Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 мая 2019,  10:24

На пузике моём – семья. Как матрёшка на краснояружской земле прижилась

На пузике моём – семья. Как матрёшка на краснояружской земле прижиласьИнна КосыхФото: Анна Золотарёва

Едем на родину белгородской Матрёны – в посёлок Красная Яруга. В третий раз в районе 8 июля, в День семьи, любви и верности, проведут фестиваль «Русь матрёшечная». Праздник весёлый, бурливый и домашний. В этот день лучшим краснояружским семьям дарят матрёшек.

С краснояружскими мастерами мало кто в области посоревнуется в авторской росписи матрёшек. Традиционные семейные ценности, которые объединяет образ русской игрушки, стали идейной нитью фестиваля.

«Матрёна, или матрёшка объединяет в себе базовые человеческие ценности: материнство, семью, русскую соборность, душевное тепло, покровительство, заботу. Матрёна – символ плодородия, изобилия и бесконечности жизни. Именно поэтому для демонстрации традиций, богатств, духовности нашего края была выбрана эта игрушка», – говорит начальник районного управления культуры Инна Косых.

Липовый эксклюзив

Подготовка к фестивалю, роспись белья – так художники называют деревянные заготовки игрушек – процесс бесконечный. Потому что кроме «Руси матрёшечной» сувенир-символ дарят семьям на все праздники, проходящие в сёлах, в день рождения посёлка Красная Яруга. Их желают купить туристы.

На матрёшечном «конвейере» с кистями и красками стоят Лилия Зернова, Ольга Морева, Валентина Ляпина – мастера прикладного творчества. Валентина училась росписи в Сергиевом Посаде. Её авторские работы бывали на вернисаже в Москве, многие деревянные семейки «мигрировали» за границу.

«Дипломную работу писала по матрёшкам, знаю историю. Идею создания русской разъёмной игрушки подсказала японская традиционная кукла – неваляшка дарума. В России матрёшка появилась в конце XIX века, рисовали её в виде маленькой девочки с петушком в руках», – рассказывает художница.

Краснояружские мастерицы расписывают комплекты, куда входят пять фигурок – улыбчивая красавица – мать семейства, мужичок с хитрым хозяйским прищуром и трое деток мал мала меньше. Материалом служит лёгкая и тонкая липа.

В авторской матрёшке нет табу на цвет и изображение. Поэтому существует такое великое множество вариантов одежды матрёны и её знаменитого семейства. И этим воспользовались краснояружские художницы.

Матрёшка-дзюдоист

Каждый сувенирный комплект уникален, выполнен в стилистике восьми сельских поселений. Например, на Репяховской территории работает питомник плодовых и декоративных кустарников, земляники, хвойников и цветов. Комплект матрёшки назвали «Во саду ли, в огороде», а все пять куколок держат в руках корзинки с цветами и ягодами.

Колотиловская матрёшка вобрала в себя несколько символических смыслов. Село Колотиловка – одно из старейших в районе, где единые семейные ценности объединили многонацио­нальное население. Поэтому у первой матрёшки на пузике нарисована семья. Вторая игрушка – это хозяин. В поселении многие семьи –
участники областной программы «Семейные фермы Белогорья» – держат скот, птицу. И игрушечный мужичок прижимает к себе петуха и телёночка.

В руках третьей – самовар, баранки и турецкие национальные лепёшки. Это символ того, что тут мирно соседствуют русские и турки-месхетинцы. И те и другие – гостеприимные и радушные хозяева. Неожиданно выглядит самая крошечная игрушка, одетая в голубой костюм дзюдоиста, символизирующая большой интерес к этому виду единоборств у местной ребятни.

Матрёшки Красной Яруги тоже несут много символов и образов. Например, на пузике старшей нарисованы мельница и красная рябина. Первая говорит о плодородии и хороших урожаях, вторая – брендовое дерево района. В руках мужичка – мешок сахара, намёк на Краснояружский сахарный завод.

Неблагодарное занятие – передавать словами фантазию художника. Лучше один раз увидеть фирменную краснояружскую игрушку, захотеть приехать сюда на фестиваль. Скучно, обещают организаторы, никому не будет.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×