Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
31 августа 2019,  12:58

Тетрадка с бабочкой! Какие секреты знают продавцы канцелярских товаров

Тетрадка с бабочкой! Какие секреты знают продавцы канцелярских товаровФото: pixabay.com
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Конец августа — самый горячий сезон в магазинах школьной одежды, обуви, рюкзаков, учебников и, конечно же, канцтоваров. Некоторые заранее заботятся о том, чтобы у ребёнка были все ручки и тетрадки, но большинство вспоминает об этом в последние деньки свободы. Или нет?

В один из последних августовских дней мы провели полсмены в канцелярском магазине и выяснили, существует ли сезонный наплыв покупателей на самом деле, чем, с точки зрения продавца, первоклассники отличаются от старшеклассников и почему людей здесь считают автобусами.

Сложно не влюбиться

Нашей проводницей в мир пеналов, кисточек и карандашей стала второкурсница «технолога» Екатерина, которая уже несколько месяцев подрабатывает в одном из канцелярских магазинов города продавцом-консультантом.

Первым делом Катя проводит экскурсию по магазину, показывает особо приглянувшиеся ей вещицы из нового завоза:

«Не могу удержаться, когда прохожу мимо этих дневников, обязательно позалипаю. Если бы не было надписи «школьный дневник», купила бы себе обязательно!»

Обращает внимание на огромный стеллаж прямо напротив входа – на полках разложены пеналы, наборы ручек, линейки. Это сезонное предложение, основные товары, которые ищут школьники и студенты. Во всяком случае, младшие школьники. И старательные девочки-старосты педагогического института.

«Чем старше ребята, тем меньше они на всё это обращают внимание. Младшеклассники приходят с родителями, и те им покупают всё по списку – начиная от точилок для карандашей и заканчивая папкой для тетрадей, – рассказывает Катя. – А попробуйте представить типичного десятиклассника из любой школы – ему ни точилки, ни ластики, ни папки не сдались. Одна, хорошо если две тетради на все уроки сразу, ручку выпросил у одноклассницы… Такие к нам даже не заходят».

А зайти посмотреть есть на что – выбор канцтоваров в современных магазинах очень велик. Тут можно бродить, словно в музее, рассматривая обложки тетрадок, перелистывая блокноты (уточнение: словно в интерактивном музее), проводя пальцами по кисточкам, ища различия между беличьим мехом на них и лисьим.

Считай покупателей автобусами

«Посетители ходят очень странно: то приходит сразу толпа, а то часами никого нет, – отмечает Катя. – Иногда кажется, что они просто приехали все разом на одном автобусе, и сразу к нам. Обслужишь всех, а следующий наплыв будет через полчаса-час. Через несколько недель работы уже улавливаешь это расписание».

Именно в этот момент, словно в подтверждение Катиных слов, в магазин заходят сразу три семьи. 

Катя встаёт из‑за кассы, улыбается:

«Добрый день! Если вам нужна помощь, обращайтесь!»

Предложением сразу же спешит воспользоваться по‑боевому настроенная мама с сыном-первоклассником. Мальчик вздыхает над ластиками в форме машинок, мама его одёргивает:

«У тебя уже были такие, ты их порвал. И вообще, это несерьёзно, ты уже большой!»

Семья проходит магазин по периметру, набирая товары: миллион ручек, обложки на тетради и учебники, краски и кисточки, карандаши («Синий лучше возьмите, голубой какой‑то двусмысленный…», – ворчит отец семейства). 

Катя шепчет:

«Те, у кого дети идут в первый класс, всегда набирают всё подряд – от растерянности и с непривычки руководствуются принципом «в хозяйстве всё пригодится».

Семейство как раз заканчивает свой обход, выгружает всё набранное на кассе. Последним женщина всё‑таки кладёт тот самый ластик-машинку. Катя пробивает всё, попутно рассказывая обо всех акциях и специальных предложениях магазина, озвучивает сумму покупки — та выходит немаленькая.

— Ты меня обанкротишь, – хмыкает, расплачиваясь, мужчина.

— Не я, а ребёнок, – смеётся жена.

Сразу за ними – мощная женщина-мать: в одной руке –два ребёнка, в другой – три пакета. Ей нужны обложки на учебники для третьего класса.

— А вы сами учебники‑то принесли? Без примерки я не могу точно сказать, какие вам подойдут.

— Ох, нет, забыла. Да я так помню, какие надо, покажите что есть, я выберу.

Следующие – две худенькие девушки, не поймёшь, то ли мать с дочерью, то ли две сестры. Они долго придирчиво выбирают ручки – синюю, красную, чёрную… уходят, оставив листок для проб полностью исчёрканным. Когда они уходят, в магазине вновь наступает затишье.

«Ждём следующего пришествия!»

Секреты по ту сторону кассы

Каждый раз, когда в магазин заходят покупатели, Катя обязательно встаёт и здоровается – это было прописано в одном из пунктов правил продавца, которые она изучала, когда только пришла сюда.

«Я говорю «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», а не «здравствуйте». Потому что если много раз в течение дня повторять как заведённая «здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте», то под конец будешь уже бубнить «здрасьте». А кому это понравится? – объясняет Катя. – К тому же, как по мне, пожелание доброго времени суток и звучит как‑то душевнее, теплее. Сразу настраивает посетителя на нужный лад».

Затем нужно дать время осмотреться. С порога наскакивать с предложением о помощи – не только не очень‑то красиво, но и плохо сказывается на работе: даже если человек и знает, что ему нужно, то ошеломлённый внезапным напором с большой вероятностью растеряется и, вероятно, захочет сбежать. Каждый хоть раз в жизни сталкивался с настойчивыми продавцами-консультантами – и вряд ли горит желанием повторять этот опыт почаще (если только не склонен к мазохизму).

«Есть система трёх «да». Объясню на примере. Например, покупатель интересуется ручками. Ты должна задавать ему такие вопросы, на которые он может ответить только «да» или «нет». Вам нужны шариковые ручки? Синего цвета? Жирнопишущие? – Катя активно общается с воображаемым покупателем. – И если клиент три раза подряд отвечает «да», то дальше ты приглашаешь его на кассу: он уже твой».

На этом радостном моменте в магазин заходит следующая толпа посетителей. Три пожилые дамы активно интересуются бумажными конвертами. Молодая мама с сыном никак не может определиться, пластилин какой фирмы лучше купить. Несколько молодых парней спорят, папка какого цвета выглядит брутальнее – красного или зелёного. Мужчина среднего возраста возмущённо требует, чтобы ему пробили MP3-диск: «Да, прямо сейчас, нет, меня не интересует очередь!» 20 минут – и толпа спадает. Катя утомлённо приземляется в кресло за кассой, машет рукой – мол, говорила же, наплывами, и вздыхает:

«Обычно в смене по две девочки работают, а воскресенье считается не таким напряжённым днём, поэтому я сейчас одна. Бывает тяжеловато».

До закрытия магазина остаётся час – и ещё один поток посетителей. Ровно в семь вечера Катя закрывает дверь изнутри. Теперь нужно привести магазин в порядок после сложного дня: поправить все блокнотики, разложить по местам перепутанные папки с картоном и цветной бумагой, выровнять перекошенные маркеры. Перед уходом обязательно провести влажную уборку помещения, проверить, всё ли выключено. Рабочий день закончен.

Ластики в форме машинок и корабликов, миллион разных ручек, тетрадки с мопсиками погружаются в сон до следующего дня. А утром всё сначала.

Александра Токтарёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×