Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 октября 2019,  16:14

Фотография как образ жизни. Почему важно снимать в нужное время в нужном месте

Фотография как образ жизни. Почему важно снимать в нужное время в нужном местеАлександр Тягны-РядноФото: Владимир Юрченко
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

В белгородской галерее фотоискусства открыта персональная выставка известного российского фотохудожника Александра Тягны-Рядно «Фотография. Образ жизни».

Член Союза фотохудожников и Союза журналистов России, а также Международной федерации художников ЮНЕСКО, Александр Рэмович поделился результатами своих многолетних творческих поисков. «Белгородская правда» публикует выдержки из рассуждений мастера о творчестве на стыке эпох и стилей.

Выставка и мастер-класс

Александр Тягны-Рядно начал снимать ещё в советское время. На заре карьеры работал для «Советской культуры», «Известий», «Собеседника». После перестройки сотрудничал со многими ведущими российскими и зарубежными изданиями. Он выпустил более десятка фотокниг и фотоальбомов, а выставки его работ экспонировались в России, Италии, Испании, Франции, Великобритании и других странах.

Сейчас Александр Рэмович – свободный и при этом востребованный фотохудожник, которого регулярно приглашают поработать над крупными российскими и международными фотопроектами. В Белгород Тягны-Рядно приехал по инициативе местного фотосообщества. Он привёз свою персональную выставку «Фотография. Образ жизни», которая будет экспонироваться до 6 ноября, и провёл для местных фотографов и всех интересующихся фотоискусством мастер-класс по фотографии путешествий.

Фотография как образ жизни. Почему важно снимать в нужное время в нужном месте - Изображение Фото: Владимир Юрченко

О фотографии как искусстве

«Мне кажется, сейчас фотография стала самым главным из искусств. По крайней мере, самым массовым. У каждого есть фотоаппарат в телефоне, и все снимают. Таким образом приобщиться к творчеству может каждый. И это надо поощрять – делать, например, выставки мобилографии».

Но при этом арт-фотография, художественная фотография всё равно останется как искусство: если у всех есть фотоаппараты, это не значит, что эти люди станут фотохудожниками.

Фотография как образ жизни. Почему важно снимать в нужное время в нужном месте - Изображение Фото: Владимир Юрченко

О решающем моменте

«Я делал цветной проект для журнала «Вокруг света». На острове Пасхи захотел поснимать на рассвете – один, без телегруппы уехал на другой его конец. И тут такое началось: полил тропический ливень, потом радуга на пол-острова, а с другой стороны – такой свет!!!»

Вот что значит оказаться в нужное время в нужном месте! Всегда всем говорю: не откладывайте на завтра то, что можно снять сегодня. И не ленитесь вставать рано утром или идти на съёмку поздно вечером – это очень важно.

Фотография как образ жизни. Почему важно снимать в нужное время в нужном месте - Изображение Фото: Владимир Юрченко

О решающем месте

«Я очень люблю кино, и в фотографию пришёл из‑за него. Поэтому с людьми кино связана большая часть моей работы. Много снимал актёров, когда работал в «Советской культуре» – большую выставку потом сделал: «Жизнь моя кинематограф…».

Портрет Сергея Бодрова стал провидческим. Он погиб в сентябре, а я его снял в апреле. Он через неделю уезжал в Кармадонское ущелье и вырвался для съёмки – нужна была фотография для журнала «Elle». Он приехал, у нас было несколько минут – и я его затащил на эскалатор. Получился снимок в туннеле, с таким нимбом над головой – и всего через четыре месяца он погиб. Никто не думал, что так выйдет.

Фотография как образ жизни. Почему важно снимать в нужное время в нужном месте - Изображение Фото: Владимир Юрченко

О решающей пластике

«Чёрно-белая фотография – жанровая, в основном это фотография решающего мгновения по Брессону (Анри Картье-Брессон – французский фотограф XX века, мастер реалистичной фотографии, которого считают отцом фоторепортажной съёмки. – Т.А.). А фотография решающей пластики – это по большей части цветные работы. Одним из её приёмов является, например, цветовая рифма (цветовая или визуальная рифма – созвучие двух или более частей снимка по цвету, которое формирует несколько композиционных центров. – Т.А.). Я часто строю фотографии на цветовом колорите».

Но моя любимая тема – многослойность. Фотография должна быть многослойной. Один из чисто технических приёмов для этого – отражения. Это, например, фото через стекло или зеркало. Для меня важно снять отражение не просто так, а чтобы у него был и передний план, и задний, и, может быть, ещё два–три плана, которые друг на друга накладываются, создавая новую реальность.

Фотография как образ жизни. Почему важно снимать в нужное время в нужном месте - Изображение Фото: Владимир Юрченко

О переходе на «цифру»

«Я к этому переходу хорошо отнёсся. Я за то, чтобы в фотографии был смысл, а не за формальный подход: есть «зерно» – нет «зерна»… Нужно, чтобы форма соответствовала содержанию. А если содержания нет, ты хоть как печатай. Можно и аналоговую фотографию сделать плоской».

Поэтому я не ностальгирую по плёнке. Мне интересно снимать-снимать-снимать. А на плёнку в таком количестве не снимешь.

О метаморфозе репортажной съёмки

«Очень показателен – с точки зрения того, насколько другим стало репортажное фото – пример Associated Press (одно из крупных международных новостных агентств. – Т.А.). Больше 50 % фотографий с их ленты – снимки с телефонов людей, которые находились на месте событий, а не тех фотографов, которые поехали туда специально».

В журналистике тоже изменился подход к фотографии – она оттуда ушла напрочь. Вы наверняка сейчас снимете мой портрет на телефон и поставите в номер. Работаете с фотографом? Значит, вы ещё следуете принципам старой школы. Но сейчас это редко. Фотография стала другой, и подходы к ней другие.

Фотография как образ жизни. Почему важно снимать в нужное время в нужном месте - Изображение Фото: Владимир Юрченко

О выставке «Фотография. Образ жизни»

«Эта выставка – как творческий отчёт: антология моих фотографий от самых первых до самых последних. В ней три части, как три тома книги: две чёрно-белые и одна цветная. Моя большая страсть – портреты (второй том фотоантологии Александра Тягны-Рядно – «Лица жизни». – Т.А.). Я очень люблю снимать людей. И вся остальная моя чёрно-белая жанровая фотография – это тоже о человеке (первый том фотоантологии – «Лица жизни», а третью часть – «Цвет жизни» – составляют цветные работы мастера. – Т.А.). Книга построена по главам, за каждой из которых стоит отдельный фотопроект. И за каждой фотографией выставки стоит свой фотопроект (трёхтомную фотоантологию Александр готовил совместно с женой – известной поэтессой Татьяной Щербиной. – Т.А.). В этом смысле выставка антологическая – не очень цельная, разная. Даже может создаться впечатление, что снимали разные люди. Она получилась такой особенной – тем и хороша».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×