На пузике моём – семья. Как матрёшка на краснояружской земле прижилась
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Едем на родину белгородской Матрёны – в посёлок Красная Яруга. В третий раз в районе 8 июля, в День семьи, любви и верности, проведут фестиваль «Русь матрёшечная». Праздник весёлый, бурливый и домашний. В этот день лучшим краснояружским семьям дарят матрёшек.
С краснояружскими мастерами мало кто в области посоревнуется в авторской росписи матрёшек. Традиционные семейные ценности, которые объединяет образ русской игрушки, стали идейной нитью фестиваля.
«Матрёна, или матрёшка объединяет в себе базовые человеческие ценности: материнство, семью, русскую соборность, душевное тепло, покровительство, заботу. Матрёна – символ плодородия, изобилия и бесконечности жизни. Именно поэтому для демонстрации традиций, богатств, духовности нашего края была выбрана эта игрушка», – говорит начальник районного управления культуры Инна Косых.
Липовый эксклюзив
Подготовка к фестивалю, роспись белья – так художники называют деревянные заготовки игрушек – процесс бесконечный. Потому что кроме «Руси матрёшечной» сувенир-символ дарят семьям на все праздники, проходящие в сёлах, в день рождения посёлка Красная Яруга. Их желают купить туристы.
На матрёшечном «конвейере» с кистями и красками стоят Лилия Зернова, Ольга Морева, Валентина Ляпина – мастера прикладного творчества. Валентина училась росписи в Сергиевом Посаде. Её авторские работы бывали на вернисаже в Москве, многие деревянные семейки «мигрировали» за границу.
«Дипломную работу писала по матрёшкам, знаю историю. Идею создания русской разъёмной игрушки подсказала японская традиционная кукла – неваляшка дарума. В России матрёшка появилась в конце XIX века, рисовали её в виде маленькой девочки с петушком в руках», – рассказывает художница.
Краснояружские мастерицы расписывают комплекты, куда входят пять фигурок – улыбчивая красавица – мать семейства, мужичок с хитрым хозяйским прищуром и трое деток мал мала меньше. Материалом служит лёгкая и тонкая липа.
В авторской матрёшке нет табу на цвет и изображение. Поэтому существует такое великое множество вариантов одежды матрёны и её знаменитого семейства. И этим воспользовались краснояружские художницы.
Матрёшка-дзюдоист
Каждый сувенирный комплект уникален, выполнен в стилистике восьми сельских поселений. Например, на Репяховской территории работает питомник плодовых и декоративных кустарников, земляники, хвойников и цветов. Комплект матрёшки назвали «Во саду ли, в огороде», а все пять куколок держат в руках корзинки с цветами и ягодами.
Колотиловская матрёшка вобрала в себя несколько символических смыслов. Село Колотиловка – одно из старейших в районе, где единые семейные ценности объединили многонациональное население. Поэтому у первой матрёшки на пузике нарисована семья. Вторая игрушка – это хозяин. В поселении многие семьи –
участники областной программы «Семейные фермы Белогорья» – держат скот, птицу. И игрушечный мужичок прижимает к себе петуха и телёночка.
В руках третьей – самовар, баранки и турецкие национальные лепёшки. Это символ того, что тут мирно соседствуют русские и турки-месхетинцы. И те и другие – гостеприимные и радушные хозяева. Неожиданно выглядит самая крошечная игрушка, одетая в голубой костюм дзюдоиста, символизирующая большой интерес к этому виду единоборств у местной ребятни.
Матрёшки Красной Яруги тоже несут много символов и образов. Например, на пузике старшей нарисованы мельница и красная рябина. Первая говорит о плодородии и хороших урожаях, вторая – брендовое дерево района. В руках мужичка – мешок сахара, намёк на Краснояружский сахарный завод.
Неблагодарное занятие – передавать словами фантазию художника. Лучше один раз увидеть фирменную краснояружскую игрушку, захотеть приехать сюда на фестиваль. Скучно, обещают организаторы, никому не будет.