров страхования».

Пока я размышлял, что бы это могло значить, пришёл ответ от руководства автовокзала. Ответ получился лукавый. Из него следует, что воронежский автовокзал в моей проблеме не виноват, потому как его кассиры самостоятельно (!) заключают договоры со страховой компанией и таким образом немного подрабатывают (!) на рабочем месте, выступая в роли страховых агентов и получая за свой труд процент от продаж. То есть если у пассажира и есть проблемы с навязыванием страховки (в чём руководство воронежского автовокзала вовсе не уверено), то это – сфера ответственности кассиров и страховщиков.


Что ответили редакции

Кассир обязан принять навязанную страховку назад

Галина Ласточкина, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области:

«Добровольное страхование пассажиров от несчастного случая отличается от обязательного тем, что осуществляется на основе добровольного изъявления обеих сторон заключить такой тип страхового договора. При приобретении билетов кассир обязан спрашивать, нужна ли пассажиру страховка, и тот вправе от неё отказаться. В этой ситуации кассиры выступают в роли страховых агентов».

Если пассажир не просил его застраховать, а полис ему выдали и взяли за него деньги, можно потребовать вернуть их. Делать это нужно сразу же, в кассе. Кассир обязан принять навязанную страховку назад и вернуть деньги. В случае отказа в возврате денежных средств за полис страхования гражданам необходимо обратиться с письменной претензией к перевозчику, в правоохранительные органы, зафиксировать происходящее при возможности на камеру.

Ущемление интересов потребителей

Юрий Козлов, заместитель прокурора Коминтерновского района г. Воронежа:

«Отсутствие разъяснения покупателю условий договора страхования и правил его заключения, отсутствие предупреждения о том, что одновременно с билетом он приобретает ещё и страховой полис, прямым образом свидетельствует об ущемлении интересов граждан и навязывании им дополнительной услуги по добровольному страхованию. Последствием этого злоупотребления является ущемление интересов потребителей как на рынке продажи билетов, так и на рынке страхования».

Автовокзал не занимается страхованием

Михаил Пеленкин, заместитель генерального директора ООО «Автовокзал» (г. Воронеж):

«Автовокзал не занимается каким‑либо видом страхования. Указанными функциями наделены только страховые компании, которые осуществляют свою хозяйственную деятельность на территории автовокзала. Осуществлять контроль за их деятельностью руководство автовокзала не имеет правовой возможности».

Страхование пассажиров компании осуществляют через кассиров автовокзала, что не запрещается законом. Вопрос по поводу инструктажа кассиров на предмет «включения по умолчанию в билет стоимости страховки» задан неправомочному лицу, так как финансовые средства, получаемые от указанного страхования, являются собственностью не автовокзала, а страховой компании.


Отсюда вывод: не хотите переплачивать – громко и чётко сообщайте кассиру при покупке билета, что страховка вам без надобности. А то мало ли…

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×