Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 сентября 2019,  10:39

Миссия выполнима. Наступит ли в машиностроении эпоха Возрождения

Миссия выполнима. Наступит ли в машиностроении эпоха ВозрожденияФото: Павел Колядин
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

В канун Дня машиностроителя Издательский дом «Мир Белогорья» совместно с Общественной палатой области собрал белгородских машиностроителей за круглым столом, который посвятили проблемам отрасли.

Отстали на десятилетия

В 2019 году в России запускают национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости». Его основная цель: рост производительности труда по 5 % в год начиная с 2024 года на крупных и средних предприятиях несырьевых отраслей. Всего нацпроект затронет не менее 10 тыс. предприятий по всей стране.

Машиностроение – ключевая отрасль, которая должна выиграть от запуска нацпроекта. Если сырьевой сектор и сельское хозяйство в России удалось перезапустить после разрушения отраслей в 90-е годы XX века, то машиностроение быстрыми темпами восстановить не удалось. Более сложная, наукоёмкая отрасль требует крупных инвестиций, кадровых ресурсов и технологий, которые сделают её конкурентной.

Перспективы машиностроительных предприятий нашего региона при реализации нацпроекта обсуждали в рамках круглого стола. Председатель регионального объединения «Союз промышленников и предпринимателей Белгородской области», гендиректор холдинговой компании «Энергомаш-Строй» Иван Конев привёл данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Из них следует, что Россия достигла показателя лишь в 26,5 доллара по ВВП, вырабатываемого одним трудящимся за час работы. У лидеров – Ирландии, Люксембурга – выработка достигает почти 100-долларовой отметки, а в среднем по ОЭСР показатель составляет 54, 8 доллара (по данным 2017 года).

Конев отметил, что даже при целевом по нацпроекту росте в 5 % нынешние показатели российских конкурентов удастся догнать не ранее, чем через 35 лет. Разумеется, плохие показатели производительности труда напрямую влияют на низкие доходы работников отрасли.

«Выработка на человека сейчас не позволяет платить ту зарплату, которую хотелось бы платить. Чтобы заработная плата соответствовала необходимым требованиям человека, она должна быть в три раза выше. Но мы отстаём и по зарплате, и по производительности, понимая, что оба показателя связаны напрямую», – подчёркивает Иван Конев.

Иван Конев Иван Конев / Фото: Павел Колядин

Эпоха дешёвых кредитов

В России ещё в 2017 году появился Федеральный центр компетенций (ФЦК), который курирует программы повышения производительности труда на системообразующих предприятиях. В нашей области создали его региональный аналог – Региональный центр компетенций. Его руководитель Елена Сидоренко говорит, что нацпроект даёт предприятиям возможность обучать руководителей, помогает с экспортом и бесплатным участием в международной выставочной деятельности, позволяет экспертам лично консультировать менеджмент заводов и фабрик по их проектам повышения производительности.

Наиболее востребованным видом помощи для предприятий станет кредит от Фонда развития промышленности. Если предприятие проходит сертификацию в Федеральном центре компетенций, внедряет мероприятия по развитию эффективной производственной системы – ему выдают кредит под символический 1 % на 5 лет в размере до 300 млн рублей. Сейчас одобрение такого кредита получил старооскольский завод СОАТЭ.

«Они выставляли производственную систему 12 лет с участием немецких специалистов, потратили на неё 17 млн и по оценке ФЦК получили 27 баллов при пороге 21 балл. Сейчас для них согласовывается кредитование», – отмечает Елена Сидоренко.

Экспертную оценку в нашем регионе прошёл Белгородский завод металлоизделий, готовятся к ней Борисовский завод мостовых металлоконструкций, старооскольский завод АЛТЕК, «Белэнергомаш – БЗЭМ», Завод котельного оборудования в Алексеевке, производственное объединение «Электромашина», шебекинская «Промзапчасть». Все эти предприятия уже готовы выполнить условия ФЦК для получения льготного кредитования.

Елена Сидоренко отмечает, что в 90-е годы многие предприятия прошли стадию глубокого кризиса и начали перевооружаться уже без учёта научной организации труда – это советский аналог современных бережливых технологий. В итоге даже инвестиции в новейшее оборудование для многих из промышленников не приводят к росту, так как производство работает с большими потерями, которые делают предприятие неконкурентоспособным.

Елена Сидоренко Елена Сидоренко / Фото: Павел Колядин

Просьба Росатома

Одно из крупнейших машиностроительных предприятий региона «Белэнергомаш – БЗЭМ» ещё до старта нацпроекта запустило проекты по росту производительности труда вместе с экспертами производственной системы Росатома. Именно эта система легла в основу нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости».

«Руководство нашего предприятия всегда считало внедрение бережливых технологий одним из приоритетных направлений с точки зрения долгосрочного развития компании. Так, ещё в 2014 году на предприятии была внедрена система подачи рационализаторских предложений. В 2018 году мы реализовали совмест­но с Росатомом проект по повышению производственной эффективности на участке по изготовлению опорно-подвесных систем трубопроводов», – отмечает директор управления по развитию производственной системы «Энергомаш» Александр Дмитриев. – Росатом – наш ключевой партнёр, так как наша основная продукция — трубопроводы и опорно-подвесные системы – предназначена для тепловых и атомных станций. Прогнозируется рост строительства зарубежных атомных станций в ближайшие три года. И Росатом поставил нам условие: мы должны развиваться усиленными темпами вместе с ними, чтобы справиться с теми объёмами, которые будут на рынке в ближайшие годы.

Александр Пономаренко Александр Пономаренко / Фото: Павел Колядин

Вслед за старооскольским заводом СОАТЭ

«Белэнергомаш – БЗЭМ» рассчитывает привлечь кредит под 1 %, который выдаётся предприятиям – участникам нацпроекта, запустившим собственные программы по повышению производительности труда.

«Кредит от Фонда развития промышленности под 1 % мог бы стать весьма существенной мерой поддержки для усиления наших производственных направлений, которые наиболее маржинальны и по которым мы видим перспективы роста», – рассказывает Александр Дмитриев.

Он уверен, что этот нацпроект позволит предприятию адаптироваться к постоянно меняющимся рыночным условиям:

«Мы объясняем людям, что улучшаем их условия труда, даём возможность обучаться новым инструментам, получать новые профессии. У нас фактически шесть производств, и в условиях рыночных реалий на некоторых загрузка не всегда стабильна. Предприятию нужно быть гибким, чтобы иметь возможность диверсифицировать свои ресурсы и уйти от сокращения персонала в случаях, когда загрузка по каким‑либо направлениям падает, и наоборот. Потому руководство предприятия способствует тому, чтобы рабочие осваивали смежные профессии и могли безболезненно переходить из одного производства в другое».

Александр Дмитриев Александр Дмитриев / Фото: Павел Колядин

Наследие есть. Наследников нет.

Кадровый вопрос – особо важное направление нацпроекта. Дело в том, что сам по себе рост производительности труда предполагает высвобождение кадров благодаря автоматизации и оптимизации процессов на производстве. Иван Конев отмечает, что предприятия должны не сокращать работников, а переобучать их для работы на новых направлениях. В противном случае рост производительности автоматически приведёт к всплеску безработицы.

В то же время топ-менеджеры и владельцы всех предприятий прямо говорят, что речь о сокращении не идёт – даже для текущих проектов кадров банально не хватает. Рынок растёт, появляется дешёвое кредитование, но на рынке труда нет тех специалистов, которые могут помочь росту отрасли. Пока машиностроение во многом держится на инженерах и рабочих советского образования.

«Мы вошли в программу производительности труда и пытаемся высвободить людей из основного производства для того, чтобы они были ядром в развитии новых производств. Рынки растут, есть импортозамещение, масса возможностей. Но мы видим ограничение в кадрах. Если приходят новые люди в коллектив, они должны в него влиться, а это как минимум год-полтора. Если сравнивать с советским периодом, производства выросли в объёмах. А вот в кадровом вопросе мы сейчас проигрываем. Сейчас, к сожалению, в этом большая проблема», – отмечает замгендиректора Белгородского завода металлоизделий по коммерции Вадим Мандриков.

«Это общая проблема. Те кадры, которые у нас остались, люди старше 60–70 лет – это наше всё. Пусть у них нет таких знаний в области IT, они не переложены на автоматизированные процессы, но они знают всю специфику производства. Эти знания гораздо глубже и полезнее. Кому их передать – сейчас самая большая проблема», – говорит Елена Сидоренко.

Иван Конев отмечает, что в экономике сохраняется несоответствие спроса и предложения на рынке труда: система образования (и высшего, и среднего) не закрывает потребность в рабочих и инженерах, выпуская заведомо невостребованных специалистов.

Исполнительный директор завода «Сокол-АТС» Александр Пономаренко говорит, что предприятие работает в ряде высокотехнологичных проектов, в том числе строит всю механизацию крыла для нового среднемагистрального российского самолёта МС-21. Работая с федеральными заказами и оборонкой, «Сокол» обзавёлся самым современным в регионе механическим оборудованием. Однако вопрос специалистов и тут остаётся ключевым.

Вадим Мандриков Вадим Мандриков / Фото: Павел Колядин

«Купить специалиста на стороне – очень дорого, поэтому мы стараемся воспитывать их самостоятельно, под себя. На станках стоят выпускники нашего предприятия, которые уже поработали по предшествующим договорам и на других станках», – рассказывает Александр Пономаренко.

На «Соколе», как и на других предприятиях, говорят, что новый рывок в машиностроении, как ни парадоксально, будут творить и сегодняшние пенсионеры, которые развивали отрасль ещё в советский период.

«Сегодня слишком дорогое удовольствие – отказываться от сотрудников, в том числе от пенсионеров. Знания порой некому отдать. Мы просто констатируем, что заставить молодых людей прийти на предприятие – проблема, даже если предприятие работает в больших проектах», – поясняет Александр Пономаренко.

Пока без перспектив

На круглом столе белгородские машиностроители оценили возможность введения четырёхдневной рабочей недели. Пока они не видят в ней перспектив.

Эксперты отмечают, что в сокращении рабочего времени не заинтересованы сотрудники, доход которых зависит от объёма выполненной работы.

Иван Конев заявил, что промышленники пока не представляют себе механизмы запуска четырёхдневной недели в сегодняшних условиях.

«Можно оставить ту же зарплату за счёт производительности труда. Если за пять дней он делает 10 деталей, а за четыре дня будет делать те же 10 деталей и получать условные 40 тыс. рублей, то можно согласиться. Но что от этого выиграет экономика, государство, бюджет? Ведь мы должны говорить о постоянном росте показателей. Постоянное повышение производительности труда, объёмов производства, перевооружение и оснащение производств – вот для нас сейчас ключевые задачи», – считает Конев.

Александр Пономаренко отметил, что в 2019 году предприятие уже работало на четырёхдневной рабочей неделе из‑за сокращения заказов, однако подобную практику сами сотрудники не приветствуют:

«У людей сразу возникает нервозность, сомнение: а что будет завтра, если сегодня мы на четырёхдневке?»

А Вадим Мандриков заметил, что заинтересованные в результатах сотрудники уже сейчас работают больше пяти дней и сокращать неделю нет смысла:

«Мне непонятна сама постановка вопроса. Если мы говорим о каком‑то каторжном труде: нам дали срок и нужно его отбыть – тогда сокращение этого срока должно нас радовать. Но если мы говорим о любимом деле, мы ведь по субботам приезжаем на завод, хотя никому за это не платят. Но мы собираемся, чтобы в спокойной обстановке обсудить планы, поговорить. Что тут сказать, если будет четырёхдневка? Будем два дня в неделю вот так приезжать вне расписания».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×