Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
29 августа 2019,  13:18
 Елена Талалаева 1973

Школа для ребёнка, а не наоборот. Зачем нужна новая стратегия «Доброжелательная школа»

Школа для ребёнка, а не наоборот. Зачем нужна новая стратегия «Доброжелательная школа»Главный в школе – ребёнокФото: Владимир Юрченко
  • Елена Талалаева
  • Белгородская правда

Признаться, новая стратегия «Доброжелательная школа» поначалу вызвала у меня оторопь. Нет, стратегия нужная, тут вопросов нет. Но то, что она появилась, означает, что с доброжелательностью в школе сейчас не всё благополучно? Что есть проблемы, которые нужно решать здесь и сейчас? И я обеими руками «за» – и как мать, и как журналист, и как редактор областного детского журнала «Большая переменка».

Часть первая. Вопросительная

Я очень хочу, чтобы наша школа стала доброжелательной. Хотя о многих недостатках современной школы знаю только со слов других людей. Проблемы, которые у моих детей возникали в школе, мы быстро и безболезненно решали с учителями. Это очень важно и здорово, когда педагог идёт на диалог с родителями, адекватно понимает ситуацию и не становится в позицию «учитель всегда прав». Как показывает жизнь, не всегда. Но и папы с мамами – тоже не всегда. Поэтому – только диалог, умение слушать и слышать друг друга помогут разрулить любую проблему до того, как о ней узнает директор школы или управление образования.

А вот как редактору детского журнала мне есть что сказать. Многие наши читатели стали нашими друзьями. Мы часто общаемся и с родителями ребят. И много чего интересного и, увы, печального они нам рассказывают. Подтверждая, что доброжелательная школа нам ой как нужна. И даже не как проект. А как просто школа, которая ВСЕГДА доброжелательна к ребёнку. В которой ребёнок – главный герой. Где школа – для ребёнка, а не наоборот.

Один наш постоянный читатель и автор учился в поселковой школе. И учился хорошо, и музыкой занимался, и в конкурсах постоянно участвовал (и часто побеждал!), и в предметных олимпиадах, и в «Артек» бесплатную путёвку получил – в общем, по идее, не ученик, а мечта любой школы. Но тут случилось «горе от ума». В классе парня считали выскочкой, призывали его не выпендриваться и быть таким, как все. А ему не хотелось. Пару раз дело до скандалов доходило. И сидел он у меня в кабинете, плакал и обещал, что понял и осознал, что ставить себя выше других некрасиво. Плакал и говорил, что вот у вас в Белгороде в школах и киностудии есть, и школьные редакции, и с талантливыми детьми занимаются, а у них ничего этого нет. Только в музыкальной школе его понимают и поддерживают.

Сейчас он вырос и поступил в один из колледжей в городе-миллионнике. Также участвует в конкурсах, в рамках международных проектов побывал за границей, познакомился со многими интересными и известными людьми. У него всё хорошо. Но это – его личная заслуга. А не, увы, школы.

 

Школа для ребёнка, а не наоборот. Зачем нужна новая стратегия «Доброжелательная школа» - Изображение Фото: Инфографика Ирины Белоус

 

Ещё один наш талантливый читатель учится в сельской школе. В 10 лет он писал изумительные по смыслу и языку рассказы и заметки. В голове – здоровые фантазии здорового ребёнка. Но в школе уверены: он всё сдирает из Интернета. Говорю ему: так это же легко проверить, есть программы-антиплагиаты… Знаете, что ему учитель на это ответила? Что Интернет – это зло, и сидят в нём одни дураки. Ну, может, не дословно, но с таким смыслом. А парень тоже во многих творческих конкурсах участвует. А в школе ему говорят: куда ты лезешь, ты же из деревни, таким, как ты, призовых мест не дадут. А ему дают. Потому что есть талант. А талантливые люди, как правило, ранимые и трепетные, им поддержка нужна, а не наоборот.

Или вот ещё ситуация. Ещё один наш читатель очень любит математику. И не очень – русский язык как школьный предмет. Ну бывает такое. А учится тоже в сельской школе. Где «углублёнка» только по русскому и литературе. И выбора нет, потому что в селе только две школы, вторая – слишком далеко от дома. И получает он по гуманитарным предметам плохие оценки. И ругают его за это часто. И родителей в школу вызывают. Каждый день он идёт в школу как на каторгу. И никакой мотивации к учёбе нет, потому что уроков его любимой математики мало, а нелюбимых русского и литературы – много.

И я даже не знаю, что в таких ситуациях делать. В городских школах такие проблемы решаются легко, потому что есть выбор. А в сёлах, где одна–две школы? Бесспорно, русский и литературу знать надо. Но есть ли смысл делать «уклоны» – гуманитарный или естественно-математический – там, где невозможно разделить детей для учёбы по этим направлениям?

В городских школах, конечно, тоже проблем хватает. Чаще всего родители жалуются на то, что в старших классах практически детей не учат, а натаскивают на сдачу ОГЭ и ЕГЭ, перегружают и задают непомерную домашнюю работу. Непомерную, непродуманную и неэффективную. Что детей так пугают этими экзаменами, что у них трясунчик начинается ещё до того, как они получат в руки экзаменационные задания. Что нет продлёнок в школах. А для поступления в первый класс требования такие, что ребёнок должен уметь делать в конце первого – начале второго класса-. Что часто вместо уроков детей заставляют то маршировать, то сажать цветы, то идти на мероприятие какое‑нибудь. А потом стоны: по программе не успеваем, давайте‑ка ещё вы на каникулах каждый день походите на занятия! Непонятен и такой посыл: почему все нацелены на помощь одарённым детям, а другие дети отодвинуты на второй план, на них сил и времени нет?

В общем, доброжелательности нашей школе действительно не хватает. Многое зависит от конкретного учителя или директора школы. Может быть, школе просто нужно понять, что она должна детям дать образование и создать условия, чтобы дети школьную программу усвоили и поняли, а не решали кучу тестов, не умея применять на практике полученные знания? Понять, что дети разные и не стоит ставить крест на сегодняшнем троечнике, которому просто нужно уделить чуть больше внимания, чем отличнику, и тогда он этого отличника за пояс заткнёт?

Для того чтобы повернуться лицом к детям, начать их просто учить и воспитывать, не нужны какие‑то особые проекты, программы и концепции. Нужно просто повернуться лицом к детям, начать их просто учить и воспитывать. Разве не так?

Школа для ребёнка, а не наоборот. Зачем нужна новая стратегия «Доброжелательная школа» - Изображение Фото: Сергей Куксин/ РГ

Часть вторая. Разъяснительная

Доброжелательная школа – это стратегия, а не проект. Потому что проект имеет начало и конец. А ведь неправильно думать, что до 2021 года наша школа будет доброжелательной, а потом всё, доброжелательности конец. Стратегия – это то, что станет ключевым мотивом для развития доброжелательной школьной среды на многие годы. Над документом почти полгода работали и педагоги, и родители, и специалисты департамента, Белгородского института развития образования и много других неравнодушных и заинтересованных людей.

Понять масштаб и глубину доброжелательной школы можно только познакомившись с её стратегией. А это почти полторы сотни страниц. И для того, чтобы папы с мамами, учителя и сами дети поняли весь масштаб предполагаемых перемен, посыл стратегии, её суть, цели и задачи, издательский дом «Мир Белогорья» вместе с департаментом образования и Белгородским институтом развития образования выпустил газету «Доброжелательная школа Белогорья». Пока только пилотный номер. Его получили все участники традиционной августовской педагогической конференции.

Высказать своё мнение о стратегии доброжелательной школы и стать авторами новой газеты могут и педагоги, и родители, и дети.

Сейчас стратегия белгородской «доброжелательной школы» состоит из девяти портфелей проектов, в которые входят 35 проектов. Они охватывают со всех сторон все сферы образования – общее, дошкольное и дополнительное; касаются оснащения школ и зарплат учителей, организации цифрового образовательного пространства и работы с одарёнными детьми, консультативных площадок для родителей и работы школы полного дня, поддержки слабо успевающих детей и ребят с особыми образовательными потребностями.

Чтобы все эти идеи воплотить в жизнь, многим из нас придётся пересмотреть свои взгляды на многие вопросы, связанные с образованием. Это те перемены, которые приведут только к лучшему. Потому что в центре стратегии стоит ребёнок. Ребёнок как личность. Самый главный в образовании человек. Для которого всё это, собственно, и затевается. Если ребёнок вырастет в доброжелательной среде, он и к своим детям будет относиться доброжелательно. И к школе, где они учатся. И к учителям, которые его учат. И учителя к нему – тоже.

Школьные годы – самые важные в жизни ребёнка. Подсчитайте – в школе он проводит порой больше времени, чем дома. И низкий поклон тем учителям, которые в ребёнке, прежде всего, видят ребёнка, а не «обучающегося». Для которых дети – это дети, а не средство для реализации своих педагогических амбиций. Что успешность детей зависит от качества преподавания предмета, а не попадания школы во всевозможные рейтинги.

Доброжелательная школа – это, прежде всего, доброжелательный учитель. Который любит детей и которому нравится их учить, радоваться их успехам, который готов помочь отстающим и ещё больше радоваться успехам отстающих, чем отличников. Мне с такими учителями повезло. Дай бог, чтобы и нашим детям тоже.


В стратегии «Доброжелательная школа» семья – это ценность

Наталия ЗубареваНаталия Зубарева

 

О сути стратегии в первом выпуске газеты «Доброжелательная школа Белогорья» подробно рассказала заместитель губернатора области Наталия Зубарева. Вот несколько цитат из её интервью.

Недаром ключевым словом в стратегии стало слово «доброжелательность». Все изменения должны происходить на доброжелательном фоне. От радикальных реформ люди устали. Много реформ в образовании так и остались незавершёнными. Поэтому начинать какую‑то очередную, которая не всем ясна и не близка людям, не хотелось бы. Изменения должны быть позитивными. Сама идеология доброжелательности легла в основу стратегии. Это не просто назревшая необходимость преобразований. Хотя, бесспорно, проблемы есть. Ведь любые изменения идут вслед за проблематикой. В этом и заключается суть любого процесса развития.

Суть всех изменений нужно рассматривать в воспитательном контексте. Сейчас мы растим в детях определённые амбиции: нужно сдать ГИА, ЕГЭ, поступить в престижный вуз и так далее. А воспитательный компонент призван сформировать базовые нравственные ценности в человеке вне зависимости от результатов учебной деятельности. Хорошим человеком станет выпускник или не очень – это не зависит от того, как он сдал ЕГЭ.

Взрослые могут сколько угодно декларировать извечные истины, говоря о том, что нужно быть честным, добрым, порядочным. А как помочь ребёнку ежедневно в обычной школе, классе, дома взращивать в себе эти качества? Следует договариваться о единых нормах. Сейчас идёт работа над Кодексом доброжелательности, неким сводом базовых нравственных норм. Он должен быть понятен всем. Это очень трудная задача, потому что даже общепринятые нравственные постулаты разные люди понимают по‑разному.

Учитель-предметник в школе по совместительству может вести занятия в рамках внеурочной деятельности или дополнительного образования. И часто такие занятия по форме превращаются в урок. А так быть не должно. И это не вина учителя: он просто не владеет методиками дополнительного образования. Поэтому стоит задача этим методикам учителей научить.

На школу полного дня есть социальный заказ. Для многих родителей это хорошее подспорье. Причём это касается не только начальной школы, но и ребят 5–9 классов. Важно понимать, что режим полного дня не будет обязательным для всех. Только по желанию! Но, как показывает практика, те школы, где это есть, очень востребованы.

Пока мы не говорим о том, что каждая школа региона должна работать в режиме полного дня. Во‑первых, такая школа должна функционировать в одну смену. Во‑вторых, иметь достаточно площадей для зонирования пространства и создания других условий. Школы, максимально соответствующие критериям «доброжелательной школы», станут ресурсными центрами для близлежащих школ. Более того, многие из таких пилотных школ (точек роста) перейдут в подчинение области (их учредителем станет департамент образования). В них будут реализовываться передовые практики, в том числе и бережливого управления.

Работать с детьми, которые показывают низкие образовательные результаты, нужно, это не менее важно, чем работать с отличниками. Задача – чтобы ни один школьник не сдал экзамены ниже, чем на оценку «удовлетворительно».

Нужно учить учителей работать с одарёнными детьми. Мы ставим задачу – создать единую службу по выявлению, сопровождению и поддержке талантливых детей. Одарённые школьники, вне зависимости от места их проживания, должны иметь возможность участвовать в региональных и всероссийских, международных конкурсах и олимпиадах, конференциях, осваивать образовательные программы повышенного уровня. А для педагогов будет разработана система дополнительных стимулирующих мер – не только за работу с одарёнными детьми, но и за открытие юных талантов. Более того, в ближайших планах – создать в Белгородской области центр для одарённых детей, наподобие сочинского «Сириуса», куда бы талантливые дети могли приехать на образовательные смены из всех районов области.

Должны быть горящие глаза и максимальный уровень вовлечённости во все изменения. Для это нужна цепочка позитивной поддержки: учредитель поддерживает директора школы, директор – учителя, учитель – детей и родителей. Будем учиться «выращивать» позитив. Взрослым нужно привыкнуть не ругать детей за ошибки, а подсказывать, как их исправить.

Нам всем нужно учиться быть родителями. Принимать своих детей такими, какие они есть, понимать их возрастные и психологические кризисы. Поддерживать. Не сравнивать с другими детьми. Уместно сравнение только с самим собой: сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера. В стратегии «Доброжелательная школа» семья – это ценность. Будут разработаны обучающие кейсы для родителей, организованы курсы, конференции, семинары. Все проекты стратегии создавались для того, чтобы детство юных жителей Белгородчины не было подготовкой к взрослому периоду, а стало самостоятельным, счастливым этапом жизни, который протекает в доброжелательной среде.

Елена Талалаева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×