Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 октября 2019,  10:25

Гвардеец фотофронта. В чём секрет успеха фотографий Валерия Морева

Гвардеец фотофронта. В чём секрет успеха фотографий Валерия МореваФото: Владимир Юрченко
  • Белгородские известия

В Белгородской галерее фотоискусства им. В. А. Собровина открылась персональная выставка старейшего фотокорреспондента ТАСС Валерия Морева – «Объективно обо всём». Мы попросили мастера поделиться мыслями о жизни и профессии.

Сам себя Валерий Морев в шутку называет рядовым фотографического фронта. Уроженец Курганской области в юности грезил военной карьерой, но тяга к творчеству перевесила – закончил филфак и стал фотожурналистом.

Сперва он работал фотокором в «Советской Киргизии», а через два года возглавил редакцию фотоинформации Киргизского ТАСС. Проработал там 24 года, освещал визиты принца Велико­британии Чарльза Уэльского, президента Финляндии Урхо Кекконена и многих других известных людей. Сопровождал президента Киргизии в его заграничных поездках, снимал Олимпиаду-80 и съезды народных депутатов. А в 1997 году стал собкором ТАСС по нашему региону.

Гвардеец фотофронта. В чём секрет успеха фотографий Валерия Морева - Изображение Фото: Владимир Юрченко

О себе

«Люблю быть в толпе, наблюдать, – рассказывает он. – В гуще, но не в центре события. Не люблю командовать, выделяться. Я гвардии рядовой фотографического фронта».

О тонкостях профессии

«Для меня ТАСС всегда был путеводной звез­дой, окном в мир. По просьбе руководства выполнял самые трудные задания. Все спрашивают, как мне это удалось, а я не могу ответить. Работаю на автопилоте. Прихожу на какое‑то событие и сначала присматриваюсь к людям. Для фотографа ведь важно снять эмоцию. Вычисляю тех, кто её даст, достаю «телевичок» и жду».

На съёмке никогда не хватаю аппарат, пока не познакомлюсь с человеком, не поговорю с ним. Фотограф должен быть и психологом, и дипломатом. Надо действительно любить людей, которых снимаешь.

Гвардеец фотофронта. В чём секрет успеха фотографий Валерия Морева - Изображение Фото: Владимир Юрченко

О работе в Белгородской области

«Мне здесь с нуля пришлось осваиваться. Буквально за полгода я вошёл в первую тройку корсети России. Как? Машину практически не глушил. Только сдавал материал и тут же крутил головой: где что? Закон у меня был: где бы ни снимал, не уеду, пока не разузнаю, что у них будет через три месяца, через полгода, через год. В итоге каждый день был заполнен».

Что мне в Белгородской области понравилось и на чём я начал выруливать: здесь народные обычаи и традиции соблюдаются, люди искренне радуются праздникам. И ещё тут в сёлах столько неординарных личностей – я их находил и цеплял. И такая любовь к родному краю… Это было всё моё, поэтому здесь я отдыха не знал.

Диковиной стало обилие храмов и аисты. Впервые увидел последних в Борисовском районе. Сразу по тормозам, из машины выскочил. Хватаю «трёхсотник», только прицелился – они спозировали, как будто поприветствовали.

Гвардеец фотофронта. В чём секрет успеха фотографий Валерия Морева - Изображение Фото: Владимир Юрченко

О запомнившихся фотосъёмках

«Самые лучшие те, что помогли людям, а не какие‑то художественные. Надо видеть, чувствовать ситуацию дня и откликаться на неё – работать в том же русле. Было время, когда многие предприятия закрывались и люди оставались без работы. И всех мучил вопрос: что же делать? Я узнал, что в Борисовском районе на одном из хуторов мужики зимой вяжут веники из сорго. Съездил, отснял, выпустили материал. А потом мне мужчина из Тамбовской области позвонил, попросил помочь связаться с фермером. И через полгода опять позвонил, поблагодарил: спасибо, вы помогли мне выжить».

Гвардеец фотофронта. В чём секрет успеха фотографий Валерия Морева - Изображение Фото: Владимир Юрченко

О сотрудничестве с «Белгородскими известиями»

«Встретил я как‑то Фёдора Фёдоровича (Хрусталёва – первого редактора газеты «Белгородские известия». – Прим. авт.), а он мне говорит: «Ты много ездишь и снимаешь, а нам тоже нужна информация – помоги!» И начал я помогать. Смотрю: первая моя публикация вышла, вторая вышла. Техническое исполнение, правда, сперва хромало. Начали они работать с типографией, потом с макетом. Газета пошла. «Белгородские известия» заявили о себе, тираж до 27 тысяч экземпляров поднялся. И я иногда на селе, где не все знали, что такое ТАСС, говорил, что снимаю для них. Меня в «Известиях» буквально взяли в оборот. Но мне это даже нравилось, потому что инициатива была хорошей: мы вместе старались, чтобы газета была интересной».

Гвардеец фотофронта. В чём секрет успеха фотографий Валерия Морева - Изображение Фото: Владимир Юрченко

О персональной выставке

«Она у меня первая. Я не привык себя представлять, оценивать своё. На меня давили много лет, а я отнекивался: нет ещё тех кадров, которые готов выставить. Поэтому благодарю тех, кто сделал эту выставку: Татьяну Кирееву (руководитель белгородской городской журналистской организации) и Светлану Баранову (директор информагентства «Бел.Ру»). А также двух студентов архитектурного факультета Петра и Лизу – они две недели ко мне приезжали и отбирали снимки. Я только издалека смотрел, так как недавно перенёс операцию на глазах. Потом подключился Максим Баранов (кандидат искусствоведения, реставратор), который провёл окончательную чистку. Они сами всё это отпечатали, договорились с галереей. А там коллектив сделал макет выставки, разбили снимки по тематике. Спасибо им всем!»

Гвардеец фотофронта. В чём секрет успеха фотографий Валерия Морева - Изображение Фото: Владимир Юрченко
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×